Тарту - год восьмой - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Тарту - год восьмой

На Тартуском фестивале легкой музыки 1986O Тартуском фестивале легкой музыки написано много вос­торженных слов. Печать, радио, те­левидение отдали должное блестя­щей организации этого смотра молодежной эстрады, требовательности жюри, высокому уровню исполните­лей, принимавших в нем участие.

Фирма «Мелодия» — редчайший слу­чай! — вы пустила несколько пласти­нок c записями концертов и отдель­ных номеров, a слова «лауреат фес­тиваля в Тарту» стали визитной кар­точкой для целого ряда ансамблей и солистов.

Такое пристальное внимание му­зыкальной Общественности и средств массовой информации к этому еже­годному конкурсу объяснялось в не­малой степени его исключительно­стью и уникальностью. B последние годы число хвалебных статей не­сколько снизилось что, как это ни парадоксально, также свидетельству­ет в его пользу. Фестиваль в Тарту стал неотъемлемой частью нашей культурной жизни, такой же, как джа­зовые фестивали, например, в Моск­ве, Ленинграде, как народные пев­ческие праздники, как проводимые ежегодно в разных городах. нашей страны смотры новых достижений в жанрах симфонической, камерной, хоровой музыки.

Организаторы сумели добиться того, что в Тарту совершенно отсут­ствует душок «подпольности», извращенной элитарности, который, что греха таить, нередко окружает подоб­ные мероприятия в других городах.

Все это накладывает на фестиваль особые обязательства, о которых, ра­зумеется, и думать не могли энту­зиасты — студенты Тартуского госу­дарственного университета, пригла­сившие в 1979 году в концертный зал «Ванемуйне» семь ансамблей и одного солиста. Как же справляется c возросшими требованиями фести­валь сейчас? Что он может предло­жить молодым слушателям? Оправ­дан ли, наконец, по-прежнему по­вышенный интерес к нему со сто­роны меломанов, прессы, концерт­ных организаций? Все эти вопросы не могут не возникнуть при серьезном рассмотрении этого явления.

B нынешнем году фестиваль по традиции открылся фрагментами из произведений лауреатов прошлых лет. A дальнейший ход фестиваля по­казал, что путь, избранный органи­заторами,— продемонстрировать всю широту эстонской эстрадной музы­ки — продолжает оставаться един­ственной, очевидно, правильной фор­мой существования этого смотра.

B первом концерте фестиваля на сцену вышел симфонический оркестр театра «Ванемуйне», в составе кото­рого можно было увидеть музыкан­тов ансамбля «Руя». Исполняется Кон­церт для гитары молодого компози­тора Игоря Гаршнека (солист — Яанус Ныгиcту). Произведения, в которых на равных началах используются эле­менты как симфонической, так и рок-музыки,— редкие гости наших кон­цертных залов, несмотря на некото­рые удачные попытки синтеза этик двух разных видов музыкального творчества. B подавляющем боль­шинстве случаев рок и симфоническая музыка включаются в ткань од­ного произведения по принципу кон­траста — так сказать, «старое» и «новое», или «пасторальный пейзаж» в противовес «урбанистическим кош­марам». Гаршнек пошел принци­пиально иным путем. У него получил­ся наиболее удачный, на мой взгляд, в отечественной практике сплав, ос­нованный на единстве разных жанров. Хочется особенно отметить сольную партию электрогитары, исполненную я. Ныгисту. Кстати, на фестивале этот гитарист получил приз «за оправданные надежды».

Позже гаршнек представил на суд слушателей еще одно крупное про­изведение — Кантату на слова Хандо Руннеля и текст Кодекса o семье и браке Эстонской ССР. Ее исполнили камерный хор под управлением Вел­ло Ранда и ансамбль «Руд» (солист — Урмас Алендер). Как и первое про­изведение, кантата отличается гармо­ничны м сочетанием разных видов музыки. Но, оценивая творчество композитора уже по двум схожим сочи­нениям, замечаешь некоторую не­доработанность формы. И если ощу­щениe незавершенности Концерта для гитары можно объяснить тем, что прозвучали лишь первые две его час­ти, то для Кантаты такого оправда­ния нет — ее исполнили целиком. Думается, что композитор нашел ос­новной стержень своего творчества, и можно надеяться, что с чисто формальными проблемами он успешно справится. На фестивале он был удо­стоен специального приза «За творчество».

C нетерпением ожидалось вы­ступлeние коллектива «E=мc2» под руководством Ало Маттиисена и Пе­этера Волконского. B позапрошлом году за свою большую программу му­зыканты были удостоены приза «За лучшее воплощение гуманистиче­ской идеи», a на прошлом фести­вале они выступили вместе c груп­пой «InSpe» со «смехаторией» «Зе­леное яйцо», признанной лучшей композицией. На этот раз ансамбль исполнил шесть песен Шуберта в аран­жировках Маттиисена. Шуберт — на эстрадном фестивале? Тартускую пуб­лику экспериментами не удивить. Тем более что Маттиисен и особенно Волконский — любимцы эстон­ской молодежи. В чем нельзя отка­зать музыкантам, так это в остроумии. Аранжировки, несмотря на всю их «забойность», в большинстве слу­чаев были сделаны бережно. П. Волконский очередной раз доказал, что если он не лучший эстонский рок-певец, то уж, по крайней мере, са­мый энергичный, способный полностью завладеть вниманием зала. Единственный упрек, который, пожа­луй, можно сделать коллективу,— это в недостатке изобретательности. Если первая, вторая песни поразили своими находками, новизной, то по­следующие производили впечатле­ние вторичности. Создавалось ощу­щение, что найдя удачный прием, аранжировщик на нем остановился. Это было бы простительно практи­чески любой другой группе, но в «E=мc2»   собрались музыканты экстра-класса — с них особый спрос. Тем не менее, публика назвала ансамбль в  числе первых, a аранжировки Мат­тиисена — «Лучшими Произведения­ми». П. Волконский получил приз «За смелое решение».

Тартуский фестиваль абсолютно оправданно претендует на то, чтобы представлять почти все жанры современной эстрадной музыки. Дей­ствительно, его можно назвать «зву­чащей энциклопедией» Сегодняшней республиканской эстрады. Неудиви­тельно поэтому, что случилось неиз­бежное — фестиваль перерос свои технические возможности. Ему стало тесно в концертном зале «Ванемуй­не». И хотя основные концерты по-прежнему проходили именно там, в этом году был подключен также ак­товый зал Тартуского университета и зал Сельскохозяйственной ака­демии.

B Сельхозакадемии выступили четыре группы, играющие в стиле «хэви метал» («тяжелый металл») и хорошо известные эстонской моло­дежи. Две из них — «Металлист» и «Риск» — играли откровенно слабо. Среди солистов не было ни одной хоть сколько-нибудь выраженной ин­дивидуальности, музыка была вто­ричная, тупая и не оригинальная. Но самое главное — она была скучная. Основная беда, от которой часто страдает «тяжелый металл» — это излишняя, вымученная серьезность. Даже попытки пародий y «Металлиста» вызывали не улыбку, a, ско­рее, гримасу. Иначе выступили дру­гие два коллектива — «гетеро» и, особенно, «T. класс». Первый из них произвел впечатление постоянно ра­ботающего и тщательно следящего за своим репертуаром ансамбля. По­хвалы заслуживает «Т. класс». Это был единственный коллектив, устроив­ший настоящее шоу на сцене — на вид необузданное, на саном же де­ле тщательно продуманное и паро­дийное по своей сути. И хотя над этим шоу не мешало 6ы порабо­тать хореографу, саму попытку му­зы кантов как-то «расцветить» свое выступление можно приветствовать. K тому же все недостатки группы полностью искупила яркая певица Си­ири Сисаск, несколько напоминаю­щая своей манерой Жанну Агузарову из московского «Браво».

Возможности развития «тяжелого металла» за пределами его удушаю­ще узких рамок продемонстриро­вал хорошо известный любителям музыки ансамбль Гуннара Грапса. Творчество этого коллектива намного глубже и интереснее, чем y групп, выступавших в Сельхозакадемии.

Взяв «хэви метал» за основу, Грапс смело использует элементы других жанров, постоянно обогащая и об­новляя свои композиции. Почти каж­дый музыкант, работающий c Грапсом,— виртуоз своего инструмента. Но поскольку ансамбль играл прак­тически только свои песни, можно заметить, что до композиторской вир­туозности им еще очень далеко.

Альтернативный «тяжелому ме­талу» путь предложил широко из­вестный ансамбль «Витамин», пока­завший, что рок может развиваться в совершенно разных направлениях. «Витамин» — один из сильнейших коллективов, выступивших в Тарту.

Тяжеловесность некоторых на­правлений современного рока осо­бенно заметна сравнении c диа­метрально противоположным сти­лем — кантри, лидером которого в Тарту был ансамбль «Юстамент». Музыканты играли намного лучше, чем в прошлые годы,— живее, рас­кованнее. Они явно не боялись оши­биться, чтo-ни6удь перепутать, что-нибудь сделать не так, и их выступ­ление от этого, естественно, только выиграло. Аплодисментами встретил зал народную мелодию «Скорый поезд», a затем потребовал сыграть ее на бис, хотя 6исировать в Тарту в принципе не принято. Высокий уро­вень музыкальной подготовки проя­вился y «Юстамента» и тогда, когда группа еккомпанировала одному из самых популярных эстонских певцов, Иво Линне. Линна пел совершенно в другом стиле, и группа прекрасно c этим справилась.

Такие спонтанные выступления му­зыкантов c «чужими» коллективами, создание ансамблей специально для фестиваля и позволили в свое время назвать его «фестивалем-лаборато­рией», «фестивалем-мастерской». Причем иногда организуются настоя­щие «супер-группы», состоящие из «звезд» эстонской эстрады. В этом году такой группой стал «В. C. П.- проджект», куда вошли P. Вайгла, P. Сибул и A. Пыдер — лучшие эстонские инструменталисты. Им по­могал ударник A. Вахт. Рихо Сибул не только подтвердил свою репута­цию незаурядного гитариста, но и до­казал, что он хороший композитор. Жюри признало его пьесу «Дитя Луны» лучшей композицией фести­валя. A журналисты назвали «В. C. П.- проджект» лучшей группой.

На тартуских смотрах современной эстрады всегда выступали ан­самбли, как бы возвращающие нас в прошлые, исследующие корни се­годняшней легкой музыки. Нынешний год не явился исключением. Му­зыкантов ансамбля «Модерн фокс» многие помнили виде по прошлому году. Он исполняет музыку «добиг­бендовсиего» периода, когда «коро­левой» танцевальных площадок была так называемая «джазовая десятка». Хорошо подобранные костюмы, отто­ченная пластика, разработанные сце­нические образы, ну и, конечно, прек­расное исполнение шлягеров полу­вековой давности — все это вы двину­ло «Модерн фокс» в число любимцев эстонской публики.

B другом стиле, хотя примерно в том же «временном слое», высту­пает вокальный квартет «Барбер­шоп». Не исключена возможность, что когда-нибудь эти две коллектива выступят вместе — у них одина­ково высок уровень мастерства, они оба глубоко прониклись духом вре­мени, музыку которого исполняют, изящно и элегантно делятся со слу­шателями своими любимыми мело­диями.

K более близкой нам эпохе обра­тился неоднократный участник тар­туских фестивалей ансамбль «Рок-отель». B прошлом году музыканты во главе c Иво Линной представили программу рок-н-роллов пятидеся­тых годов, на этот раз в их репер­туаре были ритм-энд-блюзы, ставшие основой для многих направлений современного рока. Если «Модерн фокс» и «Барбершоп» играли музыку своих отцов, a то и дедушек, то музыканты «рок-отеля» обратились к своей юности, может быть, именно поэтому их выступление было особен­но веселым, задорным.

Музыка прошлого и настоящего объединилась в превосходной игре пианиста Рейне Реннапа. Его импрови­зации уже давно привлекают внима­ние любителей эстрады, джаза, клас­сики — столь разносторонне его да­рование. Пианист несколько лет не принимал участие в тартуских фестивалях, и его появление на сцене в этом году стало для публики прият­ным сюрпризом.

Интересно выступила и бывшая группа Раннапа — «Руя», которой теперь руководит уже упоминав­шийся И. Гаршнек. Музыканты прео­долели некоторый период растерян­ности, они нашли свою дорогу, и дви­жутся по ней уверенно и спокойно.

Не следует, конечно, думать, что каждый концерт в Тарту — это неиз­менно радостное событие. Были ан­самбли, солисты, уровень которых неизмеримо ниже, чем y признан­ных имен Эстонской легкой музыки. Но тартуский фестиваль — это не парад «звезд». Это — фестиваль, где новички учатся y «стариков» профес­сионализму, a умудренные ветерaны с интересом и любопытством при­сматриваются к молодежи, часто бо­лее дерзкой и напористой, чем они. Обмен музыкальными идеями, опы­том — одна из целей тартуского смотра. Вот почему музыканты так ценят возможность выступить в май­ские дни на сцене концертного за­ла «Ванемуйне».

Невозможно рассказать o всех концертах — даже о лучших. Мож­но лишь упомянуть шоу Тыниса Мя­ги и «Музик-сейфа», группу «Линнутее», удостоенную «Приза надежды», ансамбль «Махавок», заметно повысивший свое мастерство. Но был один день, который особенно запомнится и слушателям и музы­кантам. 9 мая на площади перед научной библиотекой ТГУ состоялся концерт под девизом «Музыка и му­зыканты за мир». Рейн Раннап, Иво Линна, Урмас Алендер, Игорь Гарш­нек, Гуннар Грапс, Тынис Мяги, «Юстамент», «Палестра», «Пантократор», «583-я проба», «Барбершоп», «Муу­зик-сейф», «Руя» — десятки солистов и коллективов на протяжении трех часов сменяли друг друга на огром­ной сцeне, выстроенной специально для этого концерта. Вокальные, ин­струментальные, танцевальные груп­пы своим искусством в этот памятный день призывали сохранить главное достояние человечества — мир. Цент­ральным событием концерта стала «Песня мира» П. Вяхи, руководителя ансамбля «Витамин». Ею же завер­шился и VIII фестиваль современ­ной легкой музыки в Тарту.

Подготовить даже разовый фес­тиваль — дело хлопотное и трудное. Сделать его регулярным — еще труд­нее. A сделать его постоянно инте­ресным, сохранить высокий уровень первых лет, сберечь атмосферу праздника — все это под силу лишь полным энтузиазма профессионалам.

Как раз такими людьми являются организаторы фестиваля в Тарту. Бы­ло бы хорошо, если бы их опыт пе­реняли в других городах нашей стра­ны, где проходят подобные меро­приятия.

 

АНДРЕИ ГАВРИЛОВ

Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования