Танцует Нина Логачева
На манеж выходит заслуженная артистка республики Нина Логачева. Она легко поднимается на мостик своего аппарата.
Под мелодию вальса Делиба артистка, безукоризненно точно и грациозно выполняет на проволоке арабески, пируэты. Впечатление такое, что веер ей нужен вовсе не для сохранения равновесия, а для полной завершенности движений. И проволока, кажется, нисколько не стесняет ее, а лишь дает возможность танцевать, словно в воздухе.
Затем звучит пиччикато из балета «Коппелия». Иная музыка — иной характер движений: легкие прыжки, изящные па. Оркестр заиграл мазурку, и снова исполнительница преобразилась: уже появляется гордая осанка, артистка живет характером новой музыки. Номер заканчивается полькой. Раздаются бурные аплодисменты. Логачева улыбается и в такт музыке слегка покачивается, приподымаясь на цыпочки.
Успех, неизменный и заслуженный успех! Какой же путь вел к нему? Как складывалась творческая судьба артистки? Когда Логачева училась в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, она долго не могла определить свое призвание, избрать жанр, в котором будет выступать. Однажды, после участия в параде, она вместе со своими однокурсниками, как и всегда, стояла в узеньком боковом проходе Московского цирка и с восхищением смотрела выступление заслуженной артистки республики Веры Сербиной. Сербина с высоким артистизмом исполняла на проволоке танцы разных народов. И вот в этот момент у Логачевой зародилась мысль: а не попробовать ли и ей танцевать на проволоке? Ведь танцы она любит. Еще в школе занималась в хореографических кружках, да и теперь, в училище, не оставляет любимого занятия — участвует в танцевальных кружках сразу нескольких Домов культуры. Как, должно быть, заманчиво перенести танец на проволоку!
Занятия в цирковом училище как-то сразу приобрели другой, более целеустремленный характер. Нина поднималась ежедневно в пять часов утра, чтоб попасть на первую электричку, отходившую от станции Лось, где она жила, а в шесть уже была в училище и репетировала, репетировала на проволоке. И так изо дня в день.
...В 1956 году на международный фестиваль цирков в Варшаве приехал большой коллектив советских артистов. Среди них была и юная Логачева. Выступили коллективы Югославии, Польши, ФРГ, Венгрии и других стран. Наконец была показана программа советского цирка. Наши артисты получили наибольшее число золотых медалей. Золотой медали была удостоена и Нина Логачева. Члены жюри — их было десять — по одному от каждой страны, участвовавшей в фестивале, единодушно оценили мастерство обаятельной танцовщицы на проволоке в десять баллов. Такой оценки, кроме нее, не был удостоен никто.
В последний день фестиваля состоялось представление с участием лучших артистов десяти стран. В него, разумеется, включили и номер Логачевой. Утихли аплодисменты. Нина прошла в свою гардеробную. Только переоделась, как услышала за дверью знакомый голос Евгения Михайловича Кузнецова, тогда занимавшего должность художественного руководителя Союзгосцирка. Евгений Михайлович вошел в комнату вместе с высокой стройной женщиной и мужчиной средних лет. Мужчина оказался главным балетмейстером Берлинского оперного театра, а женщина — его женой, прима-балериной того же театра. Как выяснилось, наши немецкие друзья видели Нину Логачеву в Берлине, в «Фридрихштадт-паласте», а теперь специально прилетели в Варшаву, чтобы еще раз посмотреть ее выступление. Евгений Михайлович переводил слова гостей.
— Мы с супругой — ваши поклонники! — воскликнул балетмейстер.
— О, да! Мы искренне восхищаемся вами, — с нескрываемым восторгом говорила балерина. — Когда смотришь ваше выступление, не замечаешь проволоки. Кажется, что вы танцуете в воздухе. .. Как вы достигли этого? Нина ответила:
— Как? Репетициями...
Слово «репетиция» было понятно и без перевода. Балетмейстер и его супруга закивали:
— О, да, да!..
Пожалуй, именно тогда, на фестивале, Нина впервые по-настоящему поверила в свои силы и возможности, твердо почувствовала под ногами не только проволоку, но и свою дорогу в искусстве. После Варшавского фестиваля Логачева участвовала во многих зарубежных гастрольных поездках. Летом 1958 года в Югославии ее застало сообщение о присвоении ей звания заслуженной артистки РСФСР. «Теперь-то надо особенно стараться», — подумала она. У нее созрело решение создать новый номер в плане эксцентрики, характерного танца.
Начались репетиции. Верная себе, Логачева отрабатывала каждое па, добиваясь наибольшей выразительности каждого движения. Она подготовила оригинальный номер — «Танцы с трансформацией».
На манеж артистка выходит в длинном русском платье, поднимается на площадку-мостик. Народная мелодия «Калинка» находит пластическое выражение в ее танце. Мгновение — и артистка в испанском костюме исполняет огненное болеро. Логачева как бы раскрывает в танцах сущность совершенно разных музыкальных произведений, создавая все новые и новые хореографические образы. В этом номере она показала себя непревзойденным мастером характерного танца на проволоке.
...На манеж выходит заслуженная артистка республики Нина Логачева. Каждое ее выступление — это радостная встреча с большим подлинным искусством.
Е. ТИМОШЕНКО, главный режиссер Ивановского цирка
Журнал Советский цирк. Август 1967 г.
оставить комментарий