В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Волшебник из Индии Соркар - младший

Иллюзионист Про­дип Чандра СоркарВ этот вечер желающих попасть на представление группы иллюзионис­тов из Индии под руководством Про­дипа Чандры Соркара было гораздо боль­ше, чем мог вместить зал Театра драмы и комедии на Таганке, где индийские артисты демонстрировали своз искусство.

Напротив театра среди шумной наэлектризованой толпы спрашивающих «лишний билетик» одиноко стоял мальчик лет двенадцати и высоко над головой держал на длинной Ттонкой палке плакат с над­писью: «Куплю билет на индийского фокусника». Прохожие сочувственно улы­бались ему, от души желая удачи. Даже «конкуренты» одобрительно посмат­ривaли на плакат.

Когда я уже был в зале, мне по­чему-то вспомнился этот мальчишка, стоящий под дождем, изрядно вымокший, c глазами, полными надежды. И мне стало как-то не по себе. B зале было уютно и тепло, a он там.., но тут начал гаснуть свет и представление началось...

На гастроли в Советский Союз – это  было в сентябре 1955 года — индийские артисты привезли большую, на­сыщенную интересными трюками иллюзионную программу. Душой этого волшебного представления, его главным героем был выдающийся индийский артист Продип Чандра Соркар, сьiн всемирно известного факира из Индии Протула Чандры Соркара, гастролировавшего в СССР в 1962 году. Продип Чандра Соркар имеет сорок семь наград за победы на различ­ных международных конкурсах иллюзио­нистов. Все эти награды говорят o не­сомненной незаурядности артиста, много­гранности его дарования. Москвичи смог­ли по достоинству оценить талант Про­дипа Соркара-младшего, его необыкновенное умение c первой и до послед­ней минуты держать зрителей вo власти своего сценического обаяния.

Зрители увидели пятнадцать эффектных трюков-номеров. Я не оговорился, ставя два эти слова рядом, так как каж­дому трюку найдено свое художествен­но-образное решение. Так, одни номера, такие как «Привидение», «Излечение хро­мой», «Наказанный вор», решены в фор­ме нaивно-простодушной пантомимы и опираются, как правило, на мифологическую основу, другие — например, «Игра c голубями», «Сундук-молния», «Чудо-карты» — представлены как своеобразная бесхитростная н свободная игра. Обе эти формы сценического воплощения трюков дают возможность создания точ­ного темпо-ритма каждого номера, выте­кающего из драматургии спектакля. Я опять же не оговорился, назвав пред­ставление спектаклем. Уточню лишь, что по форме — это эстрадный спектакль со всеми присущими ему элементами, состоял он из самостоятельных номеров, объединённых единым замыслом и соединенных между собой — через трюк  своеобразным стержнем, который словно чудо-клей связал в один монолит все номера программы. Автором сценария и режиссером-постановщиком всего спектакля является сам Продип Соркар, исполнивший также и роль конферансье.

Фрагменты выступления Про­дипа Чандры Соркара Ее необычность состояла e том, что артист после каждого разговора со зрителями покидал сцену, мгновенно переодевался и появлялся вновь — уже в качестве главного исполнителя очередного чуда.

На фото Фрагменты выступления Про­дипа Чандры Соркара

Спектакль сопровождал инструментальный ансамбль, а автором музыки, звучавшей на протяжении всего спектакля, был также Продип Соркар, который успешно справился c творческой задачей. Музыка была важным элементом иллю­зионного спектакля. Она точно переда­вала внутреннее напряжение каждого номера и демонстрируемого трюка, а это заставляло зрительный зал следить за происходящим на сцене c огромным инте­ресом. И Продип Соркар настолько эмоционально в своей пластике сливался C музыкой, что порой казалось: он сам — ее живое воплощение.

B иллюзионном спектакле индийских артистов зрители увидели немало тради­ционных фокусов («распиливание» ассис­тентов вдоль и поперек, «зависание» в воздухе и др.), но, как сказал Про­дип Соркар, для него и его коллег главное не то, что они показывают, a как!

Действие в каждом номере выстрое­но так, что ваше внимание полностью сосредоточено на демонстрации трюка. Пантомима не отвлекает, a, наоборот, создает а каждом номере соответствую­щую атмосферу. B этом видна очень точная и высокопрофессиональная режис­сура.

Хотелось бы обратить внимание на одно чрезвычайно важное обстоятельство. Как Известно, в крупных аппаратурных аттракционах руководитель, являющийся, как правило, ведущим исполнителем, сам редко принимает участие в непосред­ственном выполнении трюка. Эта роль от­водится обычно многочисленным ассис­тентам. О н же, присутствуя на сцене или манеже, руководит действиями по­мощников, делает магические пасы и лишь создает видимость того, что Все зависит от его «волшебной силы». И если в таком аттракционе главный исполнитель слаб, начинает казаться, что артист лишь при­сутствует при ассистентах. Они и без него знают, что им делать, думает зритель. B такой ситуации в роли чародея, мага и волшебника нужна яркая, само­бытная личность, которая бы словно маг­нит притягивала к себе внимание ауди­тории.

Вот почему программа группы иллю­зионистов из Индии пользуется успеxом. Главное, что выносят зрители после про­смотра иллюзионного спектакля, — это впечатления от встречи c незаурядным артистом — Продипом Соркаром.

Наши гости предпочитают показывать свои спектакли на театральных сценах. Думаю, это объясняется спецификой трю­ков, оснащенных крупным реквизитом, состоящим из клеток, сундуков, беседок, сервантов, ширм и ящиков. Притом мно­гие трюки исполняются c людьми. Каж­дый трюк требует особого сценического оформления, технических приспособлений и специального светового решения. Такие условия мажет дать только театральная сцена.

Представление началось прологом, состоящим из музыки в исполнении ин­струментального ансамбля и светотехни­ческого калейдоскопического эффекта на специальном экране. Это создало в зри­тельном зале необходимую эмоциональ­ную атмосферу для восприятия последую­щих «чудес».

B первом номере «Вода Индии» зри­тели увидели трюк «неиссякаемый кув­шин», опирающийся на древнюю легенду о том, что когда-то давним-давно по земле Индии ходил святой. Проходя по стране, он набирал в кувшин немного воды. Так в его небольшом кувшине, свободно умещавшемся на ладони, была собрана вода из всех уголков Индии.

И произошло великое чудо — сосуд стал неиссякаемым. Любом человек, стра­дающий от жажды, мог утолить ее во­дой из кувшина, превратившегося в веч­ный родник.

После Демонстрации «неиссякаемости» сосуда (в этом номере участвовала вся труппа), кувшин оставался на сцене на протяжении всего спектакля. По окон­чании очередного номера Продип Соркар подходил к кувшину, и из него вновь лилась вода, символизирующая путешест­вие по Индии.

Одним из самых интересных в спектак­ле был номер «Глаза-рентген», в котором наиболее ярко проявилось дарование Про­дипа Соркара.

На сцену из числа зрителей были при­глашены восемь помощников. Причем, приглашая зрителей, артист подчеркивал желательность того, чтобы это были люди самых разных профессий и возрастов.

На сцене — грифельная доска, рядом на подносe лежат кусочки мела. Кто-либо из зрителей, находящихся на сцене, пишет четырехзначное или пятизначное число, a артист c завязанными глазами быстро подходит к доске и повторяет это число.

B самом начале номера артист дал примерить свою повязку каждому из зри­телей-помощников. Все убедились, что она абсолютно непроницаема. Однако, чтобы окончательно уверить всех в том, что он лишен возможности что-то видеть, Про­дип Соркар взял s руки белую вязкую массу, напоминающую густое тесто, и стал лепить из иве что-то наподобие толстой лепешки. Когда лепешка была готова, он приложил ее к глазам, a сверху завязал повязкой.

Затем каждый из восьми помощников проверил ее плотность, причем все своими пальцами надавливали на повязку, чтобы тесто плотнее прилегало к лицу. Все это окон­чательно убедило зрительный зал в том, что артист действительно лишен Возмож­ности что-либо подсмотреть. И то, что произошло дальше, повергло в изумле­ние даже опытных профессионалов, присутствовавших на представлении. Артист стоит c завязанными глазами лицом к зри­тельному залу. Грифельная доска находится за его спиной, слева от него. Пооче­редно зрители подходят к доске и что-либо пишут. Артист быстро воспроизводит на доске написанное. Если кто-то из зрителей-помощников написал слож­ную математическую формулу, артист мгновенно ее решает, причем абсолют­но точно.

Затем Продип Соркар начинает импро­визировать и еще более усложнять трюк. Одного из зрителей он, например, попросил нарисовать небольшую картин­ку, л затем, подойдя к доске, дополнил рисунок — создал свой автопортрет с автографом.

Особенно эффектен трюк, когда он просит очередного помощника писать лю­бые цифры в быстpoм темпе по всей доске, a сам в это время синхронно c ним повторяет все эти цифры. Сор-кар просит зрителя писать быстрее, еще быстрее,— создается впечатление, что ар­тист обгоняет ассистента, и когда через всю доску пpoтянулись две ленты цифр, ошеломленные зрители увидели, что обе строчки абсолютно идентичны. Артист сни­мает повязку и c трудом отлепляет тесто от глаз. Зрители награждают артиста громом аплодисментов.

Boсточные фокусники во все времена включали в свои выступления номера, перед показом которыx вполне уместно было бы объявить: «нeрвных просим уда­литься». Например, такие как кгильоти­на», «Привидение», «Распиливание элект­рической пилой». Но в том-то и дело, что зти фокусы в исполнении Продипа Соркара смотрятся легко благодаря изящ­ной исполнительской манере артиста, присущему ей юмору.

Благодаря стремительному темпу, отсутствия акцентирования и смакования натуралистических деталей, эти номера не оставляют тяжелого впечатления.

Артист сумел найти сомнительным в эстетическом отношении трюкам интерес­ное, художественно-образное решение.

Богатая мимика, выразительная пласти­ка, сценическое обаяние и бурный актер­ский темперамент в сочетании с чув­ством юмора — составляющие суть качества дарования индийского фокусника.

Представитель восьмого поколения динас­тии факиров, Соркар прирожденный ар­тист. Контакт c публикой он устанав­ливает мгновенно. Манеру исполнения Продипа Соркара отличают идеальная от­ра6отанность каждого трюка, жеста, зало­гом же успеха всего коллектива являет­ся полное взаимопонимание артиста c партнерами - ассистентами, слаженность всего ансамбля участников.

Пpoщаясь со зрителями, Пpoдип Чанд­ре Соркар сказал, что счастлив побывать в Советском Союзе, и отметил, что в Индии очень сердечно относятся к советским людям, питая к ним чув­ства дружбы и признательности.

Выходя из театра, я увидел среди лю­ден, покидающих зрительный зал, маль­чика — того самого, который стоял на улице под дождем со своим трога­тельным плакатиком «Куплю Билет на ин­дийского фокусника». Лицо его светилось счастливой улыбкой.

 

Анатолий Бойко

Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100