В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Тамбовские зори в Липецке

Идет концерт в Доме культуры тракторного завода. В зале зрители города Липецка. На сцене артисты города Тамбова. Идет заключительный концерт творческого отчета соседей перед соседями. А я вспоминаю, как зародился этот почин...

Коробейником выходит артист Л. Читалкин в зрительный зал и сценка «Ваня едет на базар». Исполняют артисты 3. Малыгина и Н. АндреевКоробейником выходит артист Л. Читалкин в зрительный зал и
сценка «Ваня едет на базар». Исполняют артисты 3. Малыгина и Н. Андреев

Вместе с Тамарой Ивановной Федотовой, директором и художественным руководителем Тамбовской филармо­нии, мы приехали в Липецк. Хотя день был воскресный, нас уже ждали директор местной филармонии Александр Дмитриевич Дальский и художественный руководитель Владимир Авраамович Штульман. Встретившись, мы об­суждали один, всем ясный и риторический, вопрос: «нужен ли областной филармонии штатный режиссер?»

Говорили о том, что приглашать режиссера со стороны трудно, неэкономично и порой безрезультатно. Говорили, что режиссерские кадры необходимо готовить. А пока их нет — обучать художественных руководителей филармоний. Существуют ведь курсы повышения квалификации поваров, шоферов, учителей, врачей... На худой конец, хоть собрали бы всех обменяться опытом! Вот тут-то и родилась мысль: обойтись для начала свои­ми средствами —обменяться опытом по-соседски. Первы­ми приехали в Липецк тамбовчане...

И вот идет заключительный отчетный  концерт. Выступает коллектив литературно-музыкального лекто­рия. Эта концертная бригада не знает асфальтированных дорог. На тряском, скрипучем автобусе артисты колесят по проселочным. Из 200 концертов за год — 150 дают они в колхозных клубах, на полевых станах области, Где нет клавишного инструмента (а рояля почти нигде нет), поют и читают под баян. В отдаленных тамбовских селах лекторий много делает для эстетического воспитания людей. И просто досада бе­рет, когда солист с приятным, хорошо поставленным голо­сом держится на сцене скованно, не умеет, как принято говорить, себя подать. Неприятно, когда ведущая выходит в коротком оголенном платье, которое ей совсем не идет, и произносит слова как-то вычурно, неестественно. И не­кому подсказать, что дурно все это, безвкусно. Некому потому, что в филармонии нет режиссера!

Первое отделение концерта заканчивается выступлением коллектива «Тамбовские зори». Ему всего полгода, а он уже приобрел прочный успех и признание зрителей. Ка­жется, ни одной филармонии не удавалось до сего време­ни создать театрализованную русскую программу. Причина тут ясна: длительная подготовка новых номеров, репети­ции, а, значит, — простои. Работающие по договору арти­сты на такое не пойдут. И решилась Тамара Ивановна Федотова рискнуть — собрать коллектив из самодеятель­ности. По всей Тамбовской области был объявлен конкурс. Результат превзошел все ожидания: 276 заявлений! Про­смотреть такое количество абитуриентов —дело не легкое. Однако Федотова сумела зажечь своей идеей даже очень занятых людей. До глубокой ночи заседала областная ко­миссия Художественного совета. На последнем туре ото­брали одиннадцать исполнителей. Кандидатов в артисты надо было учить, ставить им программу. «Несостоятельная затея», — уверяли Федотову. Только двое поддерживали ее: нынешний руководитель коллектива артист Лев Владимирович Читалкин да режиссер областного драматическо­го театра Иван Семенович Самохвалов.

И вот они, «Тамбовские зори», — удались на славу! Ра­достный, веселый, яркий концерт-спектакль. С хорошей выдумкой и с хорошим (за очень редким исключением) вкусом. От программы веет свежестью и трогательной простотой деревенских посиделок, она пронизана сочным народным юмором. Чего стоит хотя бы смешной упрямый конь, не желающий везти Ваню (молодого артиста Николая Андреева) на базар! Или тамбовский дед Щукарь, весель­чак и балагур — артист Николай Алексеевич Карпухов. Он только вышел на сцену, еще ничего не сказал и не сделал, а зрители уже улыбаются. Забавушки-частушки, которые поет он с молодой артисткой Зоей Малыгиной, проходят на бис. Смеются зрители, когда на краю сцены (вот-вот свалится в оркестровую яму) топчутся, обхватив друг дру­га, два увальня-медвежонка. Номер не новый — давно из­вестная «нанайская борьба», — но подан он артистом Алек­сандром Люшоутиным свежо и весело. Концерт разворачивается единым внутренне организо­ванным действием. Успех делится на всех равно, и все ему способствуют по мере сил. Поистине это коллектив новых отношений, спаянный творческой дружбой. Он в поиске, и хочется пожелать ему самых больших удач.

И снова возникает мысль: этому перспективному кол­лективу да постоянного режиссера бы! С тех пор, как кон­сультировал его опытный наставник В. Познанский, прошло много времени: появились досадные накладки, кое-что утрачено. Второе отделение целиком занял эстрадный ансамбль «Молодость». И если предыдущий коллектив еще «зори», то это уже «звезда» Тамбова. По всей стране гастролиру­ют  артисты ансамбля. Они награждены  значками «Отличник военно-морского флота» и «Почетный шахтер». Знают их в больших и маленьких городах, и в селах. Ездят они и в мягких удобных вагонах, и в жестких пыльных авто­бусах. Коллектив интересный и внешне — со сцены и, осо­бенно, своей внутренней, закулисной жизнью.

Много ли у нас гастролеров, начинающих знакомство со зрителями на футбольном поле? Прежде, чем выступить в концерте, все мужчины ансамбля встречаются с местной командой, играющей по классу «Б». Реклама это? Пусть да­же реклама, но сделана она изобретательно. Времени не хватает, чтобы заниматься спортом? Верно, времени у актеров всегда мало. Но бывают «пустоты» на пересадках. И вместо того, чтобы ночью сидеть и дремать на вокзале, достают из чемоданов кеды (их легче возить, чем бутцы) и тренируются прямо на освещенной привок­зальной площади. Однажды в Кустанае, на целине, случи­лась беда: мяч попал в оконное стекло, Игру на этот раз прервал свисток не судьи, а милиционера. Но когда де­журный по отделению узнал, что в футбол играли артисты, он так изумился, что даже не взял штраф.

В каждом новом городе — как ни мало свободного времени — руководитель ансамбля Эдуард Смольный уст­раивает встречи с местными композиторами, писателями, журналистами. Или все идут в музеи, с экскурсоводом ходят по городу. Артист обязан быть человеком любозна­тельным и образованным —таков девиз ансамбля. Следуя ему, все оркестранты поступили в прошлом году на заоч­ное отделение музыкального училища. Много разумных традиций у этого дружного коллекти­ва. Торжественные поздравления (на сцене) с днем рожде­ния, в которых участвуют и зрители. Запись репетиций на магнитофонную пленку и потом — тщательный разбор их, как на учебном аэродроме после полета. Своя киностудия и свое фотоателье, свое молодежное кафе «Омега» в Там­бове... Всего не перечислишь. Но главное, что все это, сли­ваясь по капле, создает здоровую творческую обстановку. И она как в зеркале отражается в концерте: бодром, жизнерадостном, идущем в хорошем темпе.

Но опять же приходишь к выводу, что и для этого мо­лодого коллектива необходим постоянный режиссер. Будь он, не портили бы впечатления такие «мелочи», как излиш­нее форсирование голоса у одаренной солистки, как игри­вые подтанцовки в самых неподходящих для песни мо­ментах и т. д. Словом—филармонии нужен режиссер! После концерта на сцену вышли делегации. Артистов благодарили, им вручали грамоты, адреса и, конечно, цве­ты. Благодарили и директора филармонии — организатора отчетной декады Тамару Ивановну Федотову, За десять дней коллективы Тамбовской филармонии объездили чуть ли не всю Липецкую область. Выступали в колхозах, на железнодорожных станциях, в рабочих поселках. Дали не­сколько шефских концертов на заводах и новостройках.

Короче говоря, остались довольны хозяева, остались довольны гости. Липецкая филармония, областное управ­ление культуры, партийные и комсомольские организации области проявили максимум заботы и гостеприимства. Бы­ло продумано все, вплоть до приятных мелочей. Еще утром, когда тамбовчане только приехали, в каждом гости­ничном номере их встретила телеграмма на праздничном бланке: «От души приветствуем вас на липецкой земле. Желаем отличных успехов и хорошего настроения. Дирекция Липецкой филармонии». Меньше официальности, больше дружеской теплоты — так прошли все десять отчетных дней. Липецкая область познакомилась с творческими достижениями Тамбовской. В свою очередь, Тамбовская филармония получила воз­можность проверить работу своих коллективов — всех сразу — на зрителе. В мае этого года гостей из Липецкой филармонии ждут с ответным визитом на тамбовской земле. К этой новой встрече будут с радостным волнением готовиться по обе­им сторонам областной  границы. Почин сделан! И думается: почему бы не подхватить его остальным филармониям страны?
 

В. ЛЕБЕДИНСКАЯ, спецкор журнала «Советская эстрада и цирк» Липецк

Журнал Советский цирк. Февраль 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100