Так рождается скука
Я, хочу познакомить читателей с украинскими артистами, которых знаю много лет. Представляю их вам: Павел Захаров и Борис Петров.
Их эстрадному дуэту исполнилось двадцать лет. Все эти годы я постоянно встречался с ними по работе в Укрконцерте. Мы вместе выступали на целине, перед строителями Каховской ГЭС, моряками Черноморского флота, горняками Донбасса и Кузбасса. Маршруты наших гастрольных поездок пересекались на Дальнем Востоке и Кавказе, в Сибири и Прибалтике. Вместе нам довелось участвовать в украинском конкурсе артистов эстрады, (к сожалению, пока единственном), где Павел Захаров и Борис Петров проявили замечательное умение легко, остроумно импровизировать. Их мастерство было оценено по достоинству: они стали лауреатами конкурса.
На моих глазах артисты научились уверенно владеть не только жанром конферанса, но и пером. Год назад в Киеве состоялась премьера нового, эстрадного представления «Солнечная, 13-А». Текст его написал молодой киевский автор Д. Кисин вместе с П. Захаровым и Б. Петровым. Это была уже третья их совместная литературная работа.
Артистов П. Захарова и Б. Петрова очень волнует проблема гастрольных коллективов, заботит, почему многие из них не имеют успеха, в чем причина заметного снижения интереса публики к эстрадным концертам. У них есть на сей счет свое мнение, свои соображения. Они, например, считают, что... Впрочем, я не стану пересказывать мысли моих друзей. Лучше предоставим слово им самим.
К. ЯНИЦКИЙ, заслуженный артист УССР
Почему за последние годы снизилась посещаемость эстрадных концертов? Почему заметно уменьшился творческий, да и материальный успех многих гастрольных коллективов? Эти вопросы волнуют не только руководителей концертных организаций, директоров клубов и дворцов культуры, но и нас — артистов.
По этому поводу высказываются различные мнения. Одни считают причиной всех бед телевизионные программы, в которых можно увидеть самых популярных исполнителей. Другие утверждают, что с обычными концертами конкурируют сегодня массовые праздники искусств на стадионах, где участвуют широкоизвестные актеры кино, театра, эстрады и цирка. Третьи — и это, пожалуй, самое верное мнение — объясняют снижение интереса зрителей однообразием многочисленных эстрадных коллективов, гастролирующих по стране. Однако при этом порой рассуждают так: концерты скучны потому, что из программы в программу повторяются одни и те же жанры, одни и те же темы у артистов-разговорников, схожий репертуар у вокалистов, выступающих, как правило, с инструментальным ансамблем и т. д. Одним словом — ничего нового, все старо и потому скучно. Справедливо ли это? Попробуем разобраться.
Эстрадных групп, действительно, появилось очень много. Постоянными коллективами теперь располагают не только республиканские концертные организации, но и многие областные филармонии, КЭБы. Гастрольный поток настолько велик, что в иных городах эстрадные группы беспрерывно сменяют друг друга. Стандартная реклама совершенно не отличает одну группу от другой. И жанры в концертах, разумеется, одни и те же. Но дело, думается нам, не в жанрах. Ведь песни, танцевальные номера, инструментальная музыка, конферанс, куплеты и т. п. — все это составляло и составляет суть эстрадного искусства.
Так в чем же все-таки дело?
На наш взгляд, основная беда заключается не в однотипности жанров, а в однообразии репертуара и исполнительской манеры артистов. Не в повторяющихся темах, а в их шаблонном решении.
Возьмем для примера широко распространенные вступительные фельетоны, посвященные городу, который представляют гастролеры. Казалось бы, сама тема требует того, чтобы текст номера и его исполнение были так же своеобразны, как и сам город, о котором идет речь. Но, к сожалению, все эти фельетоны изготовляются (именно изготовляются!) настолько шаблонно, что стоит в любом из них заменить географическое название, имена людей, какие-то достопримечательности, и он подойдет для украинского и азербайджанского, ленинградского и хабаровского коллектива. Вместо увлекательного и взволнованного рассказа о городе, его жителях, его характерных особенностях идет бесстрастное перечисление знатных людей, исторических мест, новостроек и т. п.
К сожалению, это стало принципом, по которому нередко готовится репертуар для эстрады. Бытует мнение, будто актуальность темы сама по себе определяет содержательность программы или номера. И такие темы сплошь да рядом раскрываются сухо, формально — была бы лишь злободневность.
Скажем откровенно, что и в нашей последней программе, написанной киевским автором Дмитрием Кисиным, диалог о Киеве оказался наименее удавшимся номером. Это стало до такой степени общим правилом, что легче перечислить исключения из него, упомянув веселые, но в то же время глубоко содержательные интермедии на эту тему Юрия Тимошенко и Ефима Березина и немногие другие произведения. Художественная полноценность этих номеров объясняется прежде всего серьезной разработкой темы. В любом ином случае фельетон или интермедия становятся стандартом.
Далее. Вполне правомерно стремление руководства той или иной концертной организации иметь программу, которая отражает важные события в стране и за рубежом. Но желание сделать репертуар каждого коллектива всеобъемлющим неизбежно ведет к штампу. А главное — при этом совершенно не учитываются творческие возможности исполнителей. Музыкальный фельетон и монолог, новеллу и интермедию, куплеты и пародию обычно исполняет артист, ведущий программу. А достаточно ли хорошо владеет он всеми этими формами? И разумно ли вообще добиваться от артиста некой универсальности во имя того, чтобы в одном концерте охватить все?
Прежде всего это мешает исполнителю развивать свое мастерство в наиболее подходящих ему жанрах. Для примера расскажем о творческих исканиях молодых киевских артистов Анатолия Литвинова и Николая Ткаченко. Совсем юными пришли они на эстраду. Следуя традиции ведущих, они играли интермедии, пели куплеты, исполняли фельетоны, пародии и т. п. Работа в таком широком плане не принесла им заметных успехов. Это заставило молодых артистов вдумчиво и терпеливо искать формы и манеру исполнения, соответствующие их творческим данным. С помощью режиссера Бориса Каменьковича они нашли себя в юморесках и баснях, преподносимых с элементами музыки и танца. Свидетельством правильного направления, выбранного Литвиновым и Ткаченко, служит их успешная работа в Киеве, выступления в Москве, участие в гастролях крупных коллективов Укрконцерта.
Приводя этот пример, мы вовсе не хотим сказать, что разносторонне одаренный исполнитель не должен развивать свое мастерство в различных направлениях. Но вместе с тем считаем, что, имея явную склонность к определенному жанру, артист в первую очередь должен совершенствоваться в этой области, а не разменивать себя на формах, менее ему удающихся. Ведь даже признанные мастера эстрады совершенствуют свое артистическое мастерство в определенных рамках своей творческой индивидуальности. Но очевидная целесообразность этого, к сожалению, не учитывается создателями и участниками многих программ. И это всегда мстит за себя, снижая художественный уровень выступлений, порождая штампованный набор номеров.
Стандартное построение репертуара выработалось не только у разговорников, но и у вокалистов. Как правило, вначале идет песня, созданная местными авторами того города или республики, откуда прибыл коллектив (этим чаще всего и ограничивается ознакомление публики с национальным песенным творчеством), затем следуют несколько песен-копий из репертуара популярных исполнителей без какой-либо собственной интерпретации, все то, что уже много раз слышалось и исполнялось. Мы далеки от утверждений, что такие вокалисты есть буквально во всех эстрадных группах, но в сформированных за последнее время — таких большинство.
Нередко бывает, что из сложившегося, хорошо укомплектованного коллектива уходят некоторые исполнители, создавая свои группы. Процесс этот закономерен и должен, казалось бы, способствовать появлению новых и ярких творческих индивидуальностей. Но зачастую артист, представлявший ранее интерес как исполнитель номера, «не тянет» на роль ведущего солиста нового ансамбля. В итоге вместо одного хорошего коллектива появляются два или три посредственных. Причем, как мы видим, число их увеличивается не путем подготовки новых исполнителей и номеров, привлечения на эстраду перспективных участников художественной самодеятельности, а способом простого деления, или, точнее сказать, дробления.
И еще одно обстоятельство, отрицательно влияющее на художественный уровень эстрадных групп — чрезвычайно длительные гастроли, которые, в конечном счете, приводят к репертуарному застою. В худшем случае программы «обновляются» номерами, уже неоднократно исполнявшимися, в лучшем — проводится скоростная подготовка «свежего» репертуара по установившемуся шаблону, о чем мы говорили выше. На гастролях группа теряет связь со своей организацией, длительное время никем не контролируется. Вспоминают о ней лишь тогда, когда поступает тревожный сигнал о необходимости по тем или иным причинам срочно заменить исполнителя, о том, что реклама не соответствует программе и т. п.
Редко кому из руководителей эстрадных групп не приходилось обращаться к своей дирекции с просьбой отменить неполноценные концерты. Но, как правило, такие просьбы отклоняются. А все претензии по этому поводу впоследствии адресуются только артистам. Отмена концерта, разумеется, чревата неприятностями, но плохой концерт всегда вызывает их значительно больше. И тут мы обычно сталкиваемся с тем парадоксальным вариантом, когда из двух зол выбирают большее.
Сошлемся на пример из личного опыта. В прошлом году, находясь в Эстонии, мы сообщили своей дирекции, что из-за болезни четырех артистов продолжение гастролей невозможно, и просили отозвать коллектив в Киев. Однако нас обязали выступать, а взамен четырех исполнителей прислали... одного. Совершенно ясно, что наскоро сколоченный концерт не мог удовлетворить ни нас, ни зрителей. А все замечания и упреки, разумеется, были адресованы участникам этих злополучных концертов. И не только в Эстонии, кстати, но и в Киеве.
Конечно, всему, о чем мы здесь говорили, можно противопоставить много положительного, перечислить наиболее значительные программы, новые интересные работы ряда ансамблей и отдельных артистов. Но мы в этой статье хотели остановиться именно на отрицательных явлениях в нашем эстрадном искусстве и призвать всех, кого это касается, сообща подумать, как эти явления устранить.
П. ЗАХАРОВ, В. ПЕТРОВ лауреаты Украинского республиканского конкурса артистов эстрады Киев
От редакции. Артисты П. Захаров и В. Петров поднимают вопросы, касающиеся не только Укрконцерта. Трудности и неполадки, о которых они рассказывают, типичны в той или иной мере для многих эстрадных коллективов. Редакция приглашает руководителей концертных организаций и артистов принять участие в обсуждении на страницах журнала статьи «Так рождается скука».
Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.
оставить комментарий