Таланты России - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Таланты России

Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельно­сти подвел итог огромной, почти двухгодичной творческой деятельности коллективов.     

Смотр, проходивший в областях, краях и автоном­ных республиках Российской Федерации, дал толчок развитию народных талантов, поднял культурно-просветительную работу на селе. Результат таков: 20 тысяч новых само­деятельных коллективов, объединяющих почти 300 тысяч человек. Заключительные зональ­ные показы смотра были проведены в авто­номных республиках, в Московской области, Ленинграде, Куйбышеве, Новосибирске, Свердловске, Хабаровске и Ростове-на-Дону. Лучшие представители художественной само­деятельности были рекомендованы для уча­стия в заключительных концертах в Москве. Люди разных профессий, жители Подмосковья и далекой Чукотки, солнечного Кавказа и снежного Севера демонстрировали свои таланты в Москве со сцены Кремлев­ского Дворца  съездов.

Заключительный концерт смотра, состояв­шийся в конце марта, открывает короткий кинофильм, который возвращает нас на миг в старую Россию, полную стонов и слез, где у сохи проливал пот забитый пахарь. С экрана говорит Ленин. Его гений и социалистиче­ская революция открыли простому человеку России путь к счастью, дали возможность для полного развития талантов. О Ленине, о преображенной земле поет объединенный хор (С. Туликов, «Слушайте Ленина»). Уча­стники хора приветствуют зрителя добрыми улыбками и цветами. Сцена Дворца превра­щается в огромный цветник. Певцы и тан­цоры в ярких национальных костюмах сме­няют друг друга. Старинные хороводы и пес­ни, такие, как «По морю синему», «Первые петухи запели», исполненные женским ан­самблем Лешуконского Дома культуры Ар­хангельской области, самобытны по содер­жанию и манере исполнения. В них сама Русь со своими теремами и кокошниками, со своими песнями и прибаутками.

Долго и горячо аплодируют зрители кол­лективу самодеятельности совхоза коммуни­стического труда «Белая дача» Люберецкого района Московской области. Родное Под­московье с его березками и соловьями сла­вят они в песне, написанной специально для них композитором В. Левашовым. Русский хоровод «Круги», поставленный народной артисткой СССР Т. Устиновой, с большой силой и эмоциональной выразительностью передает счастье труда.  Его удачное воплощение на сцене — результат творческого со­дружества коллектива самодеятельности с профессиональными   артистами.

Высокой музыкальной культурой отли­чаются коллективы, представляющие авто­номные республики и области России. Тем­пераментны и одновременно лиричны народ­ный танец в исполнении танцевального кол­лектива Газельского Дома культуры Северо-Осетинской АССР (руководитель — заслу­ж

енный артист СОАССР 3. Кантемиров) и народный шуточный танец «Ган-да-ган», представленный танцевальным коллективом Кара­чаевского Дома культуры Карачаево-Черкес­ской автономной области Ставропольского края (руководитель  С. Киржиков) и  другие.

Корякские и эскимосские миниатюры от­ражают быт, суровый труд охотника, рыбака далекой Чукотки и Камчатки. «Охота с копьем», «Полет чайки против ветра» в исполне­нии коллектива колхоза «Заря коммунизма» Чукотского национального округа Магадан­ской области (руководитель колхозник Нутетегин]. «Танец чаек», «Молодость» и «Норгали», показанные коллективом Корякского национального округа Камчатской области (руководитель Т. Лукашкина), лаконичные, глубокие по содержанию, за каждым движением артиста стоит мысль. Колоритны нацио­нальные  костюмы.

Рост культуры и мастерства тружеников села сказывается в тяге к классике. За не­сколько дней смотра с его сцены прозвучала музыка Пуччини, Баха, Чайковского, Сен-Санса, Рубинштейна, Моцарта, Верди, Бизе, Римского-Корсакова, Глинки и других русских и зарубежных композиторов. «Бурре» Баха исполнил ансамбль баянистов Чистозерного района Новосибирской обл. (руководитель А. Нефф и А. Рыбалкин), «Радость любви» Крайслера — ансамбль скрипачей Ямало-Не­нецкого национального округа Тюменской области (руководитель В. Яровенно). Очень инте­ресен ансамбль гусляров Гдовского Дома культуры Псковской области. Под умелыми пальцами девушек оживает старинный русский инструмент, под который с незапамятных вре­мен славили родную землю русскую народ­ные сказители и певцы.

Нельзя не отметить участие в смотре де­тей. Горячими аплодисментами зал привет­ствовал шестилетнего Сережу Яровенко, кото­рый вместе со своим отцом лихо отплясывал «Молдавский танец»,  пятилетнего Игоря Занина, столь же лихо растягивающего мехи ли­ванской гармошки, и других ребят, принимав­ших участие в смотре. Из рода в род передается любовь к песне, к искусству. И не удивительно, что лесник Матюхин из села Елизаветинка Орловской области приехал на смотр целой семьей — с сыном и двумя дочерьми. Задушевно и лирично звучит в их ис­полнении русская народная песня «Ничто в по­люшке не колышется». Свои певцы, свои поэты и композиторы — это уже не редкость для  современного  села.

Несмотря на большую программу заключи­тельного концерта, бросается в глаза его не­которая односторонность. Достаточно широко представлены народные песни, танцы, хоро­воды и оркестры народных инструмен­тов. Но явно не получило должного развития в художественной самодеятельности цирковое искусство. Это тем более обидно, что цирк очень любим нашим зрителем. Возможно, та­кое положение объясняется трудностью жан­ра, отсутствием квалифицированных руководи­телей,  методической  литературы. Бледно представлены и чтецы, несмотря на то, что художественное чтение у нас очень популярно.

Хор и танцевальный коллектив Безенчуковского районного Дома культуры Куйбышевской области существует почти 25 лет (руководитель И. Фадеева, В. Огневенко).


На заключительном концерте в Кремлевском дворце съезда ими была исполнена игровая песня с пляской «Певунья баллалайка». Перед чтецами огромное количество мате­риала, идейного, эмоционально насыщенного. Однако на смотре такого масштаба, как Все­российский, на заключительном концерте был представлен всего один чтецкий номер — «Колокола» Межелайтиса (В. Романова, Челя­бинская  обл.).

В целом же этот смотр продемонстрировал огромный рост мастерства тружеников села. Он явился ярким свидетельством того, какие большие возможности открыты в нашей стра­не для развития культуры и искусства, для развития   народных   талантов. Особо надо отметить художественное оформление и режиссерское решение заклю­чительного концерта во Дворце съездов (гл. режиссер — И. Туманов, гл. художник — Б.  Кноблок). Художнику удалось отобразить характер­ные для каждой области или республики чер­ты, пейзажи, на фоне которых и проходило выступление коллектива данной области. Зеле­ная опушка леса с белоствольными березка­ми — родное Подмосковье, далекая северная деревушка и высоковольтная линия электро­передачи. На сцене новый коллектив — и появляется новая картина жизни России.

Режиссерское решение концерта ори­гинально и своеобразно. Начало — показ пленки с кадрами, запечатлевшими самих участников смотра на Красной площади, а затем переход их с пленки на сцену — вызы­вает у зрителя аплодисменты. Стройна компо­зиция концерта, при которой не теряется ни одной секунды, несмотря на насыщенность концерта номерами и на огромное количество его участников. Заключительная танцевальная сюита «Дружба» (музыка В. Мурадели) звучит как гимн дружбе народов России, как празд­ник труда и счастья. Силуэт Ленина на трепещущем на ветру знамени, огромный сводный хор, исполняющий песню А. Новикова «С тобой, Россия» — все это наполняет сердца си­дящих в зале гордостью за свою Родину, за ее талантливый народ.

Смотр сельской художественной самодея­тельности отразил рост мастерства народных талантов, высокий уровень культуры. Это особенно отрадно, ведь из самодеятельности черпает свежие силы профессиональное ис­кусство.
 

Л. ГОЛУШКИНА

Журнал Советский цирк. Июнь 1965

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования