Сотрудничество - залог успеха
В мае 1977 года в Улан-Баторе состоялось совещание директоров цирковых предприятий Болгарии, Вьетнама, ГДР, СССР. Кубы, Лаоса, Польши, Румынии, Венгрии. О том, как проходило совещание, рассказывает его участник профессор Ю. Дмитриев.
На совещание в столицу Монголии съехались генеральные директора и заместители директоров многих цирков разных стран. Тема совещания — шестидесятилетие Великой Октябрьской социалистической революции и сотрудничество цирковых предприятий братских социалистических стран.
Открыл совещание и председательствовал на нем первый заместитель министра культуры Монголии С. Цэрендорж. Он обратил внимание на то, что совещание руководителей цирков стоит в одном ряду с творческим обменом опытом во всех сферах художественной деятельности. В октябре 1976 года здесь же, в Улан-Баторе, собирались министры культуры социалистических стран. Потом в Праге на конференции обменивались опытом руководители кинематографических организаций. В Софии состоялось совещание руководителей отделов внешних сношений министерств культуры социалистических стран, в Будапеште собирались начальники театральных управлений, о Тбилиси — секретари композиторских организаций, в Будапеште — руководители писательских
организаций. Все эти встречи свидетельствуют о постоянном стремлении народов этих стран к всестороннему обмену достижениями. И цирки, естественно, не могут быть в стороне от культурных связей.
С докладом на совещании выступил директор монгольского цирка Б. Доржсурен. Он рассказал, что в 1931 году, в дни десятой годовщины Монгольской революции, в страну впервые прибыла советская цирковая группа, руководимая М. Рейсом. На протяжении последующих лет советский цирк постоянно способствовал становлению цирка в Монголии. Особенно велика в этом отношении роль А. Волошина.
Начиная с 1957 года монгольские артисты начали принимать участие в международных программах, а с 1960 года целые монгольские программы давали представления в различных странах. Монголия же принимала артистов из стран социалистического содружества, в первую очередь из СССР.
Выступая на XVII съезде Монгольской народно-революционной партии, товарищ Ю. Цеденбал говорил, что священный долг деятелей литературы и искусства больше поднимать проблемы современности, глубже проникать в психологию героев, овладевать разнообразием и богатством форм и стилей, неукоснительно соблюдать принципы социалистического реализма — партийность и народность.
И перед цирком, подчеркнул Доржсурен, стоят важные задачи обогащения репертуара новыми интересными номерами и аттракционами, повышения мастерства артистов, улучшения обслуживания трудящихся, укрепления установленных связей с братскими странами.
Выступавшие по докладу представители различных стран рассказывали об опыте работ своих цирков. С большим вниманием было прослушано выступление управляющего Союзгосцирком А. Колеватова, рассказавшего о строительстве в СССР новых цирков, о создании номеров и целых коллективов, о работе с творческой молодежью в свете Постановления ЦК КПСС.
О том, как в труднейших условиях войны и империалистической агрессии действовали цирки во Вьетнаме и Лаосе, рассказали их руководители — Нго Нгок Йенг и Жан Фонг Тадавонг. Они же рассказали о работе цирков в современных условиях, об изменениях, происшедших в мирное время.
Особый интерес представляло выступление О. Нецкера, старейшего циркового деятеля, вот уже двадцать пять лет стоящего во главе цирков ГДР. Опыт у него громадный.
Признав несомненные достижения цирков социалистических стран, Нецкер заметил, что в их программах наиболее значительное место должны занимать номера, характерные для манежа и в первую очередь связанные с животными. Именно в этой области цирк не имеет конкурентов. Только в цирке можно увидеть львов, тигров, пантер, слонов, медведей во всей их красоте, а главное, укрощенных человеком.
Другая существенная проблема — соревнование с буржуазным цирком. Здесь нельзя не учитывать следующих обстоятельств. Сегодня в буржуазном мире идет все более очевидная монополизация циркового дела. Огромные цирки располагают материальными возможностями для ведения постановочной работы, и они все чаще приглашают квалифицированных режиссеров и художников. Современный буржуазный цирк — это далеко не всегда случайный конгломерат номеров, но часто хорошо организованное режиссером действие. Об этом надо думать очень серьезно, особенно когда наши цирки выезжают за границу. Наш цирк должен быть постановочно интересней, чем цирк буржуазный. И тут же возникает еще одна проблема.
В крупнейших цирках мира, у тех же братьев Ринглинг в США, не менее чем семьдесят процентов номеров приглашены из социалистических стран, но ведь зрители этого не знают, в результате и материальный и моральный успех выпадает на долю американского цирка. Верно ли это? Разве мы не обязаны пропагандировать в буржуазном мире свой цирк?! С особым вниманием надо отнестись к фестивалю цирков, проводимому в Монте-Карло. Он проходит под протекторатом принца Рене, но субсидируется цирком Ринглинг — это для цирка дополнительная и основательная реклама. Через короткое время на афише появится: «Артист такой-то, победитель мирового конкурса». И что характерно — в жюри не введен ни один представитель из социалистической страны. И если на этом конкурсе и появляются наши номера, то случайно и далеко не всегда лучшие.
Выступление Нецкера было поддержано руководителем болгарских цирков Г. Биневым, и он же под аплодисменты всех присутствующих заявил, что в феврале — марте 1978 года в Софии будет проведен Европейский фестиваль циркового юмора, включающий выступления клоунов, музыкальных эксцентриков и других мастеров комического.
Советскому Союзу есть что показать на фестивале. Напоминаю, что на прошлом фестивале первые призы получили А. Николаев и Г. Отливанник. Будет негоже, если на этот раз советский цирк отстанет. А соревнование предстоит сложное.
В дни совещания в стационарном цирке Улан-Батора показывалась интернациональная программа «Дружба», а которой участвовали артисты из СССР, Кубы, Румынии, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Польши.
Несколько слов хочется сказать о программах международной и составленной из номеров монгольских артистов.
Что касается первой, то в ней явно не хватало масштабных произведений. Мало в этой программе было юмора, смеха, зачастую шла простая демонстрация трюков. Это относится и к номеру советских гимнастов на кольцах Т. и А. Мокия. Конечно, то, что они показывают, уступает высшим достижениям мастеров спорта по гимнастике, и в то же время здесь явно не хватает актерской игры.
Если уж советский цирк участвует в международной программе, то это должен быть первоклассный номер. Престиж нашего искусства нельзя терять или даже снижать ни при каких обстоятельствах.
Лучшими в международной программе были выступления вьетнамского дрессировщика обезьян и комико-акробатической труппы из Польши.
В программе монгольских артистов несколько подлинно хороших номеров. Среди них джигиты, руководимые Д. Норовцерэном. Номер темпераментный, артисты показывают хорошие трюки, использующие мотивы национального спорта и игр, хотя бы стрельбу из луков во время хода лошадей.
Ш. Цогцэцэг, Ц. Сэлэнгэ и Б. Алтанцэцэг на трех перпендикулярных земле канатах синхронно исполняют достаточно сложные трюки. Синхронность придает номеру особую, я бы сказал, балетную выразительность. Выступление дрессировщика медведей Д. Саруулторса нельзя назвать новаторским, но подается номер легко, непринужденно.
Иллюзионист X. Цэнд-Аюош показывает известные фокусы: «Дама в воздухе», «Омоложение» («Прокалывание»), «Сундук-молния».
Монгольский артист работает чисто, уверенно и, что очень существенно, с юмором.
Шестикратный чемпион Монголии по национальной борьбе, мастер спорта Д. Дамдин выступает с силовым аттракционом, ловко оперирует гирями и штангой. Бесспорно, он использует опыт В. Херца и Г. Новака, но также включает элементы народных спортивных игр.
В программу также включены и другие интересные номера. Словом, мы имели возможность посмотреть большое и разнообразное представление, совсем не уступающее, а в чем-то превосходящее те, которые идут в некоторых наших цирках.
К тому же были показаны три номера, о которых можно сказать, что они достигли уровня подлинно мирового класса. Это номера парного каучука, клишничества и эквилибристики, опять-таки соединенной с каучуком. Все номера поставлены Т. Цэнд-Аюош. Каждый номер отличается разнообразием и по трюкам и по манере их подачи, но каждый не только силен технически, а необычайно выразителен пластически. Это живые скульптуры, поражающие не тем, как артистки гнутся или стоят на руках, а тем, что каждая поза передает определенное настроение — это подлинно лирические новеллы.
К сожалению, оркестр иногда излишне гремит и музыка не всегда органически входит в самую суть номера. Использование света в качестве эмоционального фона для номеров пока еще недостаточно.
И в заключение позволю повторить предложение, сделанное мною во время приема у секретаря ЦК МНРП министра культуры Монголии т. Сосорбарама. Мне кажется, что монгольский цирк сейчас находится на таком высоком художественном уровне, что стоило бы создать коллектив из числа лучших артистов и поставить, привлекая режиссера, композитора, художника по свету, специальную программу, с тем чтобы такая программа была бы показана в Москве, Берлине, Софии и в других столицах. Уверен, что успех такой коллектив будет иметь большой. И тогда весь мир увидит, какого успеха достигла Народная Монголия в области культуры, и, в частности, в области циркового искусства. Думаю, что это пойдет на пользу не только монгольскому, но и мировому цирку.
Ю. ДМИТРИЕВ
оставить комментарий