Сын и внук жоккея - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Сын и внук жоккея

Все реже и реже на арене нашего цирка можно увидеть жокеев — представителей одного из cамых сложных видов конной акробатики. И эта тревожит, ведь выступления жокеев наиболее ярко воплощают в себе замечательные традиции цирковой классики.

Скоро исполняется 60 лет конно-акробатическому ансамблю «Жокеи-наездники», созданному в 1926 году потомственным цирковым артистом, известным акробатом и наездником, заслуженны м артистом РСФСР Александром Сергеевичем Александровым-Серж. Номер этот долгие годы был гордостью советского циркового искусства.

Несколько лет назад группу жокеев возглавил внук Александра Сергеевича — Святослав, единственный сегодня s конном цирке представитель когда-то большой известной фамилии Александровых-Серж. Молодые артисты, воссоздавая старый номер, сумели найти и свое особое творческое лицо. Сохранив классические традиции и романтику прошлого ансамбля, они ввели в свои выступления фрагменты других видов конного цирка.

Волнующе красив эффектный выезд жокеев. Трудно оставаться равнодушным, когда под звуки лирической мелодии на тяжелых лошадях выезжают на арену стройные парни и девушки в гусарских мундирах и киверах. Несколько кругов вольтижировки — различных упражнений и стоек на покрытый чепраками широких конских спинах. Трюки пока еще не сложны — зрителям как бы предоставляется возможность полюбоваться гусарами, их выправкой, красивыми лошадьми.

Веселое разнообразие в номер вносит забавная интермедия. Комик — в его роли потомственный жокей Александр Кук — встречается c неоседланной своенравной лошадью. Эта сценка вызывает улыбки зрителей, a наездникам дает возможность переодеться в традиционные жокейские костюмы.

Следующая реприза — чисто акробатическая. Прыжки на мчащихся лошадях, сложные пируэты, сальто с одной лошади на другую. B заключение наездники один за другим вскакивают на вороного Казбека, и тот легко несет на себе шесть всадников.

Вот другой фрагмент выступления — джигитовка. C бешеной скоростью несутся горячие, поджарые кони. Захватывают дух стремительные трюковые комбинации, исполняемые наездниками. Кажется, вся удаль и красота конного цирка вы плеснулась в этом искрометном искусстве. Включение в номер жокеев фрагментов джигитовки не нарушает его классической композиции, a наоборот, придает ему еще большую красочность и динамичность.

И наконец, традиционный, так называемый «Курс» — карьер внушительного светло-серого Мальчика и прыжки на него ловких, быстрых жокеев. Не касаясь руками мчащейся лошади, они c короткого разбега взлетают на ее круп и, стоя во весь рост, вчетвером совершают круги по манежу. A в финале симпатичный Мальчик, помахав на прощание огромным копытом и раскланявшись c публикoй, последним покидает арену, тем самым оригинально завершая впечатляющее зрелище. B стремительном темпе проходит этот номер, все двенадцать минут ни на мгновение не ослабевает внимание зрителей. Прекрасная концовка первого отделения, а если нужно, то и всей программы.

Святослав Александров-Серж рассказывает: — Мой дед, его братья и сыновья начинали жокейскую работу c малолетства. Родители рассказывали, что я, еще не умея говорить, уже карабкался на лошадь. B конном ансамбле выступали такие мастера, как Теплов, Логинов, Ахматовский и другие бывшие воспитанники детской конно-акробатической студии в Иванове. Сейчас; к сожалению, жокеев нигде не готовят, взрослых же акробатов труднее обучать мастерству наездника. Поэтому жокейских номеров становится все меньше и меньше...

B репертуаре его деда был «четвертной курс». Сразу четыре жокея Одновременно и синхронно c разбега взлетали на спину галопирующей лошади. Артисты хотят возродить этот трюк. Готовит Святослав еще один уникальный трюк: сальто-мортале c пируэтом c плеч партнера, стоящего на мчащейся лошади на спину лошади, следующей за ней. Чтобы выпустить эти трюки, надо репетировать постоянно и упорно.

— Нам проще было готовить трюковые комбинации джигитовки,— продолжает Святослав,— a вот c жокейском работой посложнее. Тут очень важно уметь тонко чувствовать лошадь. Чтобы не потерять баланс, стоя на ее спине, надо мгновенно реагировать на малейшее изменение заданного ею ритма. Это чувство лошади наполовину интуитивно и  приходит только после длительных тренировок. Наши кони подготовлены хорошо, особенно двенадцатилетний Мальчик, но и он, случается. Фальшивит. У лошадей сегодня тоже свои проблемы. Раньше везде были привычные им опилки, а сейчас арены покрыты резиной, да еще  самой разной плотности. Это сильно влия­ет на устойчивость ритма, особенно на галопе. B каждом цирке приходится c трудом приспосабливаться к манежу.

Святославу было пятнадцать лет, когда не стало его знаменитого деда. Работал в том же конном ансамбле c отцом и дядей. Потом служба в кавалерийском полку, после которой, возвратясь в цирк, стал единственным в конвейере соло-жокеем. Не сразу решился он восста­новить когда-то всем известный номер Александровых-Серж.

Много трудностей ожидало Начинаю­щего руководителя. Сложнее всего было становление коллектива. K тому времени из ветеранов конно-акробатического ансамбля никого уже не осталось. Ведь жокейский век, как и y футболистов, все­го лет тридцать, самое большее тридцать пять. Вновь пришедшая молодежь, привле­ченная внешней стороной номера, его зрелищностью, романтикой, быстро убеж­далась, что этот жанр далеко не самый благодарный. Кто-то покидал номер, боясь травм, кто-то был разочарован многочасовыми упорными репетициями. Через год после премьеры, состоявшей­ся в Кировском цирке в 1981 году, остались со Святославом только два веpных единомышленника — Александр Фроленко и Александр Курош. Они и поныне вместе. Коллектив же, пополняв­шийся влюбленными в конный цирк мо­лодыми артистами, становился постепенно стабильным.

Истинным энтузиастом конной акроба­тики и верным товарищем проявил себя Фроленко. Надежный помощник Свято­слава в подготовке молодых жокеев, он исполняет уникальное сальто c пируэтом c одной галопирующей лошади на другую.

Смелой и артистичной наездницей стала акробатка Людмила Шаникова. Ког­да Александровы-Серж решили ввести в номер элементы джигитовки, то Людмила  и ее подруга, жена Святослава Марина, стали увлеченно осваивать незнакомые трюки.

Меня эти артистки прямо-таки пора­жают своей веселой отвагой. Худень­кие, грациозные, очень подвижные, они, кажется, совершенно ничего не боятся. Марина, недавний вольтижер в воздушном полете, оказалась прекрасной верхней в плечевой жокейской работе. A в джиги­товке она вдвоем c семнадцатилетним Сережей Краснянчуком лихо пролазит под живот мчащейся лошади.

—   Принимаем к себе только добровольцев,— продолжает рассказ Свято­слав.— Вот недавно прибыл к нам из номера акробатов-прыгунов Михаил Афа­насенко. Надеемся, станет хорошим жоке­ем. Но, к сожалению, бывает, что при­ходит хороший парень, искренне желает стать наездником, a потом сам, чувствуя что не выдержит больших нагрузок, покидает номер. Обидно, что напрасно затрачены усилия на его обучение.

Разговариваю c артистами об их трю­кaх, о творческих планах, o трудностях, и складывается впечатление, что самое трудное для жокеев не работа на арене, не подготовка виртуозных трюков, a за­частую неоправданно долгие переезды из города в город. B таких переездах, участившихся особенно в последние годы, и люди и лошади теряют форму, a затем, иногда без репетиций, должны включать­ся в программу. Тогда не только новичкам, a и привыкшим ко всему опытным наездникам приходится туго. Хорошо, что среди служащих при лошадях есть такие патриоты конного цирка, как их берейтор Татьяна Савельчук. Лошади y нее содер­жатся в полном порядке.

Прощаясь c жокеями, напоминаю, что когда-то их номер имел Яркое н хорошо его характеризующее название: «Конно-акробатический ансамбль — жо­кеи-наездники». Не стоит ли и сейчас его так называть?

—    Вот когда восстановим все дедовы трюки и подготовим новые свои, тогда попросим o переименовании, — обещает Святослав.

Ну что ж, будем надеяться, такое время не за горами.

К. Алексеев

Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.

оставить комментарий


 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования