В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Так рождается скука

Я, хочу познакомить читателей с украинскими артистами, которых знаю много лет. Представляю их вам: Павел Захаров и Борис Петров.

Их эстрадному дуэту исполнилось двадцать лет. Все эти годы я постоянно встречался с ними по работе в Укрконцерте. Мы вместе выступали на целине, перед строителями Каховской ГЭС, моряками Черноморского флота, горняка­ми Донбасса и Кузбасса. Маршруты на­ших гастрольных поездок пересекались на Дальнем Востоке и Кавказе, в Сибири и Прибалтике. Вместе нам довелось уча­ствовать в украинском конкурсе арти­стов эстрады, (к сожалению, пока един­ственном), где Павел Захаров и Борис Петров проявили замечательное умение легко, остроумно импровизировать. Их мастерство было оценено по достоинст­ву: они стали лауреатами конкурса.

На моих глазах артисты научились уверенно владеть не только жанром конферанса, но и пером. Год назад в Киеве состоялась премьера нового, эстрадного представления «Солнечная, 13-А». Текст его написал молодой киев­ский автор Д. Кисин вместе с П. Заха­ровым и Б. Петровым. Это была уже третья их совместная литературная ра­бота.

Артистов П. Захарова и Б. Петрова очень волнует проблема гастрольных коллективов, заботит, почему многие из них не имеют успеха, в чем причина за­метного снижения интереса публики к эстрадным концертам. У них есть на сей счет свое мнение, свои соображения. Они, например, считают, что... Впрочем, я не стану пересказывать мысли моих друзей. Лучше предоставим слово им самим.

К. ЯНИЦКИЙ, заслуженный артист УССР

Почему за последние годы снизилась посещаемость эстрадных концертов? Почему заметно уменьшился творческий, да и материальный успех многих гаст­рольных коллективов? Эти вопросы вол­нуют не только руководителей кон­цертных организаций, директоров клу­бов и дворцов культуры, но и нас — ар­тистов.

По этому поводу высказываются раз­личные мнения. Одни считают причиной всех бед телевизионные программы, в которых можно увидеть самых популяр­ных исполнителей. Другие утверждают, что с обычными концертами конкуриру­ют сегодня массовые праздники искусств на стадионах, где участвуют широкоиз­вестные актеры кино, театра, эстрады и цирка. Третьи — и это, пожалуй, самое верное мнение — объясняют снижение интереса зрителей однообразием много­численных эстрадных коллективов, гастролирующих по стране. Однако при этом порой рассуждают так: концерты скучны потому, что из програм­мы в программу повторяются одни и те же жанры, одни и те же темы у артистов-разговорников, схожий репертуар у вокалистов, выступающих, как правило, с инструментальным ансамблем и т. д. Одним словом — ничего нового, все старо и потому скучно. Справедливо ли это? Попробуем разобраться.

Эстрадных групп, действительно, по­явилось очень много. Постоянными коллективами теперь располагают не толь­ко республиканские концертные органи­зации, но и многие областные филармо­нии, КЭБы. Гастрольный поток настоль­ко велик, что в иных городах эстрадные группы беспрерывно сменяют друг дру­га. Стандартная реклама совершенно не отличает одну группу от другой. И жан­ры в концертах, разумеется, одни и те же. Но дело, думается нам, не в жанрах. Ведь песни, танцевальные номера, инструментальная музыка, конферанс, ку­плеты и т. п. — все это составляло и со­ставляет суть эстрадного искусства.

Так в чем же все-таки дело?

На наш взгляд, основная беда заклю­чается не в однотипности жанров, а в однообразии репертуара и исполнитель­ской манеры артистов. Не в повторяю­щихся темах, а в их шаблонном реше­нии.

Возьмем для примера широко рас­пространенные вступительные фельето­ны, посвященные городу, который пред­ставляют гастролеры. Казалось бы, сама тема требует того, чтобы текст номера и его исполнение были так же своеобраз­ны, как и сам город, о котором идет речь. Но, к сожалению, все эти фельетоны изготовляются (именно изготовляют­ся!) настолько шаблонно, что стоит в любом из них заменить географическое название, имена людей, какие-то досто­примечательности, и он подойдет для украинского и азербайджанского, ленин­градского и хабаровского коллектива. Вместо увлекательного и взволнованного рассказа о городе, его жителях, его характерных особенностях идет бесстраст­ное перечисление знатных людей, исто­рических мест, новостроек и т. п.

К сожалению, это стало принципом, по которому нередко готовится репертуар для эстрады. Бытует мнение, будто актуальность темы сама по себе опреде­ляет содержательность программы или номера. И такие темы сплошь да рядом раскрываются сухо, формально — была бы лишь злободневность.

Скажем откровенно, что и в нашей последней программе, написанной киев­ским автором Дмитрием Кисиным, диа­лог о Киеве оказался наименее удавшим­ся номером. Это стало до такой степени общим правилом, что легче перечислить исключения из него, упомянув веселые, но в то же время глубоко содержатель­ные интермедии на эту тему Юрия Ти­мошенко и Ефима Березина и немногие другие произведения. Художественная полноценность этих номеров объясняется прежде всего серьезной разработкой темы. В любом ином случае фельетон или интермедия становятся стандартом.

Далее. Вполне правомерно стремление руководства той или иной концертной организации иметь программу, которая отражает важные события в стране и за рубежом. Но желание сделать репертуар каждого коллектива всеобъемлющим не­избежно ведет к штампу. А главное — при этом совершенно не учитываются творческие возможности исполнителей. Музыкальный фельетон и монолог, но­веллу и интермедию, куплеты и пародию обычно исполняет артист, ведущий про­грамму. А достаточно ли хорошо владе­ет он всеми этими формами? И разумно ли вообще добиваться от артиста некой универсальности во имя того, чтобы в одном концерте охватить все?

Прежде всего это мешает исполни­телю развивать свое мастерство в наи­более подходящих ему жанрах. Для при­мера расскажем о творческих исканиях молодых киевских артистов Анатолия Литвинова и Николая Ткаченко. Совсем юными пришли они на эстраду. Следуя традиции ведущих, они играли интерме­дии, пели куплеты, исполняли фельето­ны, пародии и т. п. Работа в таком ши­роком плане не принесла им заметных успехов. Это заставило молодых арти­стов вдумчиво и терпеливо искать фор­мы и манеру исполнения, соответствую­щие их творческим данным. С помощью режиссера Бориса Каменьковича они на­шли себя в юморесках и баснях, препод­носимых с элементами музыки и танца. Свидетельством правильного направле­ния, выбранного Литвиновым и Ткачен­ко, служит их успешная работа в Киеве, выступления в Москве, участие в гастро­лях крупных коллективов Укрконцерта.

Приводя этот пример, мы вовсе не хо­тим сказать, что разносторонне одаренный исполнитель не должен развивать свое мастерство в различных направле­ниях. Но вместе с тем считаем, что, имея явную склонность к определенно­му жанру, артист в первую очередь дол­жен совершенствоваться в этой области, а не разменивать себя на формах, менее ему удающихся. Ведь даже признанные мастера эстрады совершенствуют свое артистическое мастерство в определен­ных рамках своей творческой индивиду­альности. Но очевидная целесообраз­ность этого, к сожалению, не учитывается создателями и участниками многих программ. И это всегда мстит за себя, снижая художественный уровень вы­ступлений, порождая штампованный набор номеров.

Стандартное построение репертуара выработалось не только у разговорников, но и у вокалистов. Как правило, внача­ле идет песня, созданная местными ав­торами того города или республики, от­куда прибыл коллектив (этим чаще всего и ограничивается ознакомление публики с национальным песенным творчеством), затем следуют несколько песен-копий из репертуара популярных исполнителей без какой-либо собствен­ной интерпретации, все то, что уже много раз слышалось и исполнялось. Мы далеки от утверждений, что такие вока­листы есть буквально во всех эстрадных группах, но в сформированных за по­следнее время — таких большинство.

Нередко бывает, что из сложившего­ся, хорошо укомплектованного коллектива уходят некоторые исполнители, создавая свои группы. Процесс этот за­кономерен и должен, казалось бы, спо­собствовать появлению новых и ярких творческих индивидуальностей. Но за­частую артист, представлявший ранее интерес как исполнитель номера, «не тя­нет» на роль ведущего солиста нового ансамбля. В итоге вместо одного хоро­шего коллектива появляются два или три посредственных. Причем, как мы видим, число их увеличивается не пу­тем подготовки новых исполнителей и номеров, привлечения на эстраду пер­спективных участников художественной самодеятельности, а способом простого деления, или, точнее сказать, дробления.

И еще одно обстоятельство, отрица­тельно влияющее на художественный уровень эстрадных групп — чрезвычай­но длительные гастроли, которые, в ко­нечном счете, приводят к репертуарному застою. В худшем случае программы «обновляются» номерами, уже неодно­кратно исполнявшимися, в лучшем — проводится скоростная подготовка «све­жего» репертуара по установившемуся шаблону, о чем мы говорили выше. На гастролях группа теряет связь со своей организацией, длительное время никем не контролируется. Вспоминают о ней лишь тогда, когда поступает тревожный сигнал о необходимости по тем или иным причинам срочно заменить исполнителя, о том, что реклама не соответствует про­грамме и т. п.

Редко кому из руководителей эстрад­ных групп не приходилось обращаться к своей дирекции с просьбой отменить неполноценные концерты. Но, как правило, такие просьбы отклоняются. А все претензии по этому поводу впоследствии адресуются только артистам. Отмена концерта, разумеется, чревата неприят­ностями, но плохой концерт всегда вы­зывает их значительно больше. И тут мы обычно сталкиваемся с тем парадоксаль­ным вариантом, когда из двух зол вы­бирают большее.

Сошлемся на пример из личного опы­та. В прошлом году, находясь в Эстонии, мы сообщили своей дирекции, что из-за болезни четырех артистов продолжение гастролей невозможно, и просили отоз­вать коллектив в Киев. Однако нас обя­зали выступать, а взамен четырех испол­нителей прислали... одного. Совершенно ясно, что наскоро сколоченный концерт не мог удовлетворить ни нас, ни зрите­лей. А все замечания и упреки, разуме­ется, были адресованы участникам этих злополучных концертов. И не только в Эстонии, кстати, но и в Киеве.

Конечно, всему, о чем мы здесь гово­рили, можно противопоставить много положительного, перечислить наиболее значительные программы, новые инте­ресные работы ряда ансамблей и от­дельных артистов. Но мы в этой статье хотели остановиться именно на отрица­тельных явлениях в нашем эстрадном искусстве и призвать всех, кого это ка­сается, сообща подумать, как эти явле­ния устранить.

П. ЗАХАРОВ, В. ПЕТРОВ лауреаты Украинского республиканского конкурса артистов эстрады Киев

От редакции. Артисты П. Захаров и В. Петров поднимают вопросы, касающиеся не только Укрконцерта. Труд­ности и неполадки, о которых они рас­сказывают, типичны в той или иной мере для многих эстрадных коллективов. Ре­дакция приглашает руководителей кон­цертных организаций и артистов при­нять участие в обсуждении на страни­цах журнала статьи «Так рождается скука».


Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Книга строительство каркасного дома скачать. Каркасные дома строительство.