Своеобразии и мастерство
Второй раз за последние два года выступал в Москве Государственный ансамбль песни и танца Удмуртской АССР. Созданный в 1936 году, он вырастил за три десятилетия целую плеяду талантливых мастеров.
Сейчас в нем девять заслуженных артистов РСФСР и Удмуртской АССР. Среди ветеранов ансамбля, работающих со дня его организации, заслуженные артистки УАССР А. Рыбакова и А. Широбокова, много лет поют в хоре Г. Матвеева, А. Загребин, Т. Волкова и другие. Седьмой год художественным руководителем коллектива является заслуженный деятель искусств Удмуртской АССР Анатолий Мамонтов.
Москвичи проявили живой интерес к новой программе уже знакомого коллектива, посвященной 50-летию Советской власти. И, надо сказать, они не обманулись в своих ожиданиях. Обе группы — и смешанный хор академического профиля и танцевальная — порадовали мастерством и высокой культурой исполнения.
В первом отделении публика познакомилась с национальным удмуртским искусством, во втором наряду с удмуртскими прозвучали также произведения современных русских и зарубежных композиторов. Ансамбль естественно отдает значительную дань творчеству удмуртских композиторов, среди которых назовем прежде всего Г. Корепанова и Г. Шаклеина. Их песни «Край Чепецкий», «Москва» и другие, написанные специально для ансамбля, звучали в обоих отделениях.
Трудно сказать, на чью долю выпало больше успеха — певцов или танцоров. Обе группы удачно дополняют друг друга, и, например, спокойный, плавный танец «Ширьян» на фоне широкой раздольной песни, с которой он органично сливается, представляет собой законченную сценическую композицию. Прекрасно звучали не только хор, но и трио в составе А. Рыбаковой, А. Широбоковой и Н. Скородумовой. Они задушевно исполнили песни «Москва», «Синие дали» и «Как за речкою, за Мстой».
Большим успехом пользовалась Н. Скородумова, которая превосходно спела современную удмуртскую песню «Нельзя было ему верить». Но, как мне представляется, исполненные ею две другие песни — «Аист» Островского и «Одуванчик» Фаттаха — выглядели тут странными пришельцами. Типично эстрадные, эти песни не соответствовали общему стилевому направлению концерта, своеобразному колориту, характерному для Удмуртского ансамбля.
Молодость и обаяние артистов балетной группы сочетаются с высокой техникой и актерским мастерством. Танцам в концерте отводится большое место; хореографическая часть чрезвычайно насыщена и многообразна. Разные по своему характеру, стилю, рисунку и ритму танцы смотрятся с неослабевающим интересом. Особенно привлекательны два из них, поставленные заслуженным деятелем искусств Удмуртской АССР А. Бондаревым: шуточный, лукавый закарпатский «Чипак» и подлинная жемчужина программы — удмуртский «Танец с колокольчиками», очаровавший зрителей своей образной выразительностью и подлинной поэтичностью.
Хочется думать, что в свой следующий приезд в столицу — а он, я уверена, обязательно состоится — ансамбль порадует дальнейшим творческим ростом, повышением мастерства и технического уровня, новым интересным репертуаром. И уж, конечно, он сохранит обаяние, простоту, естественность, которые так пленяют в выступлениях талантливого коллектива.
3. КОРЗИНКИНА
Журнал Советский цирк. Май 1967 г.
оставить комментарий