Советские артисты цирка в Болгарии - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Советские артисты цирка в Болгарии

— Будто  у себя дома... Так ответил один из моих старых друзей на вопрос о том, как он се­бя  чувствовал  в   Болгарии.

Каюсь, я тогда считал ответ этот несколько преувеличенно востор­женным. Но теперь, после более чем двухмесячного пребывания в Болгарии, должен признать, что приятель мой нисколько не погре­шил против истины. Не только я — вся наша группа с исключительной теплотой вспоминает каждый этап, каждый день и час общения с доб­рыми, верными болгарскими друзьями. Еще в поезде, который мартов­ским вечером отошел от дебаркаде­ра Киевского вокзала в Москве и по­мчался среди золотистых россыпей огней подмосковных поселков, мы познакомились с молодым болгари­ном. Он стоял в коридоре вагона, чуть не касаясь головой потолка, и сверкая белозубой улыбкой, востор­женно рассказывал нам о своей род­ной стране на довольно хорошем русском языке.

— Вас  там  наверняка ждет боль­шой  успех. Могу за это поручиться...
— Почему   вы   так   думаете?    Вы тоже артист?
— Нет,  что  вы,   я  никакого  отно­шения к  искусству не имею.

Наш спутник товарищ Савва То­мов оказался директором софий­ского завода электроприборов «Искра».

— Вот   увидите,   товарищи,   какой успех будут иметь  ваши представле­ния.  И  вообще  вам  у  нас  очень  по­нравится, — не  переставал  он  уве­рять нас.

Мы попросили нашего любезного попутчика просмотреть текст привет­ствия на болгарском языке, с кото­рым в прологе от имени коллектива должны были обратиться к зрите­лям артисты О. Беляев и Н. Ковален­ко. Кроме того, и я свое выступле­ние заканчивал несколькими стихот­ворными строками на болгарском языке. Товарищ Томов охотно согласил­ся нам помочь. Он оказался пре­восходным преподавателем. Под его руководством мы самым тщатель­ным образом, что называется, от­шлифовали   каждое    слою,   которое предстояло произносить на пред­ставлении.

Советские  артисты  цирка знакомятся  с  новостройками БолгарииСоветские  артисты  цирка знакомятся  с  новостройками Болгарии

Это было очень сущест­венным подспорьем. Ведь нам хо­телось произносить болгарские сло­ва не как-нибудь, а с той свободой, с той непринужденной легкостью, которые характерны для подлинного искусства. Нам это в данном случае представлялось особенно важным, особенно необходимым. Ведь ехали мы к людям, чрезвычайно близким нам по идеалам, по культуре, по об­разу жизни — к испытанным, слав­ным друзьям. И естественно, что каждый из нас горел желанием своим искусством всемерно способ­ствовать еще более тесному сбли­жению  наших  народов. ...Поезд пришел в Софию днем. Выйдя из вагонов, мы будто очути­лись в чудесном цветнике — так мно­го прекрасных букетов принесли с собой сердечно встречавшие нас болгарские коллеги. Это пестрое многоцветье казалось особенно яр­ким и звонким от множества детских голосов и кумачовых пионерских галстуков: вместе с представителя­ми болгарского искусства пришли нас  встречать  и  юные софийцы. На следующий же день мы нача­ли репетировать. Надо сказать, что всем нам очень понравилось новое, современных архитектурных форм, ажурное здание Софийского цирка, полное света и воздуха, с хороши­ми, очень удобными местами для зрителей. Музыканты местного ор­кестра, осветители, все болгарские товарищи, которые так или иначе имели касательство к нашим спектак­лям, сразу же энергично и стара­тельно включились в дело.

Артисты   советского   цирка на экскурсии в БолгарииАртисты   советского   цирка на экскурсии в Болгарии

Часы, свободные от репетиций и других забот, мы посвящали знаком­ству с прекрасной болгарской столи­цей. Я часами бродил по городу, с интересом осматривая его многочис­ленные достопримечательности. При этом я внимательно разглядывал всех встречавшихся мне молодых людей.  И  вот  почему. Как-то лет шесть тому назад я выступал в Ленинградском цирке. И вот однажды ко мне за кулисы пришли два студента-журналиста — болгарский юноша и русская де­вушка. Их привело ко мне желание поговорить об искусстве дрессуры, о котором кто-то из них, не помню уж кто именно, собирался написать. Мы долго с ними разговаривали на эту тему. Потом зашла речь о Бол­гарии. И тут юноша как бы вскользь заметил:

— Вот  закончим  учебу  и  поедем в  Болгарию...
— Почему   поедем? — вдруг    зар­делась   девушка. — Ты    хочешь   ска­зать,  что ты  поедешь?
— М-да-а-а... То  есть  я  хочу  ска­зать...  Одним  словом... — Он  отчаян­но   махнул   рукой   и   убежденно   вы­палил:
— Все равно мы поедем вместе!..
— Ну это еще как сказать, — про­бормотала   девушка,   как   мне   пока­залось,  не очень  твердо. А  я,  глядя на смущенные лица обоих, подумал тогда: «Поедете или не поедете — не знаю, но что быть вам отныне вме­сте — знаю  определенно».

И вот теперь, прохаживаясь по улицам Софии, о которой так горя­чо, с такой искренней любовью гово­рил тогда, в 1958 году, будущий жур­налист Слав Карославов, я мечтал встретить его и — как знать! — мо­жет быть  не одного... Премьера наша в Софии состоя­лась 1 апреля. В переполненном цир­ке весь вечер царило то прекрасно знакомое всем артистам радостно-приподнятое настроение, которым всегда отмечен настоящий серьез­ный успех. С первых же минут про­лога, когда после увертюры под зву­ки марша весь наш коллектив вышел на манеж, между артистами и пуб­ликой как-то сам собой установился контакт, который я назвал бы кон­тактом взаимной уверенности. Нас как бы захлестнули набегавшие из зала волны искреннего дружелюбия, горячей симпатии. А когда, заканчи­вая программу, в апофеозе своего выступления я громко произносил: «Да быде мир! Да быде май! Да всички хора позэмята!» (Да будет мир! Да будет май! Для всех наро­дов мира!) и манеж заполнили, шур­ша крыльями сотня моих белоснеж­ных голубей, — зал в едином порыве поднялся и ответил на этот призыв к миру и дружбе народов бурным взрывом аплодисментов. Сердце мое, радостно возбужденное, готово бы­ло выпрыгнуть из груди...

Среди присутствующих на пре­мьере были руководители партии и правительства Боян Былгаранов, Бо­рис Велчев, Тодор Живков, Иван Михайлов, Георги Трайков, председа­тель Комитета по делам культуры и искусства доктор Петр Вутов, вид­ные общественные и культурные деятели, болгарские и иностранные журналисты. На спектакле были так­же дипломаты, аккредитованные в Софии, в том числе сотрудники со­ветского посольства во главе с вре­менным  поверенным И. С. Ильиным. Этот незабываемый вечер задал тон всему нашему пребыванию в Болгарии, всем гастролям, которые проходили с 1 апреля по 17 мая в Софии, а с 21 мая по 5 июня — в Руссе. Печать единодушно отмечала высокое мастерство артистов совет­ского цирка. С признательностью хочу отметить, что пресса страны, как и зрители, отнеслась к нам с ис­ключительным и самым добросердечным вниманием. Обстоятельные рецензии на наши представления бы­ли даны во всех основных газетах — «Работническо дело», «Отечествен фронт», «Труд», «Народна култура», «Народна младеж», «Вечерни новини». Здесь нет нужды подробно рас­сказывать об этих рецензиях. Проци­тирую лишь одну фразу, одну, так сказать, генеральную мысль, которая в той или иной форме была выраже­на всеми рецензентами. В статье, опубликованной    10    апреля    газетой «Народна младеж», критик, подводя итоги просмотренного представле­ния, писал: «Этот спектакль еще раз показывает большие достижения со­ветской цирковой школы, стремле­ние советских артистов нести народу высокореалистическое и жизнерадо­стное искусство». Думаю, что сами заголовки ре­цензий в газетах и журналах пре­дельно выразительно отражают ока­занное нам радушие и очень высо­кую оценку советского циркового искусства, вот некоторые из этих за­головков: «Праздничный спектакль», «Вершина циркового искусства», «Сила,   ловкость,   красота»,    «Жизнерадостное, блестящее искусство», «Великолепный цирковой спектакль».

Советские  артисты цирка на прогулке в БолгарииСоветские  артисты цирка на прогулке в Болгарии

Одним из существенных итогов этой зарубежной поездки, как и мно­гих других, явилось расширение кру­га нашей дружбы, в первую очередь с коллективом Софийского цирка, возглавляемого энергичным дирек­тором Дмитром Янковым и художе­ственным руководителем Парисом Николовым, углубление творческих контактов в их самом непосредствен­ном и конкретном выражении. Вот, например, самостоятельную цирко­вую жизнь начинает сейчас способ­ная пара воздушных гимнастов Ва­лентина и Дмитрий Семеновы. С эти­ми болгарскими артистами интенсив­но занимался все время их советский коллега Юрий Батаен, который, ра­зумеется, охотно посвящая их во все «секреты» своего мастерства, С группой прыгунов не батуде охотно вел занятия каш акробат Олег Беляев и Анатолий Егоров. Эльвира Косяченко терпеливо и настойчиво учила мо­лодую болгарскую артистку Лазарину Добрич сложному мастерству танцев на проволоке. Нам удалось «открыть» подлинные артистические способности у... кассирши Софийско­го цирка Тани Таневой. Об этом стоит  рассказать  подробнее.

В нашей программе была коми­ческая «Сценка с мулом». Ее испол­нял артист В. Козловский. В этой за­бавной интермедии ему обычно по­дыгрывает партнерша, изображаю­щая   его   жену.   Случилось    так,    что артистка эта не поехала с нами в Болгарию. И вот в поисках парт­нерши Козловский предложил Тане Таневой попробовать себя в этой роли. Девушка согласилась. На пер­вой же репетиции мы увидели, что Таня оказалась обладательницей ред­кого дара перевоплощения. Надо было видеть, как артистично, с каким неподдельным комизмом она изо­бражала напуганную супругу чудако­ватого человека, рвущегося на аре­ну, чтобы обуздать своенравного му­ла. Мы просто были поражены ее удивительными способностями. И когда гастроли были продолжены в Руссе, Таня Танева прибыла туда уже в качестве полноправного члена на­шего творческого коллектива. Я ду­маю, что наш приезд явился пере­ломным моментом в судьбе этой славной девушки, открыл новый этап в ее жизни. Не сомневаюсь, что она станет настоящей актрисой, которая долгие годы будет радовать зрите­лей своим искусством. Разумеется, одних способностей для этого мало, Нужен еще труд, долготерпеливый, упорный, каждодневный. Но за этим, я полагаю, дело не станет.

Мы приобрели множество друзей не только среди своих коллег. Рабо­чие завода электроприборов «Искра», который возглавляет товарищ Томов, были на нашем спектакле и пригла­сили нас к себе. Мы с большим удо­вольствием побывали на заводе. В Руссе такие же дружеские связи уста­новили мы с рабочими завода имени Георгия Димитрова. На наши пред­ставления приезжали многие зрители из других городов. И все они отно­сились к нам с иключительным раду­шием. Было у нас очень много радост­ных, волнующих встреч. Обо всех не расскажешь в этих коротких замет­ках, но об одной нужно вспомнить хотя бы для того, чтобы не нарушить непреложный чеховский закон, в си­лу которого ружье, висящее на сте­не в первом акте, должно в даль­нейшем обязательно  выстрелить.

...Вскоре после нашего прибытия в Софию как-то днем ко мне подо­шел кто-то из работников местного цирка:

— Товарищ  Дуров,  вас  тут  спра­шивают.

Я вышел из манежа и тут же был крепко стиснут двумя парами моло­дых рук.

— Здравствуйте, здравствуйте, Владимир Григорьевич! Как себя чувствуете  на  болгарской   земле?

Передо мной стоял тот самый студент-журналист Слав Карославов и его милая подруга-ленинградка. А рядом, доверчиво улыбаясь, стояла очаровательня девчушка лет трех-четырех.

— Погодите, погодите, — обратил­ся   я   к   молодой   женщине, — значит вы все-таки поехали в Болгарию?

Не дав ей ответить, Слав Каросла­вов  воскликнул:

— Поехала, конечно, поехала. Вот посмотрите...

И чтоб я уже нисколько не сом­невался, что ока действительно по­ехала, он подхватил на руки и весе­ло дважды подбросил в воздух раз­румянившуюся   дочурку... Нынешний год очень знаменатель­ный для Болгарии: 9 сентября отме­чается великое событие — двадцати­летие со дня свержения фашистской диктатуры. В этот день на манеже Софийского цирка будет идти про­грамма, в которой будет представле­но цирковое искусство социалистиче­ских стран. Недавно из Москвы для участия в национальном празднике в Болгарию выехала новая группа ма­стеров советского манежа. 9 сентя­бря все наши мысли и чувства будут с дорогими нашими болгарскими друзьями, самоотверженно созидающими в своей стране новую светлую жизнь.


Владимир  ДУРОВ, народный  артист  РСФСР

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования