Соркар на улице Бомбея
Индию издавна называют страной чудес. Представляется, что люди там постигли нечто, недоступное другим народам. И когда путешественник попадает в какой-нибудь город Индии, он еще больше утверждается в этом мнении.
На первых же порах ему обязательно встретятся заклинатели змей, заставляющие быстрых, как молния, кобр задумчиво танцевать под звуки заунывной музыки. Увидит он и бродячих факиров, которые прямо на мостовой бросают в корзину с землей семечко и в какие-нибудь пять минут выращивают из него зеленое деревце. Случается встретить бородатых йогов; они спокойно ступают босыми ногами по костру, на многие часы их опускают в глубокую могилу, без очевидного вреда для них.
Волшебство разлито как бы в самом воздухе Индии. Здешних жителей не удивишь самыми изощренными фокусами. И тем поразительнее постоянный и огромный успех индийского иллюзиониста Соркара в любом городе этой обширной страны. Можно объяснить восторги публики, когда Соркар дает представления в Англии, Франции, Соединенных Штатах Америки, Австралии, Японии. Но в Индии, чтобы заслужить славу Великого, фокусник, наверное, действительно должен творить чудеса.
Соркар — основатель и президент Общества иллюзионистов Индии, почетный член кружков фокусников Бельгии и Западной Германии, «мэтр-фокусник» Французской ассоциации фокусников, дважды лауреат премии Сфинкс» (международная премия в области искусства фокусов, присуждаемая в Нью-Йорке). В 1962 году Великий Маг побывал и в Советском Союзе. Гастроли продолжались около месяца — он выступил в Москве и Ленинграде. Гость показал интересную программу. Он заставлял по мановению волшебной палочки взвиваться в воздух столы со стоящими на них вазами, на глазах публию» без традиционного ящика «распиливал» циркульной пилой свою ассистентку пополам — видно было, как пила вгрызалась в «живое» тело. Это было искусство иллюзии высшего класса.
Но Соркар отнюдь не утверждает, что обладает какой-то сверхъестественной силой. Он говорит, что самое главное не то, что иллюзионист показывает, а то, как он это показывает. Зритель многообразен, одному нравятся пышные и загадочные эффекты, другому — внешняя простота трюка. Но все без исключения высоко ценят артистичность, сценическое мастерство фокусника. Прирожденный талант и многолетний труд позволили Соркару достичь этого мастерства. Искушенные индийские зрители видят в нем прежде всего великого актера, умеющего по-новому рассказать о том, что они уже знают.
Недавно мне случилось побывать на представлениях Соркара в Индии. После посещения Советского Союза его программа «Инд-ра-джал» обогатилась новыми номерами. Представление длилось долго, но никого не утомило. С самого начала Соркар сумел установить контакт со зрителями. Он предстал перед своими поклонниками эдаким добродушным, несколько ироническим человеком, он как бы всем своим видом говорил: посмотрите, какие забавные манипуляции можно делать с обыкновенными вещами, если внимательно изучить их свойства. Он не пытался создать завесы таинственности между собой и залом, не прибегал к эффектным магическим «пассам». Нет. Он двигался не спеша, шутил, рассказывал о своих поездках за границу, в Советский Союз. И вместе с тем ни на одну секунду не сбился с четкого ритма.
Так может вести себя на сцене только человек, для которого выступление — удовольствие. И на самом деле, непринужденная демонстрация фокусов, очевидно, является естественной потребностью для Соркара.
— Я живу фокусами, — признается Великий Соркар. — Сколько я себя помню, я всегда находился в обстановке исчезающих и появляющихся предметов, в обстановке, где они приобретали неожиданные чудесные качества.
Соркар — это сценическое имя Портула Чандра Саркара. Он родился пятьдесят четыре года назад в семье фокусника. Фокусниками были его деды и прадеды. Имя его далеких предков упоминается в дворцовых хрониках индийского императора из династии Великих Моголов — Джахангира. Еще тогда семья Саркаров была желанным гостем на увеселительных вечерах императора. Нынешний представитель рода волшебников с отличием окончил математический факультет Калькуттского университета, но он не изменил семейной традиции.
Вместе с тем не прошли даром годы пребывания в университете. На незаурядных знаниях математики построены некоторые номера артиста. Соркар берет кусок теста, залепляет им свои глаза. Поверх надевается непроницаемая повязка из черного бархата, затем еще одна повязка. На сцену выносится большая классная доска. Желающие ил публики пишут на ней мелом любые многозначные цифры. С поразительной быстротой Соркар множит в уме эти числа, извлекает из них квадратные, кубические корни, возводит их в третью, четвертую степень. Ответы он ставит точно под записями зрителей.
Затем математика уступает место шуточным рисункам. Вы можете изобразить на доске прямую линию, круг, замысловатую спираль, все, что угодно. Не снимая повязок, Соркар дополняет «каракули» двумя-тремя штрихами и на доске уже несется бесшабашный всадник, или хитро подмигивает бородатый представитель индийской секты сигхов в традиционном тюрбане, или появляется индийская танцовщица. Мне рассказали, Соркар ежедневно тренируется в искусстве шаржа.
Огромный опыт нескольких поколений унаследовал Соркар. Ему известны тысячи трюков, демонстрировавшихся еще две, три сотни лет назад, и в то же время последние новинки «электронной» иллюзии. Он словно перестал разделять сцену и повседневную действительность — сложнейшие трюки он демонстрирует для собственного удовольствия. Сотни рассказов ходят о неожиданных шутках Соркара над родными и знакомыми. Когда Великий Маг женился, на торжественном обеде его теща подала ему блюдо со сладостями. «Кто-то вас обманул, — сказал Соркар, открывая крышку. — И не положил сюда ничего». Изумленная женщина, сама отбиравшая сладости, увидела пустое блюдо.
В Париже Соркар, удивляя прохожих, ездил на велосипеде по оживленным улицам с завязанными глазами и головой, покрытой до самых плеч глухим черным мешком. В Лондоне в присутствии врачей «отрезал» у своего ассистента кончик языка и тут же вновь «приживлял» его на место. Соркар не боится, что секреты его трюков узнают. Его копилка неистощима. Он уже выпустил около десятка книг с описанием фокусов и иллюзионных трюков. И продолжает изобретать дальше. Меня заинтересовал трюк с исчезающим автомобилем. Во время представления на сцену въехал небольшой автомобиль, в него уселась ассистентка Соркара. А потом вдруг с хорошо освещенных подмостков автомобиль исчез, словно растаял.
— Как это делается? — спросил я иллюзиониста в антракте.
— Очень просто. Специальная система подсвета делает машину то видимой, то невидимой.
Просто! Но я так и не смог до конца разобраться в секретах трюка. Да и лондонские врачи до сих пор недоумевают: настоящий кончик языка они держали в руках или это была искусная подделка?
Соркар сравнительно редко выступает в Индии. Большую часть времени он нахо-дктся в зарубежных поездках. С большой теплотой Соркар вспоминает свое турне в Советский Союз, хотя был у нас всего один раз.
— Необыкновенно дружелюбные люди в Москве и Ленинграде, — говорит он. — Необыкновенно сплоченный и гостеприимный народ. Вы знаете, советские специалисты снабдили меня великолепной осветительной аппаратурой, и я вожу ее теперь повсюду. Гастроли в вашей стране навели меня на мысль создать номер «Спутник». Вы его видели, он пользуется большим успехом. Кстати, когда я показывал его в Америке, от меня потребовали изменить название. Американцы знают номер как «Ракета». Но для меня он всегда оставался «Спутником», памятью о Москве.
Соркар мечтает вновь побывать в Советском Союзе. Он хочет привезти к нам представителя восьмого поколения знаменитого рода иллюзионистов, своего сына Соркара-младшего. Как и отец, Соркар-младший окончил Калькуттский университет, получил звание бакалавра наук, но считает своим призванием сцену. Отец и сын приготовили и два новых волшебных акта: «Из пушки на Луну» и «Живой экран». Во время первого номера ассистенткой заряжают большую пушку и стреляют. Девушка оказывается на «Луне» — в большом закрытом шаре под потолком сцены. Во время второго номера Соркар с сыном появляются сначала на киноэкране, а потом шагают с него на сцену, чтобы продолжить представление.
В. КУРАНОВ
Журнал Советский цирк. Июнь 1968 г.
оставить комментарий