Степан Петров - артист, воин, педагог - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Степан Петров - артист, воин, педагог

Ст. Петров и Г. АнзоргеЦирком он увлекся в самом раннем детстве. Первое его выступление перед зрителями состоялось в школе на одном из вечеров. Номер ученика пятого класса Степана Петрова затмил все номера этого концерта.

Степа выступил в роли музыкального эксцентрика. Основным его инструментом были бутылки, наполненные на разных уровнях водой. На этих бутылках он бойко выстукивал деревянными молоточками под аккомпанемент фортепьяно галопы, польки, фокстроты и марши, заимствованные им из репертуара казанского цирка.

Весной 1929 года в Москве умер отец Степана Петрова, советский художник, чьи картины до сего времени экспонируются в Музее Революции. Степан со своей матерью Музой Александровной поехали из Казани в Москву, да так там и остались.

После семилетки, сын по настоянию матери сдал экзамены в электромеханический техникум, а поступил учиться в...Техникум циркового искусства на музыкального эксцентрика, чем привел в ужас Музу Александровну. Но будучи в душе и музыкантом и эксцентриком, Степан, наглядевшись в цирке на таких мастеров, как Барассетта, Костанди и Петролли, братья Кольпетти, Бим-Бом, семья Лавровых, ни в какое другое учебное заведение поступать и не мыслил.

Закончив Техникум циркового искусства в 1935 году, Петров выпустился с музыкально-эксцентрическим номером. Партнерами его были Семен Задорожный и яркая, обаятельная актриса Евгения Робачук. Ощущая недостаточность своего музыкального образования, Петров в 1937 году поступает в Московское музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова и, окончив его по классу ударных инструментов, вновь возвращается в цирк. Работает, накапливает опыт и мечтает о создании новых, оригинальных музыкальных инструментов. Осуществиться мечте было суждено гораздо позже.

В июле 1941 года артист цирка Степан Петров в рядах Московского ополчения ушел воевать. Близорукий «очкарик», какой-то незащищенный в обыденной гражданской жизни, Петров на фронте получил звание младшего сержанта и много раз успешно ходил в разведку.

В 1943 году в цирке на Цветном бульваре Степан появился с забинтованной шеей. На наш вопрос о том, что с ним произошло, он, как всегда, широко улыбаясь, коротко объяснил: «Был все время на передовой. Угодил в госпиталь. А теперь вот — стою перед вами».

Позднее Петров подробно рассказал о своем тяжелом ранении.

— Шли в наступление. Во время перебежки меня что-то хлестнуло, обожгло, я упал. Придя в себя, почувствовал тупую боль в левой стороне шеи. Левое ухо и глаз были залиты кровью, и теплая струйка продолжала стекать по щеке. Голова кружилась, но сознание работало. И я подумал: ну, вот и я помираю. И вспомнилось мне, что вот сейчас, как полагается в таких случаях, передо мной должна пройти вся моя жизнь. Лежу, жду, но фильм о моей грешной жизни передо мной почему-то не прокручивается, а вот который уже раз подряд вспоминается все один и тот же эпизод из моего детства. Вы, ребята, тоже должны помнить этот казанский эпизод. Мама послала меня в кондитерскую. А я, встретив вас на обратном пути, начал щедро угощать конфетами. Около дома я обнаружил, что в пакете осталось всего четыре конфеты. Посмотрев на мою расстроенную рожу, вы поняли, в чем дело и пошли вместе со мной к маме. Выслушав нас, мама рассмеялась и сказала: «Ну вот и хорошо. Четыре конфеты. Нас четверо. Сейчас будем пить чай... И тут я, лежа на поле брани, подумал: если мне в такую минуту лезет в голову такая чепуха, значит, буду жить дальше. И вот, как видите, не ошибся.

1946 год. Демобилизация. Снова цирк. Снова музыкальная эксцентрика. И вот тут осуществляется его давняя мечта: он изобретает и практически создает своими руками новые музыкально-эксцентрические инструменты, используя их в своем номере.

Петров и его партнеры катались на роликовых коньках, снабженных музыкальными инструментами. Звучал вальс Вальдтейфеля «Конькобежцы». Артисты исполняли элементы фигурного катания под аккомпанемент...своих музыкальных коньков.

На манеже демонстрировалась старинная спортивная игра «Серсо». Играющие перебрасывались кольцами. Кольца, перелетая от партнера к партнеру, звучали, рождая мелодию вальса. Исполнялась сценка комического бокса. Во время ударов боксерские перчатки издавали звуки, которые слагались в популярную песенку из кинофильма «Первая перчатка».

Таким образом, Петров создал новые цирковые музыкальные инструменты, которые не значились ни в каких каталогах мира. Он внес свой вклад в развитие такого сложного жанра, как музыкальная эксцентрика.

Степан Петров владел несколькими инструментами: аккордеоном, саксофоном, концертино, ксилофоном, фортепьяно. Профессионально делал оркестровки для музыкально-эксцентрических номеров.

Есть люди, у которых педагогический талант проявляется очень рано. К числу таких людей относился и Степан Петров.
Как-то мы зашли к народному артисту СССР Владимиру Волжанскому. Он. сидел и вырезал что-то из дерева. Волжанский рассказал нам, что искусству резьбы по дереву его обучил Петров, когда оба они учились в Цирковом техникуме.

В течение всей своей творческой жизни Петров работал со многими партнерами. Многих партнеров учил. У некоторых учился сам. У таких, как старейший мастер этого жанра Евгений Николаев и знаменитые клоуны братья Лавровы Петр и Лаврентий. В разные годы его партнерами были С. Бондарева, Г. и А. Евтушенко. Позднее эти артисты создали свои собственные номера. Много лет, до самого перехода на режиссерско-педагогическую работу, Петров выступал в музыкально-эксцентрическом дуэте с Галиной Анзорге.

В этом произведении и были использованы звучащие боксерские перчатки и музыкальные летающие кольца. Номер был построен на конфликтной ситуации. Она — подвижная, быстрая, энергичная. Он — медлительный, стеснительный, мешковатый, но пытающийся «блеснуть» перед дамой. Ему очень хочется исполнить соло на своей незамысловатой дудочке, но не успевал он вытащить ее из кармана, как партнерша вручала ему тот или иной инструмент.

При очередной его попытке извлечь из кармана злополучную дудочку, она быстро подводила его к высокому нотному стану, на котором лежали ноты — музыкальные летающие кольца. Эти кольца-ноты исполнители постепенно снимали с нотного стана и перебрасывали друг другу. Когда последняя «нота» была снята, на стане оставались лишь одни нотные линейки. Но и линейки начинали звучать. И снова (в который раз!) партнер вытаскивал свою дудочку, и снова партнерша препятствовала его сольному выступлению. Но тут добродушный чудак выходил из повиновения и «показывал, наконец, характер». Партнерше приходилось покинуть манеж. Но, убегая за форганг она многозначительно грозит ему кулаком. Наконец-то один! Наконец-то может свободно солировать. Лихо пританцовывая, он исполняет на дудочке мелодию из оперетты «Сильва». Из-за форганга появляется клоун в ярком костюме. В руках у него две пары боксерских перчаток. Клоун бросает своему противнику перчатки. Тот, принимая вызов, надевает их, и начинается боксерский поединок. Исполняется сценка комического бокса со звучащими перчатками, о которой мы писали выше.

Клоун выигрывает «бой». И тут происходит трансформация. Молниеносно сброшены костюм и маска клоуна. Перед изумленным партнером стоит она. Так заканчивался номер.

Десять лет Степан Степанович Петров вел режиссерско-педагогическую работу в Государственном ордена Трудового Красного Знамени Училище циркового и эстрадного искусства. Имел много учеников. При его участии были выпущены интересные номера: музыкальный клоун-акробат М. Орлов, музыкальный соло-клоун В. Лебедев, комический эквилибрист на свободной проволоке, музыкальный эксцентрик В. Слободенюк, монгольская музыкальная клоунская группа и другие.

На этом нам бы хотелось и закончить рассказ о друге нашего детства — Степане Петрове. Но, к сожалению, мы должны ко всему рассказанному добавить, что 3 ноября 1981 года ученики, друзья, и товарищи по работе стояли на манеже Циркового училища в почетном траурном карауле, прощаясь со Степаном Петровым навсегда.

С. КУРЕПОВ, И. ФРИДМАН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования