Содружество
Одна из славных традиций советского цирка – оказание всесторонней помощи развивающимся национальным циркам братских стран. Содружество монгольского и советского цирков имеет полувековую историю. Рассказать об основных этапах этого содружества мы попросили заместителя генерального директора Союзгосцирка Юрия Александровича Матвеева.
На фото. Советские и монгольские артисты во время гастролей советского цирка в МОНГОЛИИ.
Первая поездка наших артистов в Монголию состоялась еще в 1931 году. Однако та группа артистов ГОМЭЦа, командированная Наркомпросом РСФСР, имела смешанный состав: в нее наряду c цирковыми входили и эстрадные артисты. Поэтому официальной датой первых гастролей цирка принято считать 1936 год, когда s Монголии побывала бригада артистов госцирка. B архивах Ленинградского музея циркового искусства нам удалось при активной помощи его директора H. Кузнецовой найти интересные документы той поры. Весьма любопытен один из них, подписанный председателем восточного аймачного омы на тов. Шагдаром (имя его в документе отсутствует).
«Прибывшая из СССР в связи c торжеством 15-летия МНР группа работников Госцирке дало в Байн-Тумене, Матаге и Томцыке 5 выступлений, на каждом побывало более 15 тысяч человек. Трудовое аратство и ревармейцы отнеслись к этим выступлениям c глубоким интересом и восхищались высоким развитием культуры и искусства в Советском Союзе, отмечая крепкую дружественную связь МНР и СССР. Воcточный аймачный амын приносит искреннюю благодарность от имени аратства и ревврмейцев руководителю цирка Волошину и его сотрудникам».
Сохранились и другие примечатeльные документы, которые помогают восстановить подробности тех исторических гастролей. Предлагаю вниманию выписки из них. «Удостоверение № 8», выданное артистам командованием одной из армейских частей: «Цирковая группа, прибывшая из дружественной Великой Советской страны, продемонстрировала свои номера перед составом дивизии, партийно-ревсомольскими и аратскими массами. Этим вы не только подняли наш молодой дух, но и оказали прекрасную практическую помощь в антирелигиозном деле, и потому мы подносим вашему директору монгольский национальный халат c кушаком. Шлем горячий привет вашему коллективу». А вот строки еще одного удостоверения: «19 августа 1936 года цирковая группа, прибывшая из СССР к XV годовщине МНР, продемонстрировала 2 раза исключительно интересные номера, a потому аймачное управление приносит им искреннюю благодарность и награждает руководителей монгольским халатом и козой, остальных товарищей козами, a трем женщинам — по лисе».
Трогательна простота этик «удостоверений», их лаконичный стиль и желание от всей души благодарить советских артистов. K сожалению, более подробных отчетов o поездке 1936 года и ближайших за ним годов в архивах не сохранилось.
Тем ценнеe воспоминания «Страница памяти», написанные народной артисткой МНР, лауреатом Государственной премии T. Ценд-Аюуш, одной из тех, кто стоял y колыбели монгольского циркового искусства. Вот что она пишет: «Мы горды тем, что в зарождении и развитии монгольского циpкового искусства большую и важную роль играет бескорыстная братская помощь советского цирка. 3а годы народной революции, перенимая огромный опыт советского циркового искусства, учась y мастеров, монгольский цирк достиг сегодняшнего уровня своего развития. Уже первые выступления советских артистов оставили глубокие впечатления y нашей молодежи, среди которой было немало талантливых людей. B 1935 году при ЦК Ревсомола был создан кружок «Худoжественно-физичeской гимнастики». Когда советские артисты в 1936 году посетили кружок, их руководитель A. M. Волошии посоветовал некоторым кружковцам продолжить учебу в Советском Союзе. B их число входили основоположники нашего современного монгольского циркового искусстве Ж. Раднаабаэар, Л. Нацаг, Гомбо. Эти трое юношей отправились учиться в СССР, где поступили в цирковое училище. Я считаю, что именно c этого периода началось творческое Содружество наших цирков. B 1939 году, во время очередных гастролей, Волошин совместно c вернувшимся на родину Раднаабазаром разработали план будущего национального цирка и поставили вопрос o его создании перед ЦК партии. B 1940 году X съезд Великого Народного Хурата принял решение создать монгольский национальный цирк. Тогда же в созданную при цирке школу были приглашены советские специалисты-педагоги по цирковому искусству: A. Волошин, B. Захарин, E. Алексеева, A. Чинов, C. Маслюков...»
Далее в своих воспоминаниях Ценд-Аюуш рассказывает o первых гастролях советского цирка в Монголии, o той большой помощи, которая была им оказана в борьбе c религией. Имелись даже случаи, когда ламы, эти ревностные служители культа, пропуская богослужения (что являлось немалым грехом), приходили на представления.
Труппа колесила по всей стране, совершая иногда переезды по 500-600 километров. B дороге ее подстерегало немало трудностей и опасностей: тяжелые бытовые условия, вражда отсталой части населения, разжигаемая ламами; неизвестные болезни. Во время выступления в Архангайском аймане скоропостижно скончался один из наших артистов. Еще в пути он почувствовал себя плохо, но номер отработал. Потом зашел за ширму, чтобы отдохнуть и переодеться, сел на стул, а встать с него уже не смог... На месте выступления, в степи, артисту поставили камень-памятник. Монголы чтили его память, y памятника постоянно лежали цветы. Но годы сделали свое дело: нaдпись на камне стерлась.
Когда мне рассказали историю o безымянном памятнике, я подумал — неужели не осталось документов o поездке, людей, помнящих фамилию этого артиста? Мы должны знать его имя. Любой, отдавший жизнь при исполнении своих обязанностей, достоин доброй памяти. A тем более человек, несший культуру братскому народу. Гастролирующий в Монголии B. Запашный вспомнил, что его отец упоминал имя умершего артиста. Кажется, его звали Борис. Это была уже какая-то ниточка, но она оказалась оборванной: в Москве я послал запрос в наш архив, но ни там, ни в ГУЦЭИ сведений o поездке не оказалось, a значит, имя его нам ничего не давало. Поговорил со старыми артистами — те руками развели и посоветовали обратиться к Волошину, который мог бы рассказать o той поездке. Но Александр Маркианович был болен и принять меня не смог. Будучи в Ленинграде, зашел в музей циркового искусства и там среди груды старых документов нашелся пожелтевший отчет o поездке 1931 года. B нем говорилось о смерти артиста номера «4 Марк» Якунина. Таким образом мы выяснили фамилию артиста и сообщили ее нашим монгольским друзьям.
Пока мы говорили только o гастролях советских артистов в Монголии. A выезжaл ли к нам в те годы монгольский цирк? За ответом вновь обратимся к воспоминаниям Ценд-Аюуш: «...B 1942 году, — пишет артистка,— монгольский цирк впервые дал представление в столице Бурятской АССР городе Улан-Уде. C тех пор наш цирк продемонстрировал свое мастерство зрителям Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Фрунзе, Душанбе, Алма-Аты и многих других городов. Последнее время Госцирк ежегодно отправляет в Советский Союз четыре номера для участия в международной программе. Помимо делегации нашего цирка, успешно представлявшей национальное искусство Монголии на всемирных фестивалях молодежи и студентов, проходивших в Москве в 1957 и 1985 годах, номера монгольских артистов (в жанре пластического этюда) входили в программу советского цирка, выступавшего в некоторых странах Латинской Америки и Азии. На Кубинском манеже наши девушки получили Гран-При. B Париже, впервые в истории отечественного искусства, монгольская артистка была удостоена золотой медали на конкурсе молодых артистов цирка. B Монте-Карло нем вручили специальный приз. Монгольская школа «пластического этюда» воспитала целую плеяду замечательных артисток, с успехом представляющих свою родину на всех пяти континентах.
Подготовка монгольских артистов проводится в Цирковой школе имени Ж. Раднаабазара — в Улан‑Баторе, ГУЦЭИ и ГИТИСе — в Москве. Мы хорошо понимаем задачи, которые нам предстоит решать в ближайшем будущем: нужно создавать большие цирковые произведения, носящие национальный характер; дрессировать хищных животных, обитающих на территории нашей страны; развивать жанры иллюзии, жонглирования, клоунады. Уверены — богатый опыт советского цирка, его поддержка, материально-техническая помощь будут способствовать успешному решению этих задач!»
Сотрудничество монгольского и советского цирков крепнет c каждым годом. Если раньше поездки наших артистов приурочивались к памятным датам в жизни МНР, то c 1974 года они стали регулярными.
И вот подошла юбилейная дата — 50-летие содружества циркового искусства СССР и МНР.
На открытии программы, получившей название «Найрым-бал» — «Дружба», присутствовали зам. заведующего отделом ЦК МНРП тов. Д. Цахигаан, министр культуры МНР тов. Б. Сумьяа, зам. министра иностранных дел МНР тов. Г. Дашдаваа, сотрудники посольства СССР в МНР, представители Союзгосцирка.
O том, что советский цирк хорошо принимают за рубежом, говорить излишне — это общеизвестно. Монголия не исключение. Но все же нынешние гастроли происходили c особенным успехом. На каждом представлении аншлаг, билеты проданы на две недели вперед. Число желающих посмотреть представление оказалось значительно больше, чем количество мест в цирке. Словом, за сорок пять представлений в цирке побывало сто тридцать пять тысяч человек. Это в два раза больше, чем в обычный, неюбилейный год.
На этот раз право представлять советское цирковое искусство было доверено башкирскому национальному коллективу, в который временно были введены аттракцион c хищниками B. Запашного, номер c дрессированными обезьянами Г. Разуваева, клоун А. Алешичев, который выступал и как коверный и как художник-моменталист.
Особенно хорошо зрители принимали номера Ю. Газизова, M. Султан-Гиреева, Д. Асадуллина, Л. Суановой, уже названных выше артистов. Я бы отметил и работу режиссера Ю. Туркинa, поставившего отличный парад-пролог, освежившего программу интересными решениями. Думается, юбилейные гастроли советского цирка монгольские зрители запомнят надолго.
Восторженные рецензии o гастролях наших артистов дали газеты Улан-Батора, радио столицы Монголии. А вот что написала про них T. Ценд-Аюуш: «Программа Башкирского цирка режиссерски решена очень талантливо, в ней хорошо прослеживаются национальные черты. Высок технический уровень исполнения, художественное решение номеров. Ваше искусство вновь подтвердило право называться лучшим в мире. Из каждого представления коллектива, из выступлений отдельных артистов наша цирковая молодежь черпает для себя все, что может помочь им в дальнейшей работе!»
Итак, первые юбилейные гастроли советского цирка прошли c большим успехом. Далее намечено провести месячник монголо-советской дружбы. Будет подготовлена совместная программа из выдающихся советских и монгольских номеров, которую в октябре увидят в Улан-Баторе, a в ноябре в одном из крупных городов СССР. Также в период месячника в Монголии побывает группа артистов «Цирка на сцене» — они будут гастролировать по всей стране, побывaют в различных аймаках республики. Одновременно в Улан-Батор выедет представительная делегация Союзгосцирка — ее ждут встречи c любителями цирка, работниками советских организаций за рубежом. K нам в этот же период приедет делегация Госцирка МНР.
Намечается широкий показ художественных и документальных фильмов o советском цирке, фотовыставок, посвященных цирковому искусств, его мастерам.
50 лет — солидная дата, и мы хотим отметить ее на высоком уровне. Тем более, что впереди нас ждет не один юбилей — ведь советский цирк сотрудничает со многими странами мира. Так пусть празднование пятидесятилетнего содружества циркового искусства СССР и МНР станет примером подобных мероприятий.
Беседу вел АЛЕКСАНДР ДРИГО
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1986 г.
оставить комментарий