В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 12:15 | 22.06.2015

Советский цирк за рубежом

Советский цирк за рубежомОдно из самых ярких свидетельств творческого роста мастеров цирка — зарубежные гастроли. В первое десятилетие после Октябрьской революции афиши наших цирков пестрели именами иностранцев, советские же артисты редко выступали за границей.

По-настоящему широкий размах зарубежные гастроли советского цирка приобрели в послевоенный период. В 1955 году представления советского цирка были впервые показаны за рубежом— в Монгольской и Польской народных республиках. Ошеломляющий успех укрепил уверенность артистов в своих силах, и уже в следующем году сразу несколько коллективов побывало в десяти странах.

За последние четырнадцать лет тысячи наших мастеров манежа выступали в 66 странах, во многих из них по нескольку раз. Почти 20 тысяч представлений посетило свыше 60 миллионов зрителей. А число требований на гастроли все растет. Мы уже планируем поездки на 1971—1972 годы.

Триумфальное шествие советского цирка по зарубежным аренам общеизвестно. Он побывал на всех пяти континентах. И какие только именитые зрители не восхищались им — бельгийская королева и французские художники, император Эфиопии и английские ученые, японские принцессы и американские артисты, главы правительств, политические деятели, писатели, дипломаты... Их высказывания, как и восторженные отзывы иностранной печати, цитировались не раз. Но, может быть, иные малоизвестные детали говорят об успехе наших гастролей не менее убедительно, чем похвалы прессы.

В цирках многих капиталистических стран во время представления между рядами амфитеатра обычно снуют мальчишки, продающие горячие сосиски, прохладительные напитки, сладости. И было удивительно, почему на наших гастролях этих мальчишек никогда не бывает. В Виннипеге (Канада) спросили директора:

— Вы приказали не пускать разносчиков?
— И не думал. Они сами не идут в зрительный зал в эти дни: знают, что зрители всегда так захвачены русским представлением, что ничего не покупают.

Когда начались гастроли в Канаде, в первом ряду цирка Оттавы были рассажены полицейские — на всякий случай, чтобы не было лишних контактов с советскими людьми. Но когда кончилось первое представление, зрители повскакали с мест и кинулись на манеж, полицейские вместе с ними перепрыгивали через барьер, преподносили артистам цветы, жали им руки и обнимали.

В Австралии, в Сиднее, встреча нашего коллектива превратилась буквально в празднество: многие сотни горожан пришли в аэропорт, девушки в парадных костюмах выстроились у приземлившегося самолета, как почетный караул. Выйдя из самолета, артисты, наскоро переодевшиеся в цирковые костюмы, 7ут же, на аэродроме, исполнили серию трюков и комбинаций. Раздавались аплодисменты, звучали импровизированные речи. Встреча была заснята .кинооператорами и в тот же вечер передавалась по телевидению, а на следующее утро — подробно описана во всех газетах под крупными приветственными заголовками.

А чилийский журнал «Фляш» писал: «После парада артистов, начинающего двухчасовой спектакль, на манеж выходит русская девушка Надежда, перед которой полностью тает даже самый яростный сторонник холодной войны».

Действительно, воздействие советского цирка сплошь и рядом оказывалось сильнее политических предубеждений и предрассудков и неизменно срывало даже запланированные и тщательно подготовленные антисоветские акции.

В Куала-Лумпуре, столице Малайзии, одна газета вс;гретила приезд наших артистов враждебной статьей. Но после первого представления та же газета была вынуждена признать «невиданно высокое качество программы и единодушные симпатии зрителей». И за все время пребывания нашего коллектива в Малайзии ни одна газета не рискнула сделать антисоветский выпад.

У входа в стамбульский спортивный зал, где готовились выступления нашего цирка, весь забор был заклеен антисоветскими плакатами, изображавшими советского человека изможденным, почти скелетом. Тем сильнее было впечатление, произведенное обаятельными молодыми артистами, полными сил и энергии. Выйдя после представления, не только зрители, но и полицейские бросились срывать лживые плакаты. Ни эти плакаты, ни антисоветские листовки не могли преуменьшить триумфа нашего цирка. У касс выстраивались бесконечные очереди, барышники перепродавали билеты по баснословным ценам, и успех представлений превосходил самые смелые ожидания.

В чем же сила советского циркового искусства? Почему такой ни с чем не сравнимый успех? Ведь и за рубежом есть немало первоклассных номеров. Так что, казалось бы, тамошних зрителей трудно удивить. В чем же дело? Для ответа на этот вопрос предоставим слово зарубежным журналистам.

Разумеется, все отмечают высокое качество номеров. Например, голландская газета «Де фолкскрант» писала: «Мы знаем, что у советских людей есть превосходные музыканты — мы их много раз слышали; но что у них есть еще одно чудо, «цирк на льду», мы не знали до вчерашнего дня... Все артисты — высшего класса. То, что они показывают, граничит с невозможным».
Другие газеты верно подмечают особенные черты, присущие советскому цирковому искусству.

«В основе его большого очарования лежит глубоко человечное стремление. В социалистическом мире возводится в принцип положение, что цирк прославляет красоту и смелость, гармонически сочетающиеся в человеке» (уругвайская «Эль популяр»).    ,

«Трюки превышают воображение. Номера, уникальные в своем жанре, отличаются не только высоким качеством исполнения, но главным образом оригинальностью. Здесь не ищут возможности потрясти и ослепить шикарными костюмами и минутным эффектом, а стремятся доставить все возрастающее удовольствие. Музыка прекрасно подобрана к каждому аттракциону» (оттавская «Пти журналь»).

«В основе спектакля здоровое, радостное чувство, а не страх и боязнь за артиста» (аргентинская «Хроника»).

«Когда речь идет о цирках вообще, то сразу начинаешь представлять себе тяжелое положение исполнителей. Но в советском цирке царят богатство, здоровье, красота... Улыбка на арене часто бывает деланной, неприятной. Но в улыбке советских артистов, включая даже клоунов, чувствуется искренность и дружелюбие» (японская «Майнити»).

«У артистов советского цирка нет ничего вымученного, показного. Это главная черта, которая отличает их от всех» (токийская «Иомиури»). «Это возможно только в Советском Союзе, где цирк является искусством» («Хотисим-бун»).

«Смотришь русское представление и буквально испытываешь ощущение нового открытия, — пишет монреальская «Ле девуар». — Замечательно, что самые удивительные смелые трюки, прыжки и наиболее трудные полеты выполняются с необычайной легкостью и простотой... Это хорошо организованный и продуманный спектакль, подвиг первоклассной физической и общей культуры, эстетичность, красота...»

Такие выдержки можно приводить без конца. И в самом деле, цельность представления, к которому приложили руки режиссер, художник, композитор и писатель, и то обстоятельство, что государственный цирк может вкладывать в оснащение номеров такие средства, какие и не снились артисту капиталистической страны, выпускающему номер за свой личный счет, — все это не может не производить впечатления.

Но об одной особенности советских исполнителей, сказывающейся на их манере держаться во время представления и в жизни, на стиле их работы, надо сказать подробнее. Речь идет об общей культуре. Может быть, это не меньше, чем профессиональное мастерство, производит впечатление за рубежом. Ведь помимо представлений в цирке наши артисты дают шефские спектакли, посещают заводы, встречаются с членами обществ дружбы с нашей страной, рабочими, интеллигенцией. Например, в Австралии состоялась интересная встреча группы артистов с профессорско-преподавательским составом нового Аделаидского университета. После осмотра здания возник оживленный обмен мнениями с ректором и его коллегами о постановке высшего образования в СССР и в Австралии. Какие акробаты, гимнасты и клоуны, кроме советских, могли бы в подобном кругу вести такую беседу?

Наши пресс-конференции привлекают повсюду большое внимание. Артистам советского цирка задают множество вопросов. Сперва с недоверием, а потом со все большим удивлением узнают в капиталистических странах о строящихся у нас новых цирках-дворцах, об условиях труда и быта артистов цирка, о том, что советское правительство отмечает их теми же наградами, что и государственных деятелей, теми же почетными званиями, что артистов оперы, балета, драмы и кино. Словом, все
то, что для нас является само собой разумеющимся, производит там огромное впечатление. Недаром во время гастролей одного из наших коллективов во Франции Морис Торез в беседе с артистами цирка назвал их первоклассными пропагандистами социалистической культуры и советского образа жизни.

Особенно тесные связи у нас с цирками социалистических стран. Трудно преувеличить значение планомерного обмена программами и номерами, консультаций, взаимной помощи. Наши мастера манежа считают долгом содействовать своим коллегам в подготовке номеров, реквизита и репертуара. Немало молодых людей из братских стран занималось и занимается в нашем училище циркового и эстрадного искусства. В Советский Союз приезжали на стажировку режиссеры и артисты цирков из Болгарии, Венгрии и Польши, а наши режиссеры М. Местечкин, А. Пономарев, Г. Перкун, артисты И. Бугримова, А. Александров-Федотов и другие работали с зарубежными артистами в Москве и выезжали в другие страны.

Под руководством народного артиста РСФСР А. Александрова-Федотова в СССР подготовлен аттракцион «Дрессированные хищники» для румынской артистки Лидии Жига, которая с успехом работает теперь на манежах многих стран. Оказана помощь и в выпуске нескольких программ болгарского цирка.

В Объединенной Арабской Республике режиссеры А. Ширай и П. Майстренко поставили большую цирковую программу. Аттракцион «Дрессированные медведи» подготовлен под руководством народного артиста РСФСР В. Филатова для артиста ОАР Ашри. В. Захарьин и А. Корнилов выезжали в Каир для консультаций и режиссуры.

Широкие и тесные международные связи и всемирный авторитет, завоеванный советским цирком, сделали его 50-летие событием, выходящим далеко за пределы наших границ. Оно отмечается в ряде стран выставками, докладами, демонстрацией фильмов, статьями в прессе и т. д. Одно из наиболее заметных мероприятий — большая юбилейная выставка, организованная в Берлине известным в ГДР собирателем материалов по истории мирового цирка Роландом Вайзе. Открытая в присутствии работников советского посольства в ГДР, выставка была положительно отмечена газетами «Нойес дойчланд», «Дер морген» и многими другими. Большая выставка советского циркового плаката состоялась в Варшаве и Лондоне. В московской выставке к 50-летию советского цирка участвуют цирки Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, Польши, Чехословакии и других стран.

На зарубежные гастроли ежегодно выезжают 600—800 артистов — ведущих мастеров и артистической молодежи. Все они достойно представляют наше цирковое искусство, гордо неся по странам и континентам славу Советской Отчизны.

И. ЧИХИРА, начальник отдела зарубежной работы Союзгосцирка

оставить комментарий


 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

аренда контейнера 40 футов под склад