В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Советские артисты цирка в Италии

Три месяца группа советских артистов цирка провела в Италии на гастролях. И се­годня, перебирая в памяти поездки по разным городам, встречи с разными людьми, не сразу удается справиться с обилием впечатлений, накопленных  за  это  время.

Начать хотя бы с того, что наше первое выступление состоялось на территории торгово-промышленной выставки СССР в день ее открытия. Это был огромный праздник в Генуе. Открывая выставку, первый заме­ститель председателя Совета мини­стров СССР Н. А. Косыгин особо подчеркнул, что она свидетельствует о возрастающем доверии и интересе наших народов к развитию отноше­ний между обеими странами, о вза­имном стремлении познакомиться с жизнью друг Друга. И, действительно, в Генуе мы сразу почувствовали, что наш успех определен прежде всего возросшим вниманием итальянской обществен­ности к советской выставке.

О. Попов в ИталииО. Попов в Италии

Ее посетило более 700 тысяч человек! Из Флоренции и Мила­на, из Рима и с острова Сицилия ехали тысячи и тысячи людей. Выставка заставила итальянцев по-новому взглянуть на мир, призаду­маться, переоценить привычные по­нятия. Равнодушных в залах не было. Не было равнодушных и на судо­строительных верфях в пригороде Генуи Сестри, где строятся крупные нефтеналивные суда для Советского Союза. С этих верфей был спущен на воду и проходил испытания тан­кер «Федор Полетаев и, один из шести, построенных для СССР. Со­ветские моряки были частыми гостя­ми на наших представлениях, мы, в свою очередь, побывали на танке­ре, белоснежном океанском вели­кане.

Передача судна проходила в тор­жественной обстановке при участии боевых друзей Федора Полетаева из прославленной партизанской бригады имени Гарибальди. С именем Федора Полетаева со­ветские люди связывают одну из славных страниц прошлой войны. За свои подвиги он был награжден высшей военной наградой Итальян­ской Республики — золотой медалью «За военную доблесть», медалью Гарибальди, ему было присвоено зва­ние Героя Советского Союза. И по­нятно, что мы с чувством большого волнения пришли на кладбище Стальено и возложили венок на могилу Полетаева. Выступали мы часто, работали очень напряженно, что называется, в полную силу. И здесь уместно бу­дет сказать об итальянских зрителях. Итальянцы, как и все южане, народ очень темпераментный, горячий, в разговоре много и усиленно жести­кулируют. Представление начиналось испол­нением национальных гимнов обеих стран. Наш советский гимн вызывал всеобщий восторг, и с этой минуты зрители буквально воспламенялись.

Гастроли советских артистов цирка в Италии проходили в больших залахГастроли советских артистов цирка в Италии проходили в больших залах

Сколько рез  наша  программа — от первого до последнего номера — проходила под беспрерывные апло­дисменты всего зала. И зрители и местная (да и центральная итальян­ская) пресса отмечали мастерство мирового класса, которое показы­вали артисты советского цирка. И не только это. Их покоряли богатство режиссерской выдумки, отличный вкус художника, изобретательность в чередовании номеров по жанрам. Много      внимания      было      уделено оформлению, костюмам, реквизиту. Все в один голос признавали, что программа идет с необычайной слаженностью, легкостью, блеском. Здесь надо особо сказать, что на­ша поездка проходила в самое невыигрышное время для гастролей, так называемый мертвый сезон. Во время наших выступлений в Милане в город прибыл американский балет на льду. Мы решили побывать на его спектак­ле. Представьте себе наше изумление, когда мы увидели, что в зале, вмещающем 18 тысяч зрителей, кро­ме нас в разных концах зала находи­лось всего пятнадцать зрителей.

Пришлось нам познакомиться и с нравами буржуазных дельцов от искусства. Американский цирк, закончив гастроли в Москве, выехал в Европу. Ему предстояло сделать большое турне по Франции, Италии и другим странам Европы. Во Франции цирк успеха не имел, и над ним нависла угроза финансового краха. Между тем во всех городах Италии уже успели широко разрекламировать предстоящее прибытие американско­го цирка. Об этом стало известно одному западногерманскому цирко­вому предпринимателю. И когда американцы были вынуждены пре­рвать гастроли и вернуться в США, этот антрепренер, не теряя времени, отправил свою цирковую группу в Италию. Там эта труппа выступала под маркой американского цирка и принесла ловкому предпринимателю немалые барыши!..

Весьма любопытна и история итальянского цирка Тони. Его вла­делец Дарикс Тони оборотистый де­лец, типичный антикоммунист. Для него  чистоган — превыше всего. Года два назад принадлежавшее ему шапито на пять тысяч мест сго­рело. Директор решил сыграть на всеобщем сочувствии к такому не­счастью. Он даже обратился с пети­цией к итальянскому правительству. Тони просил помочь ему материаль­но, чтобы восстановить цирк. Он мотивировал свою просьбу тем, что цирковое искусство любимо и до­ступно самым широчайшим слоям населения. Народ откликнулся на призыв о помощи. В адрес Тони стали посту­пать значительные суммы. Об этом узнали владельцы других маленьких цирков. Они немедля развернули свою кампанию по сбору средств, заявляя, что каждый из них в свое время понес большие убытки от по­жара. Они потребовали установить контроль над денежными поступле­ниями. Тони приложил все силы, что­бы увильнуть от контроля. И это ему удалось. Он построил новый цирк. Однако нажил себе множество вра­гов среди коллег и оказался в оди­ночестве. Вот как обернулось в мире наживы благородное дело сочувст­вия и помощи пострадавшим арти­стам.

Мы побывали на представлении в цирке Тони. Сам Тони работает с 6 бенгальскими тиграми. Есть у него и 6 слонов и 15 лошадей. Однако вся программа носит явно балаганный характер. Она держится на сомни­тельного сорта клоунаде с участием карликов. Зрителей стараются рас­смешить неизменным обливанием, обсыпанием мукой, пощечинами. Но­мера могут вызывать грубый, живот­ный смех, но не дают зарядки бод­рости, эстетического наслаждения. Видимо, именно поэтому Тони не брезгует коммерческой рекламой, не имеющей отношения к цирковой программе. На арене устраивается демонстрация новейших американ­ских автомобилей, которыми управ­ляют дочь хозяина цирка и его род­ственники.

Советские артисты цирка в  гостях у Чаплина О.Попов, В. ФилатовСоветские артисты цирка в  гостях у Чаплина О.Попов, В. Филатов

Дух торгашества господствует в буржуазном искусстве. И даже нам пришлось в какой-то мере почувст­вовать, как сильно влияют эти нравы на всех, кто причастен к искусству. Наш импрессарио до последнего дня не сообщал нам маршрута гастролей. Затем выяснилось, что он при­влек для проведения гастролей себе в помощь еще нескольких админи­страторов. Против своей воли мы стали свидетелями ажиотажа, нездо­ровой конкуренции, которая разгоре­лась между новоявленными ком­паньонами. Все это не помогало нор­мальному течению  гастролей.

Но, конечно, не это было глав­ным. Невозможно забыть, какой го­рячий прием устраивали нам всюду, где бы мы ни появлялись, во всех больших и маленьких городах. В при­легающем  к Милану  городу  Сан Джиованни, начиная с 1945 года, мэ­ром бессменно избирают коммуни­ста. В этом городе артистам совет­ского цирка устроили в мэрии запо­минающийся прием. Нас познакоми­ли с работниками городского управ­ления, с видными людьми городе, с участниками партизанского движения во главе с председателем городской ассоциации партизан. В другом городе в окрестностях Милана — Треццо-д-Адда коммуни­сты и социалисты создали пролетар­ский  сельскохозяйственный  кооператив, весьма прогрессивный факт в условиях Италии. Городок встретил нас красочными плакатами, цветными лентами, музыкой, цветами. Члены кооператива написали на лозунгах и плакатах слова привета. Они заблаго­временно оповестили все население о том, что артисты советского цирка посвятили кооператорам свой день отдыха и проведут его у них в гостях. Надо было самим видеть, с каким радушием и восторгом они показы­вали свое хозяйство, парк, ресторан. Над входной дверью ресторана по­мещены миниатюрные портреты 300 партизан-коммунистов, погибших в борьбе против чернорубашечников Муссолини и гитлеровцев. Простота, сердечность кооператоров, дух това­рищества произвели на нас сильное впечатление.

Советские артисты цирка беседуют с итальянцами О. Попов, В. ФилатовСоветские артисты цирка беседуют с итальянцами О. Попов, В. Филатов

В Милане мы встретили день международной пролетарской соли­дарности 1 Мая. Мы вышли на улицы празднично украшенного города вместе с нашими друзьями из обще­ства «Италия — СССР», с нами были представители театральной общест­венности  города  и  советские певцы-стажеры миланского театра «Ла Ска­ла». В воскресный день члены обще­ства «Италия — СССР» предложили нам совершить экскурсию в Вене­цию. Предложение всем понрави­лось. Мы отправились вместе с на­шими певцами, они еще не успели побывать в этом знаменитом городе. По пути в Венецию мы останови­лись в Вероне, посетили легендарное место (где, по преданию, покоится Джульетта, героиня трагедии Шекс­пира).

Поездка в Венецию оставила по­истине неизгладимое впечатление. О красоте города, своеобразной его архитектуре приходилось слышать и читать много раз. Другое дело — увидеть своими глазами. Город на воде живет особой жизнью. По ка­налам ходят лодки, гондолы и кате­ра. Мы выехали из Милана утром, днем были в Вероне, к вечеру при­были в Венецию. Сумерки застали нас в гондолах. Теплый воздух, огни в окнах, отдаленные слабые звуки музыки настраивали всех нас на ка­кой-то особый лад. И наши молодые певцы, вдохновленные необычайным по красоте вечером, запели. Над во­дой, поднимаясь все выше и выше, зазвучала песня о Степане Разине, о славном, священном море Байкал. Возле домов собрались толпы горо­жан. Венецианцы, сами большие лю­бители петь, с благоговением слуша­ли старинные русские и современ­ные советские песни. Но вот растая­ли последние звуки «Подмосковных вечеров», и воздух тотчас огласился бурей аплодисментов. Венецианцы со слезами на глазах благодарили за прекрасные  песни.

В Венеции нам довелось встре­титься с Чарли Чаплином. Беседа с прославленным артистом и режис­сером была в высшей степени инте­ресной и содержательной. На па­мять об этой встрече Чаплин сфото­графировался с  нами. По окончании гастролей в Милане меня ждал сюрприз особого рода. Представитель городского комитета подарил мне в знак дружбы золотой значок  члена  компартии  Италии. Отдельно следует сказать о на­ших гастролях в Риме. Столица Ита­лии известна как своеобразный му­зей памятников древности разных эпох. Они составляют предмет осо­бой гордости всего народа. Все ви­денное нами в Риме невозможно, хотя бы просто перечислить. Музей Ватикана, где собраны величайшие произведения живописи и ваяния. Знаменитый собор святого Петра. Развалины Колизея. Пантеон — это только небольшая часть достоприме­чательностей   города.

Наши гастроли проходили во Дворце спорта. Здесь, во вновь за­строенной части города на окраине, здания, построенные в стиле модерн, должны поражать своим величе­ственным видом. Но нам запомнилась гораздо больше другая часть, другая окраина Рима. Этот район заселен рабочим людом. В члены районного управле­ния избраны коммунисты. Они побы­вали на представлении и пригласили к себе. Встретили нас люди в про­стой одежде с мозолистыми руками, сильные, загорелые, веселые и очень добрые... Они усадили нас за столы с неприхотливой снедью и дешевым вином. Но с какой радостью они уго­щали и смотрели на нас, с каким вос­хищением говорили о своем счастье принимать советских людей!..

Благодаря членам общества «Италия — СССР», которые уделяли нам очень много внимания и заботы, организуя встречи и экскурсии, поез­дки в города, нам удалось побывать в Неаполе и на острове Капри, где долгое время жил А. М. Горький, а также в курортном городе Сорренто и в Помпее. Мы покидали Италию с хорошим чувством. За три месяца дано 108 представлений, на них присутствова­ло около 280 тысяч зрителей. Мы приобрели  много  новых друзей.


В. ФИЛАТОВ, народный артист РСФСР

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100