Создатели народных песен
Часто мы называем какую-нибудь хорошую песню народной только потому, что не знаем, кто ее создатель. Между тем современные исследователи народного творчества пришли к заключению, что каждая песня имеет своего автора, что «начинает» песню какой-то определенный поэтически или музыкально одаренный человек.
Переходя от одного певца к другому, песня может изменяться, меняются отдельные слова, строки и даже куплеты, варьируется мелодия; бытуя в народе, песня подвергается постоянной коллективной обработке. А когда она приобретает широкую известность, уже почти невозможно установить, кто именно положил ей начало. Некоторые любимые нашим народом песни были сложены на слова великих русских поэтов — А. Пушкина («Узник», «Буря мглою небо кроет...»), М. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу» 1, «Бородино»), А. Некрасова («Ой полна полна моя коробушка», «Что ты жадно глядишь на дорогу»).
1 Мелодия Е. С. Шашиной.
В поэтическом наследии П. Вяземского есть стихотворение «Тройка». Из десяти куплетов этого произведения два вошли в популярную «Тройку» композитора П. Булахова; остальные куплеты и припев («Еду, еду, еду к ней...») добавлены другими неизвестными авторами. А вот знаменитая песня «Ревела буря, дождь шумел...», воспевающая Ермака Тимофеевича. Далеко не всем известно, что текст ее принадлежит поэту-декабристу К. Рылееву. Его дума «Смерть Ермака» стала основой текста песни. Очень много русских песен создано на слова поэтов менее известных. Имена некоторых из них знакомы лишь очень немногим.
Мы встречаемся с очень интересным явлением: с одной стороны, всенародная известность произведения, а с другой — почти полная неизвестность автора. В числе таких поэтов — А. Мерзляков, профессор Московского университета. Ему принадлежит стихотворение «Среди долины ровныя», ставшее текстом народной песни. Рассказывают, что однажды Мерзляков разговорился о своем одиночестве, взял мел и на открытом ломберном столе написал почти половину этой песни. Ему принесли потом перо и бумагу, он переписал написанное и довел песню до конца. На слова поэта Ф. Глинки известный в свое время русский певец И. Рупин создал знаменитую песню, начинающуюся словами «Вот мчится тройка почтовая...». Текст любимейшей песни нашего народа — «Славное море, священный Байкал...» взят из стихотворения сибирского поэта прошлого века Д. Давыдова «Думы беглеца на Байкале».
От романса А. Гурилева «После битвы», написанного на слова поэта Н. Щербины, ведет начало знаменитая матросская песня «Раскинулось море широко». Трудно поверить, что популярной матросской песне, как «По морям, по волнам...», уже больше ста лет! Известно, что она была одной из любимых песен В. И. Чапаева. «...Любил ее Чапаев больше за припев — он так паялся хорошо с этой партизанской кочевою беспокойной жизнью» 1.
1 Дм. Фурманов. Чапаев, М., 1952, стр. 67
Слова этой песни представляют собой народную переработку стихотворения В. Межевича «Песня моряка», написанного в 1839 году. Среди многих песен, любимых чапаевцами, отметим еще одну — ту, что начинается словами: «Среди лесов дремучих разбойнички идут». Она ведет свое начало от стихотворения немецкого поэта Ф. Фрейлиграта «Погребение разбойника», переведенного Ф. Миллером. Русский перевод состоял из 72 строк. Значительно сокращенный, он стал текстом народной песни, которая воспевала действительно существовавшего «разбойника» В. Чуркина 2.
2 Подробнее о Чуркине см.: Ал. Перегудов. — Гуслнца, — Новый мир», 1927, № 6,
В годы гражданской войны эту песню пели и с другими словами: «С помещиком, банкиром на битву мы идем, Всем кулакам-вампирам мы гибель принесем! Мы — красные солдаты — за бедный люд стоим, За нивы и за хаты свободу отстоим!..». «Верно, какая непритязательная и отнюдь не мастерская строфа? — говорит писатель Ю. Либединский. — А я всю жизнь с глубоким волнением повторяю ее, она воскрешает самое лучшее, что было в моей молодости. Назначенный политруком автомотовелороты 26-й дивизии, я летом 1920 года не раз водил свою роту на вечернюю прогулку по пыльным улицам Барнаула. Мы пели тогда эту песню. Ее простые слова казались прекрасными — в них звенела высокая правда эпохи».
Пожалуй, нет такой русской певицы, в репертуаре которой не было бы песни «Не брани меня, родная…». Текст ее принадлежит А. Е. Разоренову. Выходец из крестьян Московской губернии, он долгое время вел бродячий образ жизни, работал продавцом, лакеем, артистом, разносчиком. Разоренов сам писал стихотворения. Одно из них, впервые опубликованное в сборнике «Родные звуки» в 1891 году, стало текстом народной песни. В нашем народе бытуют две песни, начинающиеся словами «Однозвучно гремит колокольчик…». Обе они имеют одинаковый текст (некоего И. Макарова). А мелодии — разные. Одна из них, входящая в репертуар многих хоровых коллективов (Краснознаменный ансамбль, Государственный академический русский хор и др.), заимствована из романса композитора К. Сидоровича. Не менее популярна и другая мелодия «Колокольчика» — композитора А. Гурилева, исполняемая обычно певцами-солистами.
К числу лучших произведений о Степане Разине относится песня «Есть на Волге утес...». Текст песни создал поэт А. Навроцкий, сочинение мелодии приписывается А. Рашевской. Мировую известность приобрела другая замечательная песня о Степане Разине — «Из-за острова на стрежень...». Слова ее принадлежат сибирскому литератору, исследователю русского народного творчества Д. Садовникову. Он родился в небогатой дворянской семье. Работал домашним учителем. Его стихотворение, ставшее знаменитой песней, было впервые опубликовано в журнале «Волжский вестник» в 1883 году под заголовком «Из волжских песен». Есть еще одна песня Садовникова, посвященная Степану Разину. Она начинается словами «По посаду городскому...». Ее напев одинаков с напевом песни «Буря мглою небо кроет...». Два стихотворения народного поэта-самоучки И. Сурикова легли в основу текста известных песен: «Тонкая рябина» и «Степь да степь кругом...»
Во многих дореволюционных песенниках встречается имя народного поэта М. Ожегова. Ему принадлежат слова популярных песен: «Потеряла я колечко...», «Меж крутых бережков...», «Чудный месяц плывет над рекою...» Текст песни «Родина» («Вижу чудное приволье...») взят из стихотворения «Родное» вологодского поэта Ф. Савинова. Стихотворения его малоинтересны. Но одно из них — «Родина», напечатанное в журнале «Волна» и сокращенное с тридцати двух строк до двенадцати,— стало популярной песней. Предполагаемый автор мелодии А. Чернявский (он же — Зорин, он же — Цимбал). Ему принадлежит мелодия песни «Соловей-соловушка», известной у нес в 30-х годах по кинофильму «Груня Корнакова». Есть основания предполагать, что Чернявский — автор песни «Над полями, да над чистыми...», написанной на слова поэта А. Рославлева.
Песня — постоянная спутница жизни нашего народа. Известный русский критик В. Стасов в письмах к композитору М. Балакиреву отмечал: «Мне кажется, если у нас будет революция... — и тогда будут петь». Стасов не ошибся: три русские революции совершались под звуки замечательных, но уже иных песен. Они звучали на партийных собраниях, сходках, на фабриках и заводах во время стачек, на улицах и площадях, где под красными знаменами собирался восставший народ. История таких песен — большая волнующая тема.
А. ШИЛОВ, заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Май 1965
оставить комментарий