Там, где рождается цирк
Уже множество лет на судьбы советского и российского цирка и, если можно так сказать, на выражение его художественного лица влияет наше первое в мире Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
И чем дальше, тем это влияние сильнее. Число выпускников давно перевалило за две тысячи. А еще через несколько лет, за редким исключением, не будет больше никаких иных советских артистов цирка, кроме выпускников училища. Поэтому значение его деятельности огромно. Ведь от нее зависит, какие силы смогут выступать завтра на отечественных манежах и кто станет полпредами нашей культуры за рубежом.
Нелегко было сломить вековую традицию обучения артистами своих детей в ходе повседневной жизни, состоявшей сплошь из репетиций, выступлений и переездов. Вечные странники, дети артистов, чуть ли не каждый месяц попадали в новую общеобразовательную школу — какая уж тут учеба! Но вокруг училища долго раздавались голоса, и достаточно громкие, с требованием, чтобы все шло по-старому. А артисты, мол, хотя и остаются недоучками, но делается это во имя «высшего профессионализма» и «индивидуального воспитания», чтобы не было «массовой холодной штамповки творческих кадров».
Множество артистов и номеров, рожденных в училище и прославившихся на весь мир, от Карандаша до «Галактики», показали, что бином Ньютона не вредит копфштейну, а знание русской литературы — арабскому сальто-мортале. Напротив, если в выступлениях выпускников последних лет чувствуется благородство стиля, умение естественно и скромно, но с достоинством, без дешевой бравады держаться на манеже,— это прямое следствие и воспитания и образования, полученных ими без всяких скидок и поблажек. Ну а что касается «массовой холодной штамповки»...
Первое, что сразу же бросается в глаза, едва войдешь в приземистое здание, увенчанное куполом, — это творческая увлеченность всех, начиная с малышей-новичков. Нужно видеть, с каким энтузиазмом карапуз, покраснев от натуги, в десятый раз упрямо делает кульбит, нужно видеть его счастливую мордашку, когда педагог его хвалит, чтобы ощутить радостную, приподнятую атмосферу, царящую в училище.
С неменьшим увлечением занимаются и старшекурсники и их педагоги. Ю. Мандыч изобрел полет на качелях — номер совершенно нового жанра. Когда начали его готовить с группой О. Лозовика, здание училища перестраивалось, репетировать было негде. Пошли по московским клубам — свободного помещения нигде не нашлось. Наконец в Доме культуры завода «Серп и молот» им предоставили сцену... на всю ночь до девяти часов утра. И группа вместе с педагогом репетировала там свой номер. Иной раз они и ночевали там же.
В директорском кабинете такая же напряженная и по сути дела творческая работа, как в классах и на манеже. Здесь нет чинного спокойствия. Вносятся дополнения и поправки в эскизный проект нового здания, составляется программа очередного шефского выступления, обсуждаются индивидуальные особенности ученицы, которой
хотят поручить ответственный номер. Непрерывно звонит телефон, то и дело входят преподаватели, и приехавший- из США импрессарио просит поделиться опытом... И всем этим директор ГУЦЭИ А. Волошин занимается с тем же увлечением, которое характерно для всего, что делается здесь.
Эта радостная приподнятость — отражение творческого духа, пронизывающего всю жизнь училища. «У меня мысль о новом номере всегда возникает от замысла нового аппарата, — говорит Ю. Мандыч, которому недавно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. — Сперва я советуюсь с инженерами, годами вынашиваю конструкцию аппарата и мечтаю, какие новые трюки он позволит сделать. Потом проверяю все на макете. И только тогда уже рассказываю идею нового номера директору. Мы обсуждаем ее со всех сторон, вместе думаем о номере, прежде чем будет заказан аппарат».
Так рождалась и знаменитая «Галактика». На фабрике спортивного инвентаря одно приспособление навело талантливого педагога-постановщика на мысль: а что если ловиторку для воздушного номера сделать с жестким креплением и чтобы она к тому же поворачивалась во все стороны? Такого еще никогда не было... Потом Ю. Мандыч долго присматривался к возможным исполнителям будущего номера: и к детям и к акробатам на экзамене.
В числе отобранных учеников был В. Ракчеев. Он участвовал в готовившемся номере с подкидной доской. Но однажды неудачно упал с большой высоты. Трагический результат — повреждение позвоночника и вывих плечевого сустава. Молодой человек стал инвалидом. Работать ему запретили, да и адская боль не позволяла первое время думать о манеже. И все же он не мог не думать о нем. Весной пришел в училище.
Ю. Мандыч осторожно предложил ему попробовать работать в воздушном номере: особого нажима при этом нет, очень больно не будет, а если падать, то в мягкую сетку... Директор пошел на риск, дал согласие включить Ракчеева в номер и зачислить в штат на два года педагогом по акробатике. Эти два года группа репетировала без единого дня отдыха.
И вот теперь недавний инвалид Владимир Ракчеев с блеском выступает в «Галактике», выполняя в воздухе рекордный трюк — тройное сальто-мортале.
* * *
У каждого из малышей, принимаемых в училище, свой характер, у всех различные способности. Вот один из них — Слава Федосеев — сразу выказал недюжинную одаренность. Надо было тут же подметить это, подхватить ребячий порыв и особо заниматься с мальчиком. Это было сделано, и Слава быстро обогнал в учебе своих товарищей, на просмотрах и вечерах стал выделяться даже среди старшекурсников. Сейчас он выступает в номере «Гигантские шаги», который зачтен ему в качестве дипломной работы. Слава выпущен из ГУЦЭИ досрочно.
Так творческая судьба каждого учащегося не решается по единому стандарту, а в соответствии с его данными. И если вдуматься, то наше училище — еще и школа гуманизма. Пристальное внимание к каждому, к его наклонностям и способностям, к его внутреннему миру, бережное отношение друг к другу — это на всю жизнь оставляет след в душе молодого артиста. Не случайно же подавляющее большинство преподавателей — бывшие воспитанники училища, после десяти-пятнадцати лет работы на манеже вернувшиеся в ГУЦЭИ уже в новом качестве. Теперь творческая жизнь артиста не кончается уходом с арены, она продолжается в педагогическом творчестве, обогащенном практическим опытом.
Раз уж училище таким образом становится некиим центром цирковой культуры в Москве, быть может, стоило бы подумать о том, чтобы и режиссеров для цирка готовили здесь, где зарождаются будущие номера, где есть точка приложения сил молодых режиссеров и где будущие артисты и режиссеры воспитывались бы в духе одного и того же художественного направления. С другой стороны, театральная культура, которую неизбежно принесли бы с собой преподаватели режиссерского отделения, восполнила бы известный пробел в подготовке артистов цирка, отлично исполняющих трюки, но не всегда владеющих секретом их «подачи». Наконец, и молодому режиссеру полезно пребывание в училище, которое не только дает образование и прививает хороший вкус, но и воспитывает его как личность, определяет весь его жизненный путь, закаляя волю и приучая совершать то, что на первый взгляд кажется невозможным.
* * *
Слава училища облетела все страны мира. Редкий день обходится без приема зарубежных гостей, прибывающих в одиночку или целыми группами. К примеру, совсем недавно по инициативе Министерства иностранных дел СССР училище посетили дипломаты стран Западной Европы, аккредитованные в Москве. Эта сторона деятельности училища представляет собой ощутимый вклад в дело укрепления культурных связей с зарубежными странами.
Семь школ-студий циркового и эстрадного искусства в социалистических странах организованы с помощью нашего ГУЦЭИ и продолжают консультироваться с ним по ходу своей работы. С просьбами о передаче опыта, консультациях, о приеме в число воспитанников приходит множество писем отовсюду, начиная с далекой Австралии. Наряду с просьбами — бесчисленные выражения благодарности, грамоты Союза обществ дружбы за помощь Вьетнаму, Бирме и Монголии. Вьетнамское студенческое землячество прислало письмо с трогательно вышитым гладью цветочком: студенты благодарят за помощь в проведении национального праздника Нового года.
Характер помощи, оказываемой училищем циркам социалистических стран, нагляднее всего виден на примере связей с Монгольской Народной Республикой.
В 1934 году с гастрольной группой советских артистов цирка в Улан-Батор приехал А. Волошин. В беседе с руководящими деятелями республики он высказал мысль о возможности создания монгольского национального цирка, порекомендовав для начала организовать спортивную группу из способной молодежи. Два года спустя он был приглашен на выступление этой группы и отобрал трех юношей, отправившихся учиться в Москву. После двухлетних занятий в училище эти молодые люди вернулись на родину для тренировки артистов будущего цирка.
Окончательная подготовка к созданию национального цирка была проведена в 1939 году, когда А. Волошин снова приехал в Монголию. Он помог создать проект здания, разработал подробный план работы цирка и студии при нем. X съезд Монгольской народно-революционной партии постановил создать национальный цирк. И в июле 1941 года состоялось его торжественное открытие.
С тех пор связь с училищем не прерывается. Студия выпустила уже пять поколений артистов и продолжает получать от ГУЦЭИ учебные программы, пособия. Не удивительно, что к сорокалетию училища первый секретарь МНРП и глава правительства Ю. Цеденбал прислал личную телеграмму Волошину — «человеку, который не жалея сил отдавал себя делу основания монгольского цирка и развитию нашего циркового искусства».
* * *
Училище — сложный и разносторонний организм. У него уже есть свои традиции. И, как все живое, оно растет, Помощь в развитий его традиций — это забота о том, чтобы будущее нашего цирка стало еще более радостным и прекрасным.
оставить комментарий