Содружество поэта и артиста
С Маяковским мне довелось познакомиться у клоуна Виталия Лазаренко.
Однажды после моего дебюта в Московском цирке мы вместе с Лазаренко зашли к нему домой. Велика была моя радость, когда «на огонек» заглянул Владимир Владимирович.
— Вот тот самый Петруша, о котором я тебе рассказывал, — представил меня Виталий Ефимович. Маяковский крепко пожал руку:
— Приветствую рабочего от арены!
В тот вечер мы долго беседовали о цирке, его задачах, о клоунаде и клоунах. Со свойственной ему горячностью Маяковский говорил, что цирк с каждым днем завоевывает все большую популярность среди рабочих и крестьян и что это необходимо максимально использовать в целях агитации в пропаганды.
— В цирке, — говорил поэт, — как нигде, можно сделать агитацию живой, веселой, со звоном.
— Так ведь нет же репертуара, — заметил Лазаренко.
— Верно говоришь, Виталий, — согласился Владимир Владимирович. — Репертуара, хотя бы немного созвучного революционной действительности, у нас нет. Но он будет! Поверь, что будет.
— Верю, а пока...
— А пока, — перебивает Маяковский и хохочет, — пока исполняй свои куплеты о злой теще. Петруша, — повернулся он ко мне, — ты тоже взял на вооружение тещу?
— «Бессмертная» цирковая теша уже не вызывает улыбок. Над кем теперь смеяться?
— Над кем? — переспросил Маяковский и тут же ответил: — Над всплывшей на поверхность нэпманской дрянью, над купцами, спекулянтами, взяточниками, дельцами. Над теми, кто забыл о своем долге перед народом, над чинушами, бюрократами, прогульщиками, летунами...
Впоследствии мне приходилось неоднократно встречаться с поэтом у Виталия Ефимовича и в цирке. Маяковский присматривался к нашей работе, подсказывал темы реприз, заставлял без конца читать шутки и диалоги, чтобы лучше почувствовать, что вернее доходит до зрителей. Я наблюдал, как росло и крепло содружество поэта и артиста, видел, сколько в их отношениях было настоящего интереса друг к другу. Маяковский специально для Лазаренко написал антре «Чемпионат всемирной классовой борьбы». Он собирался много еще сделать для цирка.
— Хочу показать выпоротую и расстрелянную Россию.
Эти слова поэта я вспомнил спустя несколько лет, когда в цирках успешно шла его пантомима «Москва горит».
П. ТАРАХНО
Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.
оставить комментарий