Тарту - год восьмой
O Тартуском фестивале легкой музыки написано много восторженных слов. Печать, радио, телевидение отдали должное блестящей организации этого смотра молодежной эстрады, требовательности жюри, высокому уровню исполнителей, принимавших в нем участие.
Фирма «Мелодия» — редчайший случай! — вы пустила несколько пластинок c записями концертов и отдельных номеров, a слова «лауреат фестиваля в Тарту» стали визитной карточкой для целого ряда ансамблей и солистов.
Такое пристальное внимание музыкальной Общественности и средств массовой информации к этому ежегодному конкурсу объяснялось в немалой степени его исключительностью и уникальностью. B последние годы число хвалебных статей несколько снизилось что, как это ни парадоксально, также свидетельствует в его пользу. Фестиваль в Тарту стал неотъемлемой частью нашей культурной жизни, такой же, как джазовые фестивали, например, в Москве, Ленинграде, как народные певческие праздники, как проводимые ежегодно в разных городах. нашей страны смотры новых достижений в жанрах симфонической, камерной, хоровой музыки.
Организаторы сумели добиться того, что в Тарту совершенно отсутствует душок «подпольности», извращенной элитарности, который, что греха таить, нередко окружает подобные мероприятия в других городах.
Все это накладывает на фестиваль особые обязательства, о которых, разумеется, и думать не могли энтузиасты — студенты Тартуского государственного университета, пригласившие в 1979 году в концертный зал «Ванемуйне» семь ансамблей и одного солиста. Как же справляется c возросшими требованиями фестиваль сейчас? Что он может предложить молодым слушателям? Оправдан ли, наконец, по-прежнему повышенный интерес к нему со стороны меломанов, прессы, концертных организаций? Все эти вопросы не могут не возникнуть при серьезном рассмотрении этого явления.
B нынешнем году фестиваль по традиции открылся фрагментами из произведений лауреатов прошлых лет. A дальнейший ход фестиваля показал, что путь, избранный организаторами,— продемонстрировать всю широту эстонской эстрадной музыки — продолжает оставаться единственной, очевидно, правильной формой существования этого смотра.
B первом концерте фестиваля на сцену вышел симфонический оркестр театра «Ванемуйне», в составе которого можно было увидеть музыкантов ансамбля «Руя». Исполняется Концерт для гитары молодого композитора Игоря Гаршнека (солист — Яанус Ныгиcту). Произведения, в которых на равных началах используются элементы как симфонической, так и рок-музыки,— редкие гости наших концертных залов, несмотря на некоторые удачные попытки синтеза этик двух разных видов музыкального творчества. B подавляющем большинстве случаев рок и симфоническая музыка включаются в ткань одного произведения по принципу контраста — так сказать, «старое» и «новое», или «пасторальный пейзаж» в противовес «урбанистическим кошмарам». Гаршнек пошел принципиально иным путем. У него получился наиболее удачный, на мой взгляд, в отечественной практике сплав, основанный на единстве разных жанров. Хочется особенно отметить сольную партию электрогитары, исполненную я. Ныгисту. Кстати, на фестивале этот гитарист получил приз «за оправданные надежды».
Позже гаршнек представил на суд слушателей еще одно крупное произведение — Кантату на слова Хандо Руннеля и текст Кодекса o семье и браке Эстонской ССР. Ее исполнили камерный хор под управлением Велло Ранда и ансамбль «Руд» (солист — Урмас Алендер). Как и первое произведение, кантата отличается гармоничны м сочетанием разных видов музыки. Но, оценивая творчество композитора уже по двум схожим сочинениям, замечаешь некоторую недоработанность формы. И если ощущениe незавершенности Концерта для гитары можно объяснить тем, что прозвучали лишь первые две его части, то для Кантаты такого оправдания нет — ее исполнили целиком. Думается, что композитор нашел основной стержень своего творчества, и можно надеяться, что с чисто формальными проблемами он успешно справится. На фестивале он был удостоен специального приза «За творчество».
C нетерпением ожидалось выступлeние коллектива «E=мc2» под руководством Ало Маттиисена и Пеэтера Волконского. B позапрошлом году за свою большую программу музыканты были удостоены приза «За лучшее воплощение гуманистической идеи», a на прошлом фестивале они выступили вместе c группой «InSpe» со «смехаторией» «Зеленое яйцо», признанной лучшей композицией. На этот раз ансамбль исполнил шесть песен Шуберта в аранжировках Маттиисена. Шуберт — на эстрадном фестивале? Тартускую публику экспериментами не удивить. Тем более что Маттиисен и особенно Волконский — любимцы эстонской молодежи. В чем нельзя отказать музыкантам, так это в остроумии. Аранжировки, несмотря на всю их «забойность», в большинстве случаев были сделаны бережно. П. Волконский очередной раз доказал, что если он не лучший эстонский рок-певец, то уж, по крайней мере, самый энергичный, способный полностью завладеть вниманием зала. Единственный упрек, который, пожалуй, можно сделать коллективу,— это в недостатке изобретательности. Если первая, вторая песни поразили своими находками, новизной, то последующие производили впечатление вторичности. Создавалось ощущение, что найдя удачный прием, аранжировщик на нем остановился. Это было бы простительно практически любой другой группе, но в «E=мc2» собрались музыканты экстра-класса — с них особый спрос. Тем не менее, публика назвала ансамбль в числе первых, a аранжировки Маттиисена — «Лучшими Произведениями». П. Волконский получил приз «За смелое решение».
Тартуский фестиваль абсолютно оправданно претендует на то, чтобы представлять почти все жанры современной эстрадной музыки. Действительно, его можно назвать «звучащей энциклопедией» Сегодняшней республиканской эстрады. Неудивительно поэтому, что случилось неизбежное — фестиваль перерос свои технические возможности. Ему стало тесно в концертном зале «Ванемуйне». И хотя основные концерты по-прежнему проходили именно там, в этом году был подключен также актовый зал Тартуского университета и зал Сельскохозяйственной академии.
B Сельхозакадемии выступили четыре группы, играющие в стиле «хэви метал» («тяжелый металл») и хорошо известные эстонской молодежи. Две из них — «Металлист» и «Риск» — играли откровенно слабо. Среди солистов не было ни одной хоть сколько-нибудь выраженной индивидуальности, музыка была вторичная, тупая и не оригинальная. Но самое главное — она была скучная. Основная беда, от которой часто страдает «тяжелый металл» — это излишняя, вымученная серьезность. Даже попытки пародий y «Металлиста» вызывали не улыбку, a, скорее, гримасу. Иначе выступили другие два коллектива — «гетеро» и, особенно, «T. класс». Первый из них произвел впечатление постоянно работающего и тщательно следящего за своим репертуаром ансамбля. Похвалы заслуживает «Т. класс». Это был единственный коллектив, устроивший настоящее шоу на сцене — на вид необузданное, на саном же деле тщательно продуманное и пародийное по своей сути. И хотя над этим шоу не мешало 6ы поработать хореографу, саму попытку музы кантов как-то «расцветить» свое выступление можно приветствовать. K тому же все недостатки группы полностью искупила яркая певица Сиири Сисаск, несколько напоминающая своей манерой Жанну Агузарову из московского «Браво».
Возможности развития «тяжелого металла» за пределами его удушающе узких рамок продемонстрировал хорошо известный любителям музыки ансамбль Гуннара Грапса. Творчество этого коллектива намного глубже и интереснее, чем y групп, выступавших в Сельхозакадемии.
Взяв «хэви метал» за основу, Грапс смело использует элементы других жанров, постоянно обогащая и обновляя свои композиции. Почти каждый музыкант, работающий c Грапсом,— виртуоз своего инструмента. Но поскольку ансамбль играл практически только свои песни, можно заметить, что до композиторской виртуозности им еще очень далеко.
Альтернативный «тяжелому металу» путь предложил широко известный ансамбль «Витамин», показавший, что рок может развиваться в совершенно разных направлениях. «Витамин» — один из сильнейших коллективов, выступивших в Тарту.
Тяжеловесность некоторых направлений современного рока особенно заметна сравнении c диаметрально противоположным стилем — кантри, лидером которого в Тарту был ансамбль «Юстамент». Музыканты играли намного лучше, чем в прошлые годы,— живее, раскованнее. Они явно не боялись ошибиться, чтo-ни6удь перепутать, что-нибудь сделать не так, и их выступление от этого, естественно, только выиграло. Аплодисментами встретил зал народную мелодию «Скорый поезд», a затем потребовал сыграть ее на бис, хотя 6исировать в Тарту в принципе не принято. Высокий уровень музыкальной подготовки проявился y «Юстамента» и тогда, когда группа еккомпанировала одному из самых популярных эстонских певцов, Иво Линне. Линна пел совершенно в другом стиле, и группа прекрасно c этим справилась.
Такие спонтанные выступления музыкантов c «чужими» коллективами, создание ансамблей специально для фестиваля и позволили в свое время назвать его «фестивалем-лабораторией», «фестивалем-мастерской». Причем иногда организуются настоящие «супер-группы», состоящие из «звезд» эстонской эстрады. В этом году такой группой стал «В. C. П.- проджект», куда вошли P. Вайгла, P. Сибул и A. Пыдер — лучшие эстонские инструменталисты. Им помогал ударник A. Вахт. Рихо Сибул не только подтвердил свою репутацию незаурядного гитариста, но и доказал, что он хороший композитор. Жюри признало его пьесу «Дитя Луны» лучшей композицией фестиваля. A журналисты назвали «В. C. П.- проджект» лучшей группой.
На тартуских смотрах современной эстрады всегда выступали ансамбли, как бы возвращающие нас в прошлые, исследующие корни сегодняшней легкой музыки. Нынешний год не явился исключением. Музыкантов ансамбля «Модерн фокс» многие помнили виде по прошлому году. Он исполняет музыку «добигбендовсиего» периода, когда «королевой» танцевальных площадок была так называемая «джазовая десятка». Хорошо подобранные костюмы, отточенная пластика, разработанные сценические образы, ну и, конечно, прекрасное исполнение шлягеров полувековой давности — все это вы двинуло «Модерн фокс» в число любимцев эстонской публики.
B другом стиле, хотя примерно в том же «временном слое», выступает вокальный квартет «Барбершоп». Не исключена возможность, что когда-нибудь эти две коллектива выступят вместе — у них одинаково высок уровень мастерства, они оба глубоко прониклись духом времени, музыку которого исполняют, изящно и элегантно делятся со слушателями своими любимыми мелодиями.
K более близкой нам эпохе обратился неоднократный участник тартуских фестивалей ансамбль «Рок-отель». B прошлом году музыканты во главе c Иво Линной представили программу рок-н-роллов пятидесятых годов, на этот раз в их репертуаре были ритм-энд-блюзы, ставшие основой для многих направлений современного рока. Если «Модерн фокс» и «Барбершоп» играли музыку своих отцов, a то и дедушек, то музыканты «рок-отеля» обратились к своей юности, может быть, именно поэтому их выступление было особенно веселым, задорным.
Музыка прошлого и настоящего объединилась в превосходной игре пианиста Рейне Реннапа. Его импровизации уже давно привлекают внимание любителей эстрады, джаза, классики — столь разносторонне его дарование. Пианист несколько лет не принимал участие в тартуских фестивалях, и его появление на сцене в этом году стало для публики приятным сюрпризом.
Интересно выступила и бывшая группа Раннапа — «Руя», которой теперь руководит уже упоминавшийся И. Гаршнек. Музыканты преодолели некоторый период растерянности, они нашли свою дорогу, и движутся по ней уверенно и спокойно.
Не следует, конечно, думать, что каждый концерт в Тарту — это неизменно радостное событие. Были ансамбли, солисты, уровень которых неизмеримо ниже, чем y признанных имен Эстонской легкой музыки. Но тартуский фестиваль — это не парад «звезд». Это — фестиваль, где новички учатся y «стариков» профессионализму, a умудренные ветерaны с интересом и любопытством присматриваются к молодежи, часто более дерзкой и напористой, чем они. Обмен музыкальными идеями, опытом — одна из целей тартуского смотра. Вот почему музыканты так ценят возможность выступить в майские дни на сцене концертного зала «Ванемуйне».
Невозможно рассказать o всех концертах — даже о лучших. Можно лишь упомянуть шоу Тыниса Мяги и «Музик-сейфа», группу «Линнутее», удостоенную «Приза надежды», ансамбль «Махавок», заметно повысивший свое мастерство. Но был один день, который особенно запомнится и слушателям и музыкантам. 9 мая на площади перед научной библиотекой ТГУ состоялся концерт под девизом «Музыка и музыканты за мир». Рейн Раннап, Иво Линна, Урмас Алендер, Игорь Гаршнек, Гуннар Грапс, Тынис Мяги, «Юстамент», «Палестра», «Пантократор», «583-я проба», «Барбершоп», «Муузик-сейф», «Руя» — десятки солистов и коллективов на протяжении трех часов сменяли друг друга на огромной сцeне, выстроенной специально для этого концерта. Вокальные, инструментальные, танцевальные группы своим искусством в этот памятный день призывали сохранить главное достояние человечества — мир. Центральным событием концерта стала «Песня мира» П. Вяхи, руководителя ансамбля «Витамин». Ею же завершился и VIII фестиваль современной легкой музыки в Тарту.
Подготовить даже разовый фестиваль — дело хлопотное и трудное. Сделать его регулярным — еще труднее. A сделать его постоянно интересным, сохранить высокий уровень первых лет, сберечь атмосферу праздника — все это под силу лишь полным энтузиазма профессионалам.
Как раз такими людьми являются организаторы фестиваля в Тарту. Было бы хорошо, если бы их опыт переняли в других городах нашей страны, где проходят подобные мероприятия.
АНДРЕИ ГАВРИЛОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.
оставить комментарий