Стажеры
Мы на репетиционной базе Ленинградской группы «Цирк на сцене», размещенной в одном из клубов города. Сцена в зрительном зале занята молодежью. На двухметровой высоте туго натянута проволока.
Молодые артистки Л. СОЦКАЯ и В. КУРОВА
На ней под звуки рояля танцует девушка. Чуть подальше, на столике, ее подружка лет шестнадцати осваивает трюки пластического этюда. Внимательный глаз режиссера следит за каждым движением юной исполнительницы.
— Повторить! Только мягче, спокойнее!
Наверху, на колосниках, подвешены различные цирковые аппараты: рамка, бамбук. На них также занимаются молодые исполнители... Что же здесь происходит? Репетиции артистов Цирка? Или, может быть, занятия новичков? И то и другое. Сначала идут репетиции артистов группы, затем артисты и режиссеры занимаются со стажерами.
Стажеры, собранные при Ленинградской группе «Цирк на сцене» — это участники художественной самодеятельности, которых готовят для выступления на профессиональной сцене и Манеже. Занятия с ними проводятся серьезные. Недаром многие называют группу стажеров своеобразным училищем циркового искусства. Для этого есть некоторые основания, хотя официально такого училища в Ленинграде не существует. Во всяком учебном заведении должны быть, как известно, классы, учебная программа, штат преподавателей. А как обстоит дело здесь?
Классы — помещения, которые предоставляют для тренировок дома культуры и клубы Ленинграда. Там молодежь приобщается к тайнам кульбитов и сальто-мортале, стоек и висов. Программа занятий? Ее определяют многолетний опыт преподавателей, понимание ими того, что ждет зритель, умение помочь любителям циркового искусства стать профессионалами.
Теперь о штатах. Преподаватели — это творческие работники группы «Цирк на сцене», энтузиасты, которые все свободное время отдают репетициям со стажерами. В числе таких энтузиастов художественный руководитель Ленинградской группы «Цирк на сцене» М. Звегинцев, режиссер С. Лунтер, руководители цирковой самодеятельности города Р. Соколов, П. Миронов, А. Шакин, И. Малиновский, Г. Кожарский и другие.
Репетицию ведет М. ЗВЕГИНЦЕВ
Дебютирует 3. СЕДОВА
Стажеры Т. КРУПКИНА и Г. МИХАЙЛОВА
Михаил Георгиевич Звегинцев рассказал нам, что из себя представляет стажерская группа, как в ней ведется работа.
— Юридически наша школа, к сожалению, не оформлена. Пока мы просто ищем в коллективах художественной самодеятельности способных молодых людей, увлекающихся акробатикой и другими видами циркового искусства, и устанавливаем над ними шефство. Мы консультируем их, помогаем устранить недостатки, добиться успехов в тренировках. Наиболее одаренных приглашаем для работы в профессиональном цирке. Постоянные и прочные контакты у нас с коллективами Дома культуры имени Кирова на Васильевском острове, Дома культуры имени Горького за Нарвской заставой, Дома культуры имени Карла Маркса на Обводном канале. И не только с ними — мы поддерживаем тесные связи с любителями цирка Череповца Вологодской области, Нижнего Тагила на Урале, Краснодара, Душанбе...
Добрый почин Ленинградской группы «Цирк на сцене», ее помощь стажерам получают все большую известность. Об этом свидетельствуют письма, которые приходят в группу со всех концов страны. В них и деловые запросы и просьбы помочь, взять под свою опеку. Уже сегодня мы можем назвать тех, кто прошел стажировку в Ленинградской группе и успешно выступает на манеже. Начинали в студии Дворца культуры имени Кирова, затем занимались в Ленинградской группе «Цирк на сцене» исполнительницы номера «пластический этюд» Наташа Голубцова и Людмила Шевченко (теперь молодые артистки успешно выступают на манежах нашей страны и за рубежом). Коллектив художественной самодеятельности, «институт стажеров» и, наконец, манеж Московского цирка — таков путь коверных Нины и Марка Городинских.
Да и в самой Ленинградской группе работают вчерашние любители — Зинаида Седова (пластический этюд), Лариса и Вероника Соцкие (партерные акробаты), Дубицкий (жонглер). Из самодеятельности пришла в профессиональное искусство Татьяна Болдысова (эквилибристка на проволоке). Питомцы режиссера С. Лунтера выступают в коллективе Новосибирской группы «Цирк на сцене»...
Нашим циркам, как известно, с каждым годом требуется все больше и больше исполнителей. Один из источников пополнения профессионального искусства — коллективы художественной самодеятельности. Но любители, даже очень одаренные, должны, разумеется, пройти серьезную школу, прежде чем выйти к зрителям. Об этом и заботятся в Ленинградской группе. Правда, пока эта забота «держится» на энтузиазме нескольких человек. Энтузиазм — великая сила, но как нужны группе еще хотя бы три-четыре тренера-режиссера, сколько пользы принесли бы они в подготовке молодых исполнителей!
Поиски одаренных исполнителей, переписка с ними, наблюдение за их занятиями в кружках и студиях, наконец, репетиции в группе — все это делают люди сверх своих обязанностей, безвозмездно, движимые лишь заботой о пополнении программ новыми номерами. Думается, настало время активно поддержать инициативу, проявленную в Ленинграде, подумать о том, как организационно оформить и «узаконить» подготовку стажеров. Может быть, есть смысл создать Студию циркового искусства при Ленинградской группе «Цирк на сцене» или филиал Центральной студии (дело, в конце концов, не в названии). Многие артисты помнят времена, когда в Ленинграде успешно работала такая студия и выпускала на манежи неплохих артистов. Как бы то ни было, но подготовка стажеров при Ленинградской группе «Цирк на сцене» — дело полезное и нужное, заслуживающее всяческой помощи и поддержки.
М. ЛОБОДИН
Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.
оставить комментарий