Спектакль «Вечный огонь» Виталия Воробьева
Премьера спектакля «Вечный огонь» состоялась в городе-герое Волгограде. Когда руководитель коллектива «Руслан и Людмила» В. Воробьев предложил сценарий этой героической эпопеи, нашлось, к сожалению, немало скептиков, которые говорили, что цирку не по силам поднимать такие высокие темы, для этого, мол, есть театр, кино.
Но коллектив, молодежный, ищущий, творческий, руководимый человеком целеустремленным, решил: «Спектакль ставить будем!». Всех заинтересовала высоко гражданственная тема сценария, и никого не смущало, что нужно будет перестраивать номера, репетировать после трех представлений, заниматься актерским мастерством, техникой речи, танцем.
Работа началась в Запорожье в дни школьных каникул, когда каждый день давали по три представления. Показывали «Руслана и Людмилу». Кстати, и этот спектакль за последние два года неузнаваемо изменился, обрел новые краски, а актерский состав поменялся почти полностью. Но вернемся к началу работы над спектаклем «Вечный огонь».
...Закончилось последнее представление, но никто из артистов не расходился, все, едва сняв грим, снова собрались на манеже. Массовые сцены, а их в спектакле много, репетируются особенно увлеченно, ведь тут каждый проявляет свои актерские способности, вживается в образ, в тему. У каждого, кроме своих номеров, в спектакле есть роль и не одна, и ее надо понять и прожить. И даже когда приходилось выбрасывать из номеров выигрышные трюки, никто не обижался, все понимали: главное — мысль, идея спектакля.
Когда начались прогоны и спектакль стал реальностью, работали как одержимые, тема захватила настолько, что не чувствовали усталости, забывали о выходных... Они верили, что спектакль будет. Верили актеры и ассистенты, верили режиссер и сценарист В. Воробьев, его соавтор В. Березин, композитор — дирижер Запорожского цирка Л. Василевский, который в кратчайший срок подготовил все музыкальное оформление, балетмейстер В. Савин, заведующая постановочной частью Т. Маранина. А вот администрация Запорожского цирка особой инициативы не проявила. И только после приезда комиссии, просмотревшей черновой вариант представления и единогласно сказавшей «да», коллективу стали помогать. Но (будем объективны) не очень рьяно.
Затем коллектив переехал в Волгоград. Накануне премьеры прислали костюмы, их пришлось подгонять, доделывать. Все дружно взялись за работу. Те, кто умел рисовать, помогали художнице Е. Романовской дописывать декорации, которые были изготовлены не очень качественно. И наконец наступил день премьеры, праздничный первомайский день. Зал цирка заполнили взрослые, дети, ветераны войны.
Песни довоенных лет, радостные, звонкие, настраивают на праздничное настроение. Под звуки вальса на манеж с разных сторон выбегают в нарядных белых платьях девушки с букетами цветов, юноши в праздничных костюмах. Последний школьный бал.
«Мальчики, война!» — этот возглас обрывает мирную жизнь. И девушки с глазами, полными скорби, глядят вслед сразу повзрослевшим мальчишкам, уходящим на бой с врагом. Так начинается спектакль, который ведет нас от последнего мирного дня до Дня Победы.
Я не буду пересказывать его сюжет. Главное, что в каждой сцене режиссер-постановщик В. Воробьев нашел тот режиссерский ход, который помог раскрыть идею постановки, перестроил номера так, что они «работали» на сюжет.
Вот, например, сцена «Нашествие», которую исполняют акробаты-прыгуны под руководством Олега Морозова и танцевальная группа. Артисты изображают врагов — фашистов, беснующихся, опьяненных радостью своих первых побед. Затем ярко и гротесково поставленная сцена в немецком кабаре. Здесь и жонглеры-официанты под руководством Михаила Таланина и исполняющие акробатический этюд «Испанское танго» Любовь и Виталий Воробьевы. Все подчинено единому режиссерскому замыслу, финалу сцены — похищению главаря фашистов и портфеля с секретными документами.
Празднично веселой, цирковой выглядит сцена «Партизанский отряд на отдыхе». Перед нами — партизаны, молодые, веселые, смелые и отважные. Это их товарищи провели сложную операцию в немецком кабаре, выполнили боевое задание. Теперь можно и отдохнуть, устроить импровизированный концерт. С каким мальчишеским задором работают акробаты-эксцентрики Юрий Томчук и Геннадий Торлопов, акробат-музыкант Андрей Аверюшкин, как мастерски исполняет танцы на проволоке, натянутой между двух «березок», Нина Смирнова. Аркадий Карачинский, повар отряда, появляется в сопровождении коз и собаки. Ничего удивительного, неожиданного в его дрессура нет, но точно найденный образ, действие, органично вплетающееся в сюжет, делает номер ярким и интересным. Как на месте в этой сцене нанайская борьба в исполнении Виктора Кашина! И как весело, органично, актерски точно реагируют на все происходящее зрители-партизаны.
Заканчивается первое отделение победным шествием нашей конницы. Лихие конники (конно-танцевальная группа под руководством Талгата Дюсембаева) гонят врага с нашей земли.
Все представление поделено условно на девять сцен. Поставил их Виталий Воробьев, способный цирковой артист, хорошо знающий законы манежа, и режиссер (он закончил Краснодарский театральный институт).
Но давайте вернемся в зрительный зал. Начинается второе отделение героической эпопеи. Над форгангом у «Вечного огня» застыла мать в своем глубоком горе. А на манеже, будто выточенные из камня живые скульптуры ее сыновей, погибших у стен Сталинграда. В центре манежа — солдат со спасенной девочкой на руках, как символ доброты и непобедимости советского воина.
Когда Павел Карима и Виктор Марании исполняют сцену «Водружение знамени», кажется, что мы видим рейхстаг, видим и чувствуем, как метр за метром преодолевают отвесную стену солдаты. Высвеченное лучами прожекторов, трепещет Знамя Победы. Оно полощется над манежем, словно подхваченное весенним ветром, поднимаясь все выше и выше. (Номер корд-де-парель в исполнении артистки Е. Воробьевой.)
«Победа» — так названа последняя заключительная сцена спектакля. Праздник выплеснулся на улицы городов и сел. Акробаты на батуте под руководством Виктора Маранина очень образно передают настроение всенародного праздника, легко и весело проделывают сложные трюки в воздухе, с юмором, с шуткой, под смех окруживших батут зрителей-артистов. И кажется, что их подбрасывают добрые руки людей, чествующих победителей.
Богатырская сила, удаль русского солдата, перековавшего мечи на орала — такова идея номера силового жонглера Бориса Чеклецова, легко играющего пудовыми гирями, исполняющего сальто с гирей в руках.
Хочется отдельно сказать о дрессировщика медведей Леониде Дубровском. По замыслу режиссера он является на праздник Победы в облике цыгана. И трюки, исполняемые его медведями, сразу приобретают новый смысл. А вот исполнителям номера с хлыстами Галине и Петру Пекшевым еще предстоит найти свои образы. Завершает спектакль номер акробатов-вольтижеров под руководством В. Воробьева. Кажется, что прямо с поля боя появились на манеже эти солдаты, подхватили на руки своих фронтовых подруг, празднуют начало мирной жизни. Двойные, тройные сальто, эффектные пируэты показывают артисты. Белые голуби взметнулись в воздух, разлетелись над зрительным залом.
Праздник мира, нелегкой ценой доставшийся нашему народу... Спектакль закончен, но аплодисменты возникают не сразу. Зрители остаются на местах и продолжают переживать увиденное.
Что же так поразило зрителей в этом цирковом спектакле? Мне кажется, органическое сплетение сюжетной линии с цирковым трюком, элементами пантомимы, танца, музыки. В этой героической, высоко гражданственной по звучанию эпопее цирк с его праздничностью и эксцентричностью как-то особенно удивляет.
И здесь мне хочется прервать рассказ об этом спектакле и поговорить о коллективе, о стабильной программе. Именно такой она и должна быть. Из этого коллектива не уходят. Сейчас мы часто слышим, что руководители вновь образуемых стабильных программ требуют лучшие номера, не соглашаются брать средние. В этом коллективе все по-другому. Здесь с каждым артистом работает режиссер, он учит их, помогает им. Не избавляться от старых номеров, а всем коллективом делать их хорошими — таков девиз В. Воробьева. И еще одно. Как часто мы смотрим представление и думаем о том, что вот этот номер плохо выстроен, затянут, почему-то артисты стараются показать все, что они умеют, е зрителям становится скучно и неинтересно, даже сильные трюки теряются в обилии материала. Важно, мне кажется, чтобы у зрителя возникало обратное ощущение: как жалко, что номер кончился!
В спектакле «Вечный огонь» каждое выступление выстроено четко, в номерах нет ничего лишнего. Да, поистине, «краткость — сестра таланта!» И именно поэтому, когда звучат последние аккорды музыки, зрители не вскакивают с мест и не бегут к выходу, они продолжают переживать увиденное, жить спектаклем.
«Нам очень хотелось, — сказал режиссер Виталий Воробьев, — чтобы спектакль, выпущенный в Волгограде, овеянном легендарной славой, получился достойным подвига этого города».
И спектакль получился. Думается, он должен остаться в репертуаре цирка,
Э. БОРОВИК
оставить коммментарий