Советский цирк в Берлине
Немецкая журналистка о советском цирковом искусстве. Советский цирк покоряет зарубежного зрителя своеобразным, неповторимым очарованием.
Возможно, это очарование заключено в эмоциональном взлете самих программ, которые каждый вечер излучают оптимизм и радость. Вместе с тем зарубежные зрители всегда ощущают, что советский цирк стал живой, неотъемлемой частью народа, что он говорит его языком, отражает его характер и что из жизни народа черпает советский цирк свой светлый, жизнеутверждающий юмор.
Во время моих частых поездок в Москву я никогда не упускаю возможности побывать на представлении в цирке на Цветном бульваре. У нас в Берлине среди любителей искусства говорят: туристская поездка в Советский Союз — это прежде всего две вещи: ленинградский балет и московский цирк. Нам хорошо известно, что цирк в советской стране— подлинное искусство. Поэтому и ленинградский балет и цирковая арена упоминаются берлинцами на одном дыхании. И, думаю, с полным правом.
Во время моей недавней поездки в СССР я имела возможность увидеть в Москве юбилейную программу «Всегда в пути», а в Ленинграде — представление «Цирк на льду». В Берлине прошлой же осенью гастролировал советский цирковой коллектив, с которым я также познакомилась. Как любительница цирка, я видела многие советские программы и вела беседы о них со многими специалистами. Мною и моими берлинскими коллегами и на сей раз получено убедительнейшее подтверждение того, что советский цирк имеет мировое значение.
В Советском Союзе в гораздо большей степени, чем у нас, цирковые премьеры являются общественными событиями. Мне было приятно, в частности, узнать, что увертюра к московской программе написана одним из значительнейших композиторов мира А. Хачатуряном, что авторами музыки к отдельным номерам являются такие видные представители советского искусства, как А. Пахмутова и С.Туликов. Это уже говорит само за себя.
В праздничной программе Московского цирка участвовали также и эстрадные артисты. Такое построение программы ставит, как мне кажется, вопрос о том, нужны ли после впечатляющей увертюры Хачатуряна еще и певцы? По моему мнению, существо циркового искусства не всегда уживается с элементами варьете. Тот же вопрос возникал и перед зрителем берлинской гастрольной программы, где рядом с чудесными, рекордными достижениями циркового искусства можно найти инородные номера — такие, как танец, ксилофон и т. д.
Собственно, представление Московского цирка началось для меня с номера «Молодая Киргизия». Я увидела гимнастическую акробатику мирового класса, достижения высочайшей трудности и поразительного темпа. Мастерство и легкость — всегда верные признаки совершенной артистической работы. И спорт и художественность так оригинально связаны в этом номере, что зрители долго аплодируют ему.
Итак, в чем же все-таки очарование современного советского цирка, почему он так восхищает людей, и на чем основан его постоянно растущий успех? Я попробую высказать свои суждения на этот счет, основываясь на трех советских программах, которые видела в Москве, Ленинграде и Берлине.
Прежде всего следует отметить подкупающий темп представлений, увлекающее воодушевление исполнителей, их оптимизм. Советские артисты не только мастерски демонстрируют сложнейшие трюки, но и умеют раскрыть, донести до зрителей эстетически-драматургическое содержание номера. Во многом это объясняется тем, что мастера советского цирка обладают всесторонней профессиональной подготовкой. Я особенно почувствовала это в великолепной программе «Цирк на льду», которую видела в Ленинграде. Она объединяет в едином ансамбле спорт, хореографию, дрессировку животных, жонглирование, акробатику, гимнастику — и все это удивительно «пригнано» одно к другому. При этом особенно бросается в глаза молодость советских цирковых артистов, которая всегда так привлекательна на манеже.
Не меньшее впечатление на зрителей, особенно зарубежных, производит многонациональный характер программ. Среди четырнадцати номеров московского представления мы видим не только уже упоминавшихся мною молодых киргизских акробатоз, но и литовских эквилибристов, азербайджанскую художественно-акробатическую группу и особенно любимых в ГДР лихих джигитов Кавказа.
Отчаянно смелые наездники гастролировали и в Берлине в конце прошлого года вместе с Виктором Тихоновым и его уникальным аттракционом «Зубры и тигры». Из-за большого успеха гастроли были продлены. Поэтому, вернувшись на родину, я получила возможность еще раз увидеть хороший советский цирк. Вся программа в целом оставила самое благоприятное впечатление.
Помимо выдающихся технических достижений немецкую публику всегда восхищает юмор на манеже советского цирка. Ведущие советские клоуны не ограничиваются переходящими по наследству репризами из репертуара коверных, которые в большей или меньшей степени варьируют образ неуклюжего, глупого Августа буржуазного цирка. Хороший советский клоун — это в высшей степени активный участник происходящего на манеже, от него многое зависит в создании единого и цельного представления. Немецкие зрители смогли еще раз убедиться в этом во время гастролей Московского цирка в Берлине. Борис Вяткин проявил себя в данной программе комиком крупного масштаба. Его пародия на оперную диву так же убедительна в цирке, как и та пародия, которую мы видели во время проходивших у нас гастролей Сергея Образцова.
Хороша клоунская эксцентрика и в программе «Цирк на льду». Владимир Яновские выступает с большим мастерством и подкупающим комизмом. Советская клоунада, как мне думается, усвоила многие элементы классической буффонады прошлого и разумно связала их с новым стилем советского циркового искусства. Одновременно она наполнила образ коверного гуманистическим и оптимистическим содержанием. Клоун советского цирка — это отнюдь не беспощадное существо, выражающее в форме гротескной эксцентрики противоречие между собой и окружающим миром. Принцип старого цирка «смейся, паяц» (даже если ты побежден) как бы вывернут наизнанку. Над советским «паяцем» публика не смеется, она смеется вместе с ним. Клоун сам ставит других з забавное положение и радуется вместе с публикой, если проделка удалась.
Единственное в мире достижение дрессуры советского укротителя В. ТИХОНОВА, который показывает на манеже зубров, тигров и собаку вместе. Фото «Централъбилъд», Берлин.
Вот пример этого в новой программе Московского цирка, который мне очень понравился. Карандаш — этот мастер ослепительного комизма —- опрокинул в парке статую. Он не знает, как анатомически правильно составить части женского торса, и поэтому всякий раз возникает совершенно абсурдная комбинация. В конце концов Карандаш сам взбирается на пьедестал, и публика весело радуется тому, как ловко сумел ее любимец выйти из положения. А как заразительно смешон в этой же программе Олег Попов! Он выходит на манеж в халате врача и с помощью специальной трубки пытается обнаружить у окружающих признаки потребления алкоголя. Затея эта оказывается напрасной, потому что, как выясняется в финале, грешен в данном случае сам врач.
Примечательна и благотворна, на мой взгляд, органическая связь, которая существует между советским цирковым искусством и спортом. Лучшее подтверждение тому — программа «Цирк на льду», и в частности финальный номер первого отделения «Русская масленица». Высокое мастерство режиссера А. Арнольда позволило создать в этой сцене такой волшебный образ темпераментной русской жизни, что увлеченные зрители устраивают бурные овации. Мне было интересно и приятно видеть на представлении, как гости из Англии, Канады, ГДР и Индии вместе с ленинградцами щедро расточали аплодисменты. «Секрет» столь бурного успеха, по моему мнению, состоит в том, что советский цирк не копирует чужие образцы, что он имеет определенный национальный профиль и не терпит рутины.
В этом мы еще раз убедились и во время гастролей советского цирка в Берлине. Здесь мы впервые увидели Виктора Тихонова с его дрессированными зубрами и тиграми. Это выступление привлекло исключительное внимание нашей прессы. Дрессировщик строит свой аттракцион на наивысших точках темпа и напряжения. Оба ритма его выступления — покой, с одной стороны, и форсированная скорость, с другой, — очень хорошо соответствуют характерам демонстрируемых животных. Приятно, что внутри номера укротитель делает многократные паузы и дает таким образом зрителям возможность сосредоточенно наблюдать за происходящим на манеже.
Луиджи Безано со своей труппой гималайских медведей в спектакле «Всегда в пути» наглядно показывает, что и в области дрессировки животных советское цирковое искусство свободно от рутины и постоянно ищет новые пути. Когда четвероногие партнеры Безано, обутые в ботинки, выступают как икарийцы или когда в программе «Цирка на льду» медведи на коньках играют в хоккей — это воспринимается зрителями как огромное удовольствие.
Общее впечатление от трех цирковых программ — в Ленинграде, Москве и Берлине — можно выразить в немногих словах: все они поражают обилием великолепных находок, рекордных достижений и достойных изумления номеров и аттракционов. И думается мне, что я выражу мнение многих и многих немецких зрителей, если скажу, что советский цирк — это всегда радостное, всегда яркое искусство.
ХЕЛЬГА БЕММАНН
Журнал Советский цирк. Март 1968 г.
оставить комментарий