Созведие талантов ГУЦЭИ
В нынешнем году, как и предыдущие года, Государственное училище циркового и эстрадного искусства выпустило из своих стен десятки новых питомцев.
Они пополнят отряд наших воспитанников, число которых превысило две тысячи и чьи имена можно увидеть на афишах почти любого циркового представления и многих эстрадных программ. Среди них — артисты, завоевавшие большую популярность, украшающие своим искусством советские цирки и эстрадные площадки, с успехом гастролирующие за рубежом. Достаточно назвать таких прославленных мастеров, как Михаил Румянцев (Карандаш) и Олег Попов, Владимир Волжанский и Валентина Суркова. Нина Логачева и Елена Бубнова, Геннадий Маковский и Геннадий Ротман, Елена Камбурова и Борис Амарантов и многие, многие другие.
Можно было бы немало рассказать о работе, ведущейся в нашем училище, о его замечательных педагогах, о тех великолепных, улучшающихся день ото дня условиях, которые предоставляются учащимся.
Но ныне, в год, когда все советские люди отмечают великую дату — 50-летие образования СССР, мысли невольно обращаются к теме, связанной с этим важнейшим событием.
Какие разительные перемены произошли после исторического объединения народов нашей страны под гербом Советского Союза! Как расцвело наше многонациональное искусство, какими яркими красками оно засверкало! Для меня особенно приятно, что такие, считавшиеся когда-то второстепенными, области его, как цирк и эстрада, заявили о себе во весь голос, стали достоянием каждой республики, каждой, даже малой народности.
Я перебираю программки последних лет и с удовлетворением отмечаю, как блистательно представлены на арене и эстраде артисты национальных республик. Целое созвездие талантов! Великолепное многообразие жанров, ярких индивидуальностей! Кому из любителей цирка не знакомы имена армянина-дрессировщика С. Асаакяна, украинца-эквилибриста Л. Костюка, узбечки-наездницы Лолы Ходжаевой, латышского клоуна Антонио, дагестанских канатоходцев под руководством Р. Абакарова и Я. Гаджикурбанова.
А эстрада? Всенародной популярностью пользуются украинские сатирики Ю. Тимошенко и Е. Березин, азербайджанец-певец М. Магомаев, казахская певица Р. Багланова, чеченец-танцор М. Эсамбаев, белорусский ансамбль "Песняры"...
Можно было бы во много раз увеличить этот список, вспомнить те почетные звания, которые носят многие артисты эстрады и цирка, высокие правительственные награды, которых они удостоены. Но только такой перечень едва ли уместится на предоставленных мне страницах журнала.
Конечно, и в дореволюционное время отдельным самородкам из «инородцев». как презрительно именовались они тогда, удавалось пробить себе дорогу в искусство, добиться известности. Но какой ценой! И, как правило, печально завершалась их артистическая карьера. Вспомним искусного осетинского наездника Агубе Гудцева, поражавшего своим мастерством зрителей в начале этого века. Что он заработал? Одну папаху. Даже лошадь и седло принадлежали владельцу цирка. Отчаявшись найти свое место на арене отечественного цирка. Гудцев уехал за границу. Но это не принесло ему счастья. Он работал на износ, ослеп и умер в нищете.
А ныне Северная Осетия — сравнительно небольшая республика — дала нашему цирку два первоклассных конных аттракциона. Их участников отличают высокое мастерство джигитовки, прекрасно подобранные кони, хорошо продуманное, выдержанное в национальном духе оформление. И Северная Осетия не исключение. Почти к каждой нашей республике есть свои коллективы, хранящие и приумножающие национальные традиции, являющиеся своеобразными мастерскими, где готовятся творческие кадры.
Общепризнано, что в нашей стране эстрада и особенно цирк совершили подлинный взлет. Многих зрителей и специалистов за рубежом занимает вопрос: каким образом удалось достигнуть таких высот? Объясняется это в первую очередь тем, что впервые за свою многовековую историю развитие эстрадного и циркового искусства стало после образования Советского Союза организованным планомерным процессом, частью общего дела культурного подъема всей нашей многонациональной страны.
Если говорить об эстраде, то ее становлению способствуют созданные в республиках филармонии, концертные объединения, где работают квалифицированные режиссеры, мастерские, оказывающие повседневную помощь артистам. В Москве уже немало лет действует Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства, ежегодно выпускающая актеров всех жанров, представителей многих народов Советского Союза и даже целые национальные коллективы. Совсем недавно, к примеру, мастерская выпустила коллектив "Якутская эстрада-72".
Что касается цирка, то большую роль в достигнутых им успехах играет существование Всесоюзного управления — Союзгосцирк. Это позволяет осуществлять широкий обмен программами между республиками, передачу опыта и знании, планомерно осуществлять творческую помощь национальным коллективам. Немаловажное значение имеет существование производственных мастерских, изготовляющих аппаратуру, реквизит и костюмы.
Однако думаю, что не ошибусь, если скажу, что в решении первостепенной проблемы — в подготовке кадров — ведущее место принадлежит нашему училищу. Удобные, светлые аудитории, два хорошо оборудованных манежа, современная аппаратура и снаряды — все это предоставлено молодежи, овладевающей как профессиональным мастерством, так и общеобразовательными знаниями в объеме средней школы. Среди нескольких десятков преподавателей, вносящих свой вклад в формирование будущего артиста. Опытные педагоги и режиссеры, многие из которых удостоены почетных званий заслуженных артистов и заслуженных работников культуры РСФСР.
Многие выпускники нашего училища после учебы возвращаются в свою республику с готовым номером национального характера. Они не только привносят в среду артистов полученную исполнительскую культуру, но и способствуют тяге молодежи к искусству, внушают ей уверенность в своих силах, сами становятся воспитателями новой смены.
Впечатляющим примером может послужить наш питомец — тувинец Владимир Оскал-Оол. Вряд ли в дореволюционной Туве имели представление о цирке. А Оскал-Оол. первый в своей республике закончивший четверть века назад ГУЦЭИ, стал артистом с мировым именем. И особенно отрадно, что созданный им номер — танц-эквилибр на проволоке, — в котором участвуют еще несколько его земляков, носит ярко выраженный национальный характер.
Номер Оскал-Оола пополняется выпускниками училища и темн/кого он готовит сам. Кстати, и в выпуске нынешнего года есть представитель Тувинской АССР — О. Коданмай. Нам радостно, что училище воспитало не только первоклассного мастера арены, но и достойного гражданина, общественного деятеля: народный артист РСФСР и Тувинской АССР Б. Оскал-Оол избран депутатом Верховного Совета своей республики.
На примере училища наглядно видно, как заботятся в нашей стране о развитии культуры и искусства в национальных республиках, особенно среди некогда отсталых народов. Их представители получают при поступлении в ГУЦЭИ определенные преимущества. Все это способствует тому, что училище с каждым годом выпускает все больше артистов, представляющих республики и народы нашего государства, с их участием создан ряд национальных коллективов, многие коллективы значительно укреплены. Только Армянский цирк украшают такие наши питомцы, как акробаты на шарах Газарян, эквилибрист-першевик Р. Манукян.
Среди выпускников училища представители самых разных национальностей: грузины — гимнаст А. Монгня и иллюзионист О. Ратиани, татары танцовщица на проволоке Р. Хусайнова и коверный 3. Мустафин, эстонка — воздушная гимнастка К. Тятте, литовцы гимнасты Л. Нурмннскас и А. Пикчунайте, молдаване — акробаты с шестом Баркарь, эквилибристы Липкан, антиподистка Е. Кайсын, киргиз — музыкальный комический жонглер В. Эдигеев. Примечательно, что из стен училища уже вышли по два поколения известных цирковых династий. Это — эквилибристы на першах отец и сын Костюк, акробаты отец и сын Канагины. А фамилия Шуйдиных даже поставила своеобразный рекорд: ГУЦЭИ окончили известный коверный Михаил Шуйдин. Его сын — акробат Вячеслав, а сейчас у нас учится младший сын старшего Шуйдина.
Выпуск нынешнего года еще раз убедительно подтвердил, что ГУЦЭИ стало подлинной кузницей национальных кадров для цирка и эстрады. Помимо целой плеяды одаренных русских юношей и девушек мы видим среди выпускников киргизку К. Сыдыкназарову, азербайджанца А. Салахова, эстонца И. Мяэселпа, кабардинца В. Якокутова, татарина Р. Абдикеева. Нам особенно приятно, что такие интересные номера, как эквилибр на слабо натянутой проволоке туркмена А. Керкнева и пластический этюд казашки Г. Ескеновой, сочетают хорошую исполнительскую культуру с подачей их в подлинно национальном духе.
Многонациональный коллектив училища работает не только над тем. чтобы подготовить профессионального артиста цирка или эстрады. Здесь под влиянием педагогов, в тесном повседневном общении — на занятиях, в общежитии — закладываются основы дружбы между учащимися разных национальностей, перерастающей в дружбу творческую. Можно назвать немало примеров, когда по окончании ГУЦЭИ уроженцы Москвы, Ленинграда. Куйбышева охотно едут вместе со своими партнерами по номеру — армянами, узбеками, литовцами — в национальные коллективы и плодотворно там трудятся. Есть немало творческих союзов и представителей других национальностей. Можно назвать хотя бы дуэт гимнастов на бамбуке — туркмена У. Урманова и казаха С. Абишева, дружная совместная работа которых идет уже не первый год А в «квартете» гимнастов на шесте с лестницей, окончивших в этом году училище, можно видеть татарку Л. Алиулину, литовца Р. Бернотас, русских Л. Красикову, Е. Афанасьеву.
Не так давно комплекс ГУЦЭИ пополнился новым зданием — шестиэтажным общежитием на 300 человек. Предусмотрено и дальнейшее расширение нашей материально-бытовой базы. На 1973 год намечено строительство десятиэтажного учебного корпуса. С вводом его предполагается осуществить первый опыт создания высшего учебного заведения по подготовке кадров для эстрады и цирка с двумя факультетами: речевых и клоунских жанров и режиссуры. Используя одновременно училище как среднее звено, мы сможем выпускать артистов еще лучше профессионально подготовленных, с более высоким уровнем общей культуры.
Одна из главных целей, которую мы ставим перед собой после реорганизации училища, — расширение контингента учащихся из братских республик, причем с креном на создание специальных национальных курсов, отделений, дающих возможность подготовки целых коллективов. Практика некоторых высших театральных учебных заведений подтверждает плодотворность такого направления.
Коллектив Государственного ордена Трудового Красного Знамени училища циркового и эстрадного искусства гордится тем, что работает в Москве, в столице нашей Родины, что ему доверена честь растить и воспитывать новых мастеров цирка и эстрады — представителей всех наций и народностей Советского Союза, сплотившихся под знаменем Великого Октября. Мы чувствуем себя единой семьей, где все дети одинаково любимы и дороги родителям. И мы приложим все силы, чтобы и в дальнейшем давать советскому искусству достойное пополнение, готовить людей талантливых и творчески интересных, способных обогащать многонациональную сокровищницу советской культуры.
А. ВОЛОШИН, директор ГУЦЭИ. заслуженный деятель искусств РСФСР
оставить комментарий