Создание спектакля - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Создание спектакля

Путь к премьере тернист. Не легче и после нее. Каждый день открывает новые изъяны, требует новых решений — и от драматурга, и от режиссера, и от исполнителей.

И все во имя того, чтобы представление стало совершеннее, чтобы ярче и убедительнее зазвучал под куполом цирка рассказ о счастливой жизни цыган-артистов с экскурсами в тяжелое прошлое. А почему под куполом цирка? Да потому, что спектакль «Мы — цыгане» подготовлен цирковым коллективом (художе­ственный руководитель Ян Бреслер). Знаменательно, что он по­священ пятидесятилетию Советской власти, которая принесла счастье,  дала права гражданства и извечным бродягам-цыганам.

Артисты Н. ТИМОФЕЕВА и С. САВЕЛЬЕВ. «Игра с арка­нами». Борьбу с медведем демонстрирует артист В. ЧУГУНОВ

Артисты Н. ТИМОФЕЕВА и С. САВЕЛЬЕВ. «Игра с арка­нами»
Борьбу с медведем демонстрирует артист В. ЧУГУНОВ

 

Цыгане — прирожденные певцы и танцоры. И от этой нацио­нальной особенности нельзя отмахнуться. Но выступают-то они в манеже. Значит, должны быть и номера, в которых основным выразительным средством является трюк. И с этим не могли не считаться автор сценария Илья Финк, режиссер и балетмейстер Иван Курилов. Потому-то и избрали форму ревю. Фабула проста. Веселятся артисты-цыгане. И вдруг вспоми­нают: а раньше как было. Раньше? Вот так:

«Цыгане... Как птицы они прилетали.
По улицам песня гитарой плыла,
Мелькали на улицах пестрые шали,
Цыганка-гадалка за руку брала»
.

Да, раньше так было. Пляшут на улице девчушка и паренек (Света Янковская и Николай Дубинин), поводырь (Валерий Чугунов) показывает «ученого» медведя. Веселится, гуляет цыган­ский табор,  и  никто  не  подозревает,  что уже зреет конфликт.

Красавица — дочь вожака табора (его достоверный образ создает Павел Савельев) — любит сына нищего цыгана-балагура (коверный Евгений Чеколтан). Но властный вожак, привыкший к повиновению, не может смириться со своеволием дочери (Ляля Воронина):

«Так было, так было, давно это было.
Кочевка, вожак, злобный посвист бича.
Но сердце цыганки все так же любило,
И кровь у цыгана была горяча».

Молодой цыган (Сергей Савельев) не хочет смириться с тем, что какой-то выкуп (у бедняка его, естественно, нет) стал пре­градой между любящими сердцами. Не хочет и не может сми­риться с вековыми обычаями и попирает их. С помощью цыган он заарканивает вожака, вскакивает с любимой на лихого коня и покидает табор. Снова звучат строки романсового конферанса — своеобраз­ного авторского комментария происходящих событий. И еще одну важную нагрузку несут куплеты — они связывают части спектакля, подготавливают переходы от сценки к сценке.

Движется сюжет. Танцевальные и вокальные номера пере­межаются (пока еще недостаточно) цирковыми. Вольтижирует на лошади Сергей Савельев. В другой сцене он вместе с Ниной Тимофеевой демонстрирует игру с бичами и арканами. Акроба­тические прыжки входят в пляску Николая Дубинина. Танец с ги­тарой Бориса Бреслера, кстати, очень органичный в спектакле, естественно переходит в выступление жонглера с кольцами, ножами, балансирующего на лбу гитару, а затем кипящий самовар.

Танец с гитарой Б. БРЕСЛЕРА. Антиподистка Е. КАЙСЫН

Танец с гитарой Б. БРЕСЛЕРА
Антиподистка Е. КАЙСЫН

 

Вращает, подбрасывает и ловит кувшин, бочонки, большой бубен антиподистка Евгения Кайсын. Она — у истоков артисти­ческого пути. Так случилось, что за три года учебы в училище она не нашла себя ни в одном жанре. Встреча с известной артистской Виолеттой Кисс, перешедшей на педагогическую работу, определила судьбу девушки. Она стала антиподисткой. Номер композиционно строен, крепок, точен по национальному колориту (исполнительница — молдаванка).

Цирковые номера украшают спектакль, придают ему дина­мику, естественную интонационность. И, право, кажется, что укрепление органичными для цыганского коллектива номерами принесло бы пользу представлению. Просится, например, ори­гинальный конный номер, престидижитатор-эсцентрик. Это не­сомненно придаст спектаклю еще большую живость и досто­верность.

Кочевники стали артистами и с радостью показывают свое искусство. Илья Финк, хорошо знающий фольклорные богатства цыганского народа, проявил взыскательность при отборе песен­ного материала. Он рассчитан на исполнителей, обладающих определенной певческой культурой. Написанные им хоровые песни, романсы проникнуты национальными мотивами (компози­торы Семен Бугачевский и Сергей Янковский). Их проникновен­но исполняют Михаил и Нора Ивановы, Алла Данченко, Ася Ларюшина и другие.

Много сделано и Иваном Куриловым, который не первый год работает с цыганским коллективом. Дана отставка приев­шейся «Цыганочке». Родились отличные дуэты и групповые тан­цы. Диапазон танцевального материала расширен, обогащена фактура благодаря введению танцев венгерских, румынских и испанских цыган. Хорош сочный и ритмически точный танцевальный дуэт Сав­вы Бариновского и Василия Сергиенко, темпераментен испан­ский танец в исполнении героев спектакля Ляли Ворониной и Сергея Савельева и Василия и Николая Сергиенко, красив румынский танец с шалями, в котором заняты Алла Джелакаева, Евгения Кайсын и Валентина Антоненко.

Выступления вокалистов и танцоров сопровождает хороший оркестр в составе Владимира Маюренко, Ивана Москалева, Сергея Янковского, Николая Дубинина и Николая Сергиенко (старшего). Художница Риза Вайсенберг создала национальные костюмы, отличные по покрою и цветовой композиции. Спек­такль со вкусом и тактом оформлен заслуженным деятелем искусств РСФСР Михаилом Варпехом.

Автору этих строк довелось быть и на репетициях, и на пер­вых спектаклях. Они не без недостатков — хотелось бы, чтобы проникновение в характеры было более глубоким, репризы сочнее и острее, сюжетно более оправданными, а части спек­такля скреплены прочнее. Но от спектакля к спектаклю были заметны сдвиги к лучшему. Это вселяет уверенность, что спек­такль «Мы — цыгане» займет достойное место среди масштаб­ных произведений, подготовленных нашим цирком за послед­ние годы.

И. ЧЕРНЕНКО

Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования