Советский цирк в Турции
Ясным осенним утром в одесский порт вошел теплоход «Латвия». Среди пассажиров, прибывших этим рейсом, была большая группа артистов советского цирка, впервые побывавшего на гастролях в Турции.
Их с дружеской сердечностью встретили работники Одесского цирка. Наш специальный корреспондент Ян Островский попросил участников гастролей поделиться с читателями журнала «Советская эстрада и цирк» своими впечатлениями. Ниже публикуется это своеобразное коллективное интервью. Его открывает руководитель поездки В. Пахомов:
— В Стамбуле, где начались гастроли, нам предоставили для выступлений вполне современное, удобное здание Дворца спорта. В течение трех дней мы подвесили аппаратуру, подготовили артистические и конюшни — одним словом, превратили спортивное помещение (оно, между прочим, вмещает четыре тысячи шестьсот человек) в настоящий цирк. Премьера состоялась при огромном стечении публики. На спектакле присутствовали видные представители общественности, культурных и деловых кругов. Среди них — глава стамбульского муниципалитета Хашим Есан, губернатор Ниязи Аки, командующий местным военным округом Селями Пекюн. Из Анкары приехали многие сотрудники нашего посольства и генерального консульства во главе с послом Н. С. Рыжовым.
Не боясь впасть в преувеличение, могу сказать, что премьера прошла блестяще, успех был сенсационный. Каждого участника программы — дрессировщиков А. Александрова-Федотова и И. Кудрявцева, туркменских джигитов во главе с Д. Ходжабаевым, танцовщицу на проволоке Н. Логачеву, эквилибристов Н. и В. Беньяминовых, гимнасток с ренскими колесами Балакиных, жонглера на лошади Н. Ольховикова, воздушных гимнастов И. и П. Щетининых, прыгунов, руководимых Ю. Быковским, исполнительницу пластического этюда Н. Голубцову, воздушную гимнастку Э. Козлову, дрессировщика собачек Н. Ермакова, жонглера Н. Ширай, коверных И. Девяткина и Е. Кружкова — зрители провожали с манежа восторженной овацией.
Первое представление как бы задало тон всей гастрольной поездке. Об этом можно судить хотя бы по таким данным: за двухмесячное пребывание советского цирка в Стамбуле было дано 78 представлении, которые посмотрели, по подсчетам турецкой стороны, примерно двести пятьдесят тысяч зрителей. Между прочим, на одном из спектаклей присутствовала большая группа высших чинов турецкой армии во главе с начальником генерального штаба Джевгетом Сунаем. От его имени советским артистам были преподнесены три огромные корзины цветов.
Должен заметить, что Дворец спорта, где шли наши гастроли, был в тот период важнейшим центром культурной жизни Стамбула. Советские артисты, все без исключения, трудились очень напряженно. Особенно радостно работали мы по средам, в так называемые народные дни. В такие дни мы давали по два представления, билеты на которые продавались по значительно сниженным ценам (кстати, для детей и студентов билеты всегда были удешевленными). Очередь в народные дни выстраивалась задолго до открытия кассы. Еще с ночи тысячи стамбульцев терпеливо дожидались возможности приобрести заветные билеты. Спустя два месяца мы перекочевали в Измир. Там в то время происходила XXXIV Международная ярмарка (замечу, к слову, что советский павильон пользовался особым успехом — в нем побывало более двух миллионов человек). В Измире спектакли шли в неизменно переполненном шапито на три тысячи шестьсот мест. Здесь, несмотря на большую жару, коллектив дал за 32 дня 59 представлений, то есть почти ежедневно по два спектакля. Около двухсот тысяч жителей и гостей Измира были нашими зрителями. Председатель муниципалитета господин Осман Кебар любезно пригласил советских артистов вновь приехать в Измир.
— Если согласны, — сказал он,— я закреплю за вами эту единственную в городе площадку, где можно установить шапито.
Хочу с признательностью отметить, что пресса страны в общем-то хорошо отнеслась к нам, подробно и доброжелательно освещала гастроли. Самые широкие круги турецкой общественности всячески выражали нам свои симпатии. Особенно дорого было нам единодушное одобрение многих деятелей искусства, с которыми доводилось встречаться. Помню, в Стамбуле пришел на наше представление семидесятитрехлетний Мухсин Эртургул — создатель современного турецкого театра. В 20-х годах он работал в Москве. Мухсин Эртургул с гордостью вспоминает, что стажировался тогда у самого Константина Сергеевича Станиславского, чьим горячим поклонником и последователем он считает себя. После спектакля гость зашел за кулисы и на русском языке, которым он хорошо владеет, взволнованно поблагодарил исполнителей. Впрочем, об этом пусть лучше расскажет эквилибрист В. Беньяминов:
— Еще в Москве я тщательно готовился не только к выступлениям перед турецкими зрителями, но и к пополнению своей фильмотеки новыми кадрами. И теперь могу, как говорится, подвести некоторые итоги. В Турции я снял около двухсот метров пленки: улицы Стамбула, Измира и древнего Эфеса, музеи, памятные места, связанные с жизнью великого сына Турции Ататюрка, уличные сценки и т. п. Но особенно дороги мне кадры, запечатлевшие встречу с Мухсином Эртургулом и его супругой.
— Мы с женой, — сказал он нам тогда, — получили огромнейшее удовольствие от вашего спектакля. У меня не хватает слов, чтобы высказать наше восхищение. Это необыкновенно!
Потом с несколькими словами к моей жене обратилась супруга господина Эртургула.
— Жена говорит, что у вас такая опасная работа, там, под куполом... Вы постоянно рискуете собой. Примите от нее на память этот сувенир, — перевел Мухсин Эртургул.
И госпожа Эртургул, сняв с себя маленький медальон в виде лиры, надела его на шею моей жене со словами:
— Пусть этот медальон бережет вас от несчастного случая...
— Да, памятных встреч и эпизодов было очень много, — сказал нашему корреспонденту дрессировщик тигров А. Александров-Федотов. — Меня, к примеру, люди узнавали на улице, очевидно, по синему берету, который я постоянно ношу. Многие подходили ко мне, пожимали руку, хлопали по плечу. И, чтобы я окончательно убедился, что меня ни с кем не путают, говорили:
— Каплан! Каплан! (по-турецки каплан — тигр.).
Очень внимательно относились к нам турецкие рабочие в цирке и униформисты. Помню, как были обеспокоены эти славные люди, когда тигр Акбар, выйдя однажды из повиновения, пытался броситься на меня. И как они были искренне рады, что все обошлось благополучно. Это мне навсегда запомнилось...
— А мне особенно врезался в память эпизод с сеном, — вступает в разговор дрессировщик собачек Н. Ермаков. — Это было в день нашего прибытия в Стамбул, когда мы начали разгружаться. Возле Дворца спорта толпились сотни людей, разглядывая наших четвероногих питомцев: тигров, лошадей, собачек... В это время подошла машина, доставившая с теплохода очередную партию нашего груза — сено для лошадей джигитов Давлета Ходжабаева. И тут произошло неожиданное: шесть или семь человек весьма преклонного возраста буквально ринулись к грузовику. Схватив по клочку сена, они стали бережно укладывать их в платочки.
— Русское сено!.. Его дух за версту слыхать, — сказала нам со слезами на глазах одна из пожилых женщин на чистом русском языке.
Как оказалось, эти люди — бывшие русские белогвардейцы, которых революция выплеснула за борт родной страны. Теперь они доживают свои дни, снедаемые едва ли не самой страшной из болезней — ностальгией, тоской по родине...
— А мне запомнилась буря, разыгравшаяся в Измире за три дня до конца наших гастролей, — говорит клоун И. Девяткин.
— С утра ветер был слабый, но к вечеру он словно рассвирепел. И вот во время представления в набитом до отказа шапито вдруг повалило одну из опорных мачт.
Мы с партнером Е. Кружковым как раз исполняли в этот момент сценку «Насос». И вдруг такое несчастье: огромная мачта чуть не свалилась на головы зрителей. Но они не растерялись: несколько человек тотчас же подхватили ее, что-то громко выкрикивая нам. Переводчик крикнул нам:
— Они говорят: «Продолжайте, все в порядке!»
И наметившаяся было пауза была немедленно заполнена...
— Наше коллективное интервью будет неполным, — снова берет слово В. Пахомов, — если мы не скажем добрых слов о сотрудниках Одесского цирка во главе с директором П. Ткаченко. Коллектив этого цирка с большой ответственностью, с любовью отнесся к подготовке наших гастролей.
Мы отправились в Турцию, великолепно оснащенные всем необходимым. И там мы не раз с чувством признательности вспоминали эту заботу и товарищескую помощь.
Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.
оставить комментарий