Советский цирк в Польше
Некий вечно всем недовольный человек из Варшавы, побывав на представлении советского цирка и не найдя ничего, что бы он мог раскритиковать, сказал следующее: «Это было ужасающе! Слоны дрессировщика Корнилова, играющие на разных инструментах, страшно фальшивят!»
На фото. Варшава. Парад-пролог представления советского цирка
Я не намерен по примеру этого недовольного, садясь за рецензию после просмотра программ в Кракове и Варшаве, обязательно найти «дыру в целом». Зрелище было хорошим, даже больше чем хорошим. Сами по себе номера – почти все без исключения — на отличном уровне. Бросалось в глаза не только высокое мастерство во всех жанрах, но и эстетичность движений артистов, их искусство мимики, темп и остроумие, с которыми исполднялись трюки. Все это свидетельствует о превосходной школе, о подлинном знании своего дела. Любители цирка в Польше высоко ценят искусство советских мастеров арены. Но наши зрители высказывали и деловые критические замечания. Я не буду избегать этих замечаний, однако постараюсь обойтись без «фальшивого тона» — не того, который издавали инструменты слонового оркестра, а того, который свойствен критике описанного выше недовольного.
Визит советского цирка в Польшу — радостное событие для любителей этого искусства. В какой бы город ни приехал цирк, его артистов сердечно приветствовали, а спектакли проходили под непрекращающиеся «браво» при заполненном до последнего места зрительном зале. Пребывание советского цирка в Кракове, Катовицах и Варшаве доставило зрителям много случаев для проявления своих теплых чувств, а встречи артистов с представителями мира искусства и польскими рабочими не только дали возможность обменяться мыслями, но и продемонстрировали дружбу наших народов.
Вся пресса, как столичная, так и провинциальная, обычно столь скупая, если речь идет о цирковых рецензиях, на этот раз не удержалась от благожелательных отзывов. Программа, подготовленная режиссером А. Пономаревым, действительно удачна. В ней не было тех недостатков, которые имели место в некоторых прошлых выступлениях. Вместо традиционного марша с флагами в прологе и финале спектакля артисты на этот раз выходили своеобразным хороводом с символическими русскими березками в такт «Подмосковных вечеров». Уже с первых шагов этим красочным лирическим фрагментом завоевывались симпатии публики. А когда из уст Николая Скалова раздавались приветственные слова на чистом польском языке, в зрительном зале ураганом проносилось «браво». В прологе была подчеркнута работа всего коллектива; тем самым удалось избежать специального восхваления и «подачи» сольных номеров.
Представление открывается бравурной акробатикой отца и дочери Щетининых на летающем под куполом циркак «спутнике». Сложный и эффектный реквизит этого номера выполнил сам Петр Щетинин. Мало кто в Польше знает, что Ирина Щетинина несколько лет назад перенесла тяжолую травму, но, несмотря на это, справилась с боязнью пространства,
сопровождающей обычно случаи такого рода. Действия Ирины сейчас смелы и эстетичны, а ее история, типичная для трудной и полной опасностей жизни цирковых артистов, является прекрасным примером любви к своей профессии. Следующий номер программы — акробатический этюд Ивана и Линды Воронковых. Собственно, они не делают ничего особенного, но эта пара великолепно владеет всеми секретами партерной акробатики. Безукоризненное исполнение деталей, грация движений свидетельствуют о превосходной подготовке артистов. Номер Воронковых является своеобразным отдыхом после «спутниковых» переживаний.
Затем на арене появляется молодой жонглер Юрий Бирюков. Видимо, он вложил много усилий в подготовку номера, не испорченного рутиной, и умеет выдержать до конца отличный темп. Но вскоре напряжение публики падает, когда появляются музыкальные комики Анатолий и Галина Евтушенко. Они исполняют свой номер без ошибок, с отличным чувством ритма и все же не могут вызвать оживленной реакции зала. Польский зритель видел лучшие номера этого жанра. Контрастом к предыдущему номеру служит появление Бориса и Анатолия Шуляковских. Во время их выступлений в Кракове (эквилибристика на раскладывающихся снарядах) еще можно было заметить некоторую дистанцию, которая отделяла артистов от зрительного зала. Но в Варшаве они сумели установить более живой контакт со зрителями. Безусловно, «братьям-фанатикам», как назвал их руководитель труппы К. Бобок, предстоит большое будущее.
Особое внимание зрителей вызывает выступление Павла Гофмана и Николая Скалова, которые поют по-польски остроумные куплеты и мастерски аккомпанируют себе. Можно сказать, что их сатира удачна и исполняется с хорошим вкусом. А вот великолепная сама по себе группа велосипедистов под управлением А. Александрова не смогла возбудить к себе симпатии польской публики, и только из-за того, что в Польше есть не худшие, а лучшие артисты этого жанра. Тем не менее советские артисты понравились четким исполнением нескольких совершенно новых трюков. Первое отделение представления заканчивается выступлением заслуженного артиста РСФСР Александра Корнилова, показывающего трех дрессированных слонов и двух верблюдов. Нельзя отрицать, что работа этого мастера дает более ощутимые эффекты, чем других дрессировщиков слонов, которых мы в последнее время видели в Польше, но по всем основным линиям его номер не отходит от шаблона.
Второе отделение открывает сольное выступление на трапеции Эммы Козловой. Самый эффектный ее трюк — баланс на голове на подвижной трапеции. Грация и обаяние артистки очень мило дополняют ее высокое техническое мастерство. Номер вызывает сильные ощущения зрителей. Трудный жонгляж на лошади отлично демонстрирует Виктор Викторов. Дружные аплодисменты артисту, жонглирующему на всем скаку пятью мячами, вполне заслужены. Очень приятное впечатление на публику производит выступление восемнадцатилетней Иоланты Ольховиковой, демонстрирующей говорящих попугаев. Правда, мы не знаем методов дрессуры, которые применяет молодая артистка, но кажется, что, побуждая попугаев говорить, она сильно стискивает им лапки. Если это проявляется вследствие понятного волнения молодой артистки, то хочется посоветовать ей избегать подобных движений.
Четыре стройные девушки — группа Валентины Балакиной — демонстрируют эффектные, но не слишком трудные упражнения на ренских колесах. Реакция публики на этот номер очень жива. В Польше подобные выступления мало известны, а Балакины подают свой номер великолепно. Превосходно был принят зрителями баланс на «растущих» лестницах и перше в исполнении группы Петра Шидловского. Уверенность движений артистов и импонирующее спокойствие приносят им всеобщее признание. Номер прыгунов под руководством Юрия Быковского можно демонстрировать на любой арене мира. Молниеносный темп, разнообразие сольных выступлений (особенно двойное сальто в партере) делают этих мастеров артистами мирового класса.
Программу объединяют в одно целое остроумные антре великолепного комика Евгения Бирюкова. Он в совершенстве владеет многими жанрами циркового искусства, смешно пародирует своих коллег. Итак, советский цирк продемонстрировал в Польше чистую, хорошую работу. Если бы нам доводилось принимать у себя подобные коллективы почаще!
Эдмунд ПОЛЯК, польский журналист.
Журнал Советский цирк. Январь 1963 г.
оставить комментарий