В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Советский цирк в Польше

Некий вечно всем недовольный че­ловек из Варшавы, побывав на представлении советского цирка и не найдя ничего, что бы он мог раскритиковать, сказал следующее: «Это было ужасающе! Слоны дрессировщика Корнилова, играющие на раз­ных инструментах, страшно фаль­шивят!»

Варшава. Парад-пролог представления советского циркаНа фото. Варшава. Парад-пролог представления советского цирка

Я   не  намерен  по  примеру   этого недовольного,   садясь   за   рецензию после   просмотра   программ   в   Кра­кове и Варшаве, обязательно найти «дыру в целом». Зрелище  было хорошим, даже больше чем хорошим. Сами по себе номера – почти все без исключения — на отличном уровне. Бросалось в глаза не только высокое мастерство во всех жанрах, но и эстетичность движений артистов, их искусство мимики, темп и остроумие, с которыми исполднялись трюки. Все это свидетельствует о  превосходной школе, о подлинном  знании своего дела. Любители цирка в Польше высоко ценят искусство советских мастеров арены. Но наши зрители высказывали и деловые критические замечания. Я не буду избегать этих замечаний, однако постараюсь обойтись без «фальшивого тона» — не того, кото­рый издавали инструменты слонового оркестра, а того, который свойствен критике описанного выше недоволь­ного.

 Визит советского цирка в Поль­шу — радостное событие для люби­телей этого искусства. В какой бы город ни приехал цирк, его артистов сердечно приветствовали, а спек­такли проходили под непрекращаю­щиеся «браво» при заполненном до последнего   места   зрительном   зале. Пребывание советского цирка в Кракове, Катовицах и Варшаве до­ставило зрителям много случаев для проявления своих теплых чувств, а встречи артистов с представителями мира искусства и польскими рабочи­ми не только дали возможность обменяться мыслями, но и проде­монстрировали дружбу наших на­родов.

Вся пресса, как столичная, так и провинциальная, обычно столь ску­пая, если речь идет о цирковых ре­цензиях, на этот раз не удержалась от благожелательных отзывов. Про­грамма, подготовленная режиссером А. Пономаревым, действительно удачна. В ней не было тех недостат­ков, которые имели место в некото­рых прошлых выступлениях. Вместо традиционного марша с флагами в прологе и финале спектакля ар­тисты на этот раз выходили своеоб­разным хороводом с символически­ми русскими березками в такт «Под­московных вечеров». Уже с первых шагов этим красочным лирическим фрагментом завоевывались симпа­тии публики. А когда из уст Николая Скалова раздавались приветственные слова на чистом польском языке, в зрительном зале ураганом проноси­лось «браво». В прологе была подчеркнута рабо­та всего коллектива; тем самым уда­лось избежать специального восхвале­ния и «подачи» сольных номеров.

Представление открывается бравурной акробатикой отца и дочери Щетининых на летающем под куполом циркак «спутнике». Сложный и эффектный реквизит этого номера выполнил сам Петр Щетинин. Мало кто в Польше знает, что Ирина Щетинина несколько лет назад перенесла тяжолую травму, но, несмотря на это, справилась с боязнью пространства, сопровождающей обычно случаи такого рода. Действия Ирины сейчас смелы и эстетичны, а ее история, типичная для трудной и полной опасностей жизни цирковых артистов, является прекрасным при­мером любви к своей профессии. Следующий номер программы — акробатический этюд Ивана и Линды Воронковых. Собственно, они не де­лают ничего особенного, но эта пара великолепно владеет всеми секретами партерной акробатики. Безукоризненное исполнение деталей, грация движений свидетельствуют о превос­ходной подготовке артистов. Номер Воронковых является своеобразным отдыхом после «спутниковых» пере­живаний.

Затем на арене появляется молодой жонглер Юрий Бирюков. Видимо, он вложил много усилий в подготовку номера, не испорченного рутиной, и умеет выдержать до конца отличный темп. Но вскоре напряжение публики па­дает, когда появляются музыкальные комики Анатолий и Галина Евтушен­ко. Они исполняют свой номер без ошибок, с отличным чувством ритма и все же не могут вызвать оживлен­ной реакции зала. Польский зритель видел лучшие номера этого жанра. Контрастом к предыдущему  номеру служит появление Бориса и Анатолия Шуляковских. Во время их выступлений в Кракове (эквилибристика на раскладывающихся снарядах) еще можно было заметить некоторую дистанцию, которая отделяла артистов от зрительного зала. Но в Варшаве они сумели установить более живой контакт со зрителями. Безусловно,  «братьям-фанатикам», как назвал их руководитель труппы К. Бобок, предстоит большое будущее.

Особое внимание зрителей вызы­вает выступление Павла Гофмана и Николая Скалова, которые поют по-польски остроумные куплеты и ма­стерски аккомпанируют себе. Можно сказать, что их сатира удачна и ис­полняется с хорошим вкусом. А вот великолепная сама по себе группа велосипедистов под управле­нием А. Александрова не смогла воз­будить к себе симпатии польской публики, и только из-за того, что в Польше есть не худшие, а лучшие артисты этого жанра. Тем не менее советские артисты понравились чет­ким исполнением нескольких совер­шенно новых трюков. Первое отделение представления заканчивается выступлением заслу­женного артиста РСФСР Александра Корнилова, показывающего трех дрессированных слонов и двух верблюдов. Нельзя отрицать, что работа этого мастера дает более ощутимые эффекты, чем других дрессировщиков слонов, которых мы в последнее вре­мя видели в Польше, но по всем ос­новным линиям его номер не отходит от шаблона.

Второе отделение открывает соль­ное выступление на трапеции Эммы Козловой. Самый эффектный ее трюк — баланс на голове на подвиж­ной трапеции. Грация и обаяние ар­тистки очень мило дополняют ее вы­сокое техническое мастерство. Но­мер вызывает сильные ощущения зрителей. Трудный жонгляж на лошади от­лично демонстрирует Виктор Викто­ров. Дружные аплодисменты артисту, жонглирующему на всем скаку пятью мячами, вполне заслужены. Очень приятное впечатление на пуб­лику производит выступление восемнадцатилетней Иоланты Ольховиковой, демонстрирующей говорящих по­пугаев. Правда, мы не знаем мето­дов дрессуры, которые применяет молодая артистка, но кажется, что, по­буждая попугаев говорить, она силь­но стискивает им лапки. Если это проявляется вследствие понятного волнения молодой артистки, то хо­чется посоветовать ей избегать по­добных движений.

Четыре стройные девушки — груп­па Валентины Балакиной — демонстрируют эффектные, но не слишком трудные упражнения на ренских коле­сах. Реакция публики на этот номер очень жива. В Польше подобные выступления мало известны, а Балакины  подают свой номер великолепно. Превосходно был принят зрителя­ми баланс на «растущих» лестницах и перше в исполнении группы Петра Шидловского. Уверенность движений артистов и импонирующее спокой­ствие приносят им всеобщее призна­ние. Номер прыгунов под руководством Юрия Быковского можно демонстрировать на любой арене мира. Молние­носный темп, разнообразие сольных выступлений (особенно двойное саль­то в партере) делают этих мастеров артистами мирового класса.

Программу объединяют в одно це­лое остроумные антре великолепного комика Евгения Бирюкова. Он в со­вершенстве владеет многими жанра­ми циркового искусства, смешно па­родирует своих коллег. Итак, советский цирк продемонстрировал в Польше чистую, хорошую работу. Если бы нам доводилось при­нимать у себя подобные коллективы почаще!
 

Эдмунд ПОЛЯК, польский журналист.

Журнал Советский цирк. Январь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100