Содружество - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Содружество

Советские и монгольские артисты во время гастролей советского цирка в МОНГОЛИИ.Одна из славных традиций советского цирка – оказание всесторонней помощи развивающимся национальным циркам братских стран. Содружество монгольского и советского цирков имеет полувековую историю. Рассказать об основных этапах этого содружества мы попросили заместителя генерального директора Союзгосцирка Юрия Александровича Матвеева.

На фото. Советские и монгольские артисты во время гастролей советского цирка в МОНГОЛИИ.

Первая поездка наших артистов в Монголию состоялась еще в 1931 году. Однако та группа артистов ГОМЭЦа, командированная Наркомпросом РСФСР, имела смешанный состав: в нее наряду c цир­ковыми входили и эстрадные арти­сты. Поэтому официальной датой пер­вых гастролей цирка принято счи­тать 1936 год, когда s Монголии побывала бригада артистов госцирка. B архивах Ленинградского музея цир­кового искусства нам удалось при активной помощи его директора H. Кузнецовой найти интересные документы той поры. Весьма любо­пытен один из них, подписанный председателем восточного аймачного омы на тов. Шагдаром (имя его в документе отсутствует).

«Прибывшая из СССР в связи c торжеством 15-летия МНР группа работников Госцирке дало в Байн-Ту­мене, Матаге и Томцыке 5 выступ­лений, на каждом побывало более 15 тысяч человек. Трудовое арат­ство и ревармейцы отнеслись к этим выступлениям c глубоким инте­ресом и восхищались высоким раз­витием культуры и искусства в Советском Союзе, отмечая крепкую дружественную связь МНР и СССР. Воcточный аймачный амын приносит искреннюю благодарность от имени аратства и ревврмейцев руководите­лю цирка Волошину и его сотруд­никам».

Сохранились и другие примеча­тeльные документы, которые помогают восстановить подробности тех исторических гастролей. Предлагаю вниманию выписки из них. «Удостоверение № 8», выданное артистам командованием одной из армейских частей: «Цирковая группа, прибывшая из дружественной Великой Совет­ской страны, продемонстрировала свои номера перед составом диви­зии, партийно-ревсомольскими и аратскими массами. Этим вы не только подняли наш молодой дух, но и оказали прекрасную практическую помощь в антирелигиозном деле, и потому мы подносим вашему дирек­тору монгольский национальный халат c кушаком. Шлем горячий привет ва­шему коллективу». А вот строки еще одного удостоверения: «19 августа 1936 года цирковая группа, при­бывшая из СССР к XV годовщине МНР, продемонстрировала 2 раза исключительно интересные номе­ра, a потому аймачное управление приносит им искреннюю благодар­ность и награждает руководителей монгольским халатом и козой, осталь­ных товарищей козами, a трем жен­щинам — по лисе».

Трогательна простота этик «удо­стоверений», их лаконичный стиль и желание от всей души благодарить советских артистов. K сожалению, более подробных отчетов o поездке 1936 года и ближайших за ним го­дов в архивах не сохранилось.

Тем ценнеe воспоминания «Стра­ница памяти», написанные народной артисткой МНР,  лауреатом Го­сударственной премии T. Ценд-Аюуш, одной из тех, кто стоял y колыбели монгольского циркового искусства. Вот что она пишет: «Мы горды тем, что в зарождении и развитии мон­гольского циpкового искусства боль­шую и важную роль играет бес­корыстная братская помощь совет­ского цирка. 3а годы народной ре­волюции, перенимая огромный опыт советского циркового искусства, учась y мастеров, монгольский цирк до­стиг сегодняшнего уровня своего развития. Уже первые выступления со­ветских артистов оставили глубокие впечатления y нашей молодежи, сре­ди которой было немало талантливых людей. B 1935 году при ЦК Рев­сомола был создан кружок «Худoжественно-физичeской гимнастики». Когда советские артисты в 1936 году посетили кружок, их руководитель A. M. Волошии посоветовал некоторым кружковцам продолжить учебу в Советском Союзе. B их число вхо­дили основоположники нашего совре­менного монгольского циркового искусстве Ж. Раднаабаэар, Л. Нацаг, Гомбо. Эти трое юношей отправи­лись учиться в СССР, где поступили в цирковое училище. Я считаю, что именно c этого периода началось творческое Содружество наших цир­ков. B 1939 году, во время очередных гастролей, Волошин совместно c вернувшимся на родину Раднаабаза­ром разработали план будущего на­ционального цирка и поставили воп­рос o его создании перед ЦК пар­тии. B 1940 году X съезд Великого Народного Хурата принял решение создать монгольский национальный цирк. Тогда же в созданную при цирке школу были приглашены совет­ские специалисты-педагоги по цирковому искусству: A. Волошин, B. За­харин, E. Алексеева, A. Чинов, C. Маслюков...»

Далее в своих воспоминаниях Ценд-Аюуш рассказывает o первых гастролях советского цирка в Мон­голии, o той большой помощи, кото­рая была им оказана в борьбе c религией. Имелись даже случаи, когда ламы, эти ревностные служители культа, пропуская богослужения (что являлось немалым грехом), приходи­ли на представления.

Труппа колесила по всей стране, совершая иногда переезды по 500-600 километров. B дороге ее под­стерегало немало трудностей и опасностей: тяжелые бытовые условия, вражда отсталой части населе­ния, разжигаемая ламами; неизвестные болезни. Во время выступле­ния в Архангайском аймане скоропостижно скончался один из наших артистов. Еще в пути он почув­ствовал себя плохо, но номер отра­ботал. Потом зашел за ширму, что­бы отдохнуть и переодеться, сел на стул, а встать с него уже не смог... На месте выступления, в степи, ар­тисту поставили камень-памятник. Монголы чтили его память, y памят­ника постоянно лежали цветы. Но годы сделали свое дело: нaдпись на камне стерлась.

Когда мне рассказали историю o безымянном памятнике, я поду­мал — неужели не осталось доку­ментов o поездке, людей, помня­щих фамилию этого артиста? Мы должны знать его имя. Любой, от­давший жизнь при исполнении своих обязанностей, достоин доброй па­мяти. A тем более человек, несший культуру братскому народу. Гаст­ролирующий в Монголии B. Запаш­ный вспомнил, что его отец упоминал имя умершего артиста. Кажется, его звали Борис. Это была уже какая-то ниточка, но она оказалась оборван­ной: в Москве я послал запрос в наш архив, но ни там, ни в ГУЦЭИ сведений o поездке не оказалось, a значит, имя его нам ничего не давало. Поговорил со старыми ар­тистами — те руками развели и по­советовали обратиться к Волошину, который мог бы рассказать o той поездке. Но Александр Маркианович был болен и принять меня не смог. Будучи в Ленинграде, зашел в музей циркового искусства и там среди груды старых документов нашелся пожелтевший отчет o поездке 1931 года. B нем говорилось о смерти артиста номера «4 Марк» Якунина. Таким образом мы выяснили фами­лию артиста и сообщили ее нашим монгольским друзьям.

Пока мы говорили только o гаст­ролях советских артистов в Монголии. A выезжaл ли к нам в те годы монгольский цирк? За ответом вновь обратимся к воспоминаниям Ценд­-Аюуш: «...B 1942 году, — пишет ар­тистка,— монгольский цирк впервые дал представление в столице Бурят­ской АССР городе Улан-Уде. C тех пор наш цирк продемонстрировал свое мастерство зрителям Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Фрунзе, Душанбе, Алма-Аты и многих других городов. Последнее время Госцирк ежегодно отправляет в Советский Союз четыре номера для участия в международной программе. Помимо делегации нашего цирка, успешно представлявшей национальное искус­ство Монголии на всемирных фести­валях молодежи и студентов, прохо­дивших в Москве в 1957 и 1985 годах, номера монгольских артистов (в жанре пластического этюда) входили в программу советского цирка, высту­павшего в некоторых странах Латинской Америки и Азии. На Кубинском манеже наши девушки получили Гран-При. B Париже, впервые в истории отечественного искусства, монголь­ская артистка была удостоена зо­лотой медали на конкурсе молодых артистов цирка. B Монте-Карло нем вручили специальный приз. Монголь­ская школа «пластического этюда» воспитала целую плеяду замечатель­ных артисток, с успехом представ­ляющих свою родину на всех пяти континентах.

Подготовка монгольских артистов проводится в Цирковой шко­ле имени Ж. Раднаабазара — в Улан‑Баторе, ГУЦЭИ и ГИТИСе — в Москве. Мы хорошо понимаем задачи, которые нам предстоит решать в ближайшем будущем: нужно со­здавать большие цирковые произ­ведения, носящие национальный ха­рактер; дрессировать хищных живот­ных, обитающих на территории нашей страны; развивать жанры иллюзии, жонглирования, клоунады. Уверены — богатый опыт советского цирка, его поддержка, материально-техни­ческая помощь будут способствовать успешному решению этих задач!»

Сотрудничество монгольского и советского цирков крепнет c каж­дым годом. Если раньше поездки наших артистов приурочивались к па­мятным датам в жизни МНР, то c 1974 года они стали регулярными.

И вот подошла юбилейная дата — 50-летие содружества циркового искус­ства СССР и МНР.

На открытии программы, полу­чившей название «Найрым-бал» — «Дружба», присутствовали зам. за­ведующего отделом ЦК МНРП тов. Д. Цахигаан, министр куль­туры МНР тов. Б. Сумьяа, зам. министра иностранных дел МНР тов. Г. Дашдаваа, сотрудники посоль­ства СССР в МНР, представители Союзгосцирка.

O том, что советский цирк хо­рошо принимают за рубежом, говорить излишне — это общеизвестно. Монголия не исключение. Но все же нынешние гастроли происходили c особенным успехом. На каждом пред­ставлении аншлаг, билеты проданы на две недели вперед. Число желаю­щих посмотреть представление оказа­лось значительно больше, чем коли­чество мест в цирке. Словом, за сорок пять представлений в цирке по­бывало сто тридцать пять тысяч человек. Это в два раза больше, чем в обычный, неюбилейный год.

На этот раз право представлять советское цирковое искусство было доверено башкирскому националь­ному коллективу, в который времен­но были введены аттракцион c хищ­никами B. Запашного, номер c дрессированными обезьянами Г. Разувае­ва, клоун А. Алешичев, который выступал и как коверный и как художник-моменталист.

Особенно хорошо зрители при­нимали номера Ю. Газизова, M. Сул­тан-Гиреева, Д. Асадуллина, Л. Суано­вой, уже названных выше артистов. Я бы отметил и работу режиссера Ю. Туркинa, поставившего отличный парад-пролог, освежившего програм­му интересными решениями. Думает­ся, юбилейные гастроли советского цирка монгольские зрители запомнят надолго.

Восторженные рецензии o гаст­ролях наших артистов дали газе­ты Улан-Батора, радио столицы Мон­голии. А вот что написала про них T. Ценд-Аюуш:  «Программа Башкир­ского цирка режиссерски решена очень талантливо, в ней хорошо прослеживаются национальные черты. Высок технический уровень ис­полнения, художественное решение номеров. Ваше искусство вновь подтвердило право называться лучшим в мире. Из каждого представления коллектива, из выступлений отдель­ных артистов наша цирковая моло­дежь черпает для себя все, что мо­жет помочь им в дальнейшей рабо­те!»

Итак, первые юбилейные гастроли советского цирка прошли c большим успехом. Далее намечено провести месячник монголо-советской дружбы. Будет подготовлена совместная про­грамма из выдающихся советских и монгольских номеров, которую в ок­тябре увидят в Улан-Баторе, a в нояб­ре в одном из крупных городов СССР. Также в период месячника в Монголии побывает группа артистов «Цирка на сцене» — они будут гаст­ролировать по всей стране, побы­вaют в различных аймаках респуб­лики. Одновременно в Улан-Батор выедет представительная делегация Союзгосцирка — ее ждут встречи c любителями цирка, работниками со­ветских организаций за рубежом. K нам в этот же период приедет делегация Госцирка МНР.

Намечается широкий показ худо­жественных и документальных филь­мов o советском цирке, фотовыставок, посвященных цирковому искус­ств, его мастерам.

50 лет — солидная дата, и мы хотим отметить ее на высоком уров­не. Тем более, что впереди нас ждет не один юбилей — ведь советский цирк сотрудничает со многими стра­нами мира. Так пусть празднование пятидесятилетнего содружества цир­кового искусства СССР и МНР станет примером подобных мероприятий.

 

Беседу вел АЛЕКСАНДР ДРИГО

Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1986 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования