Тебе наш труд
Если вам приходилось бывать в ГУМе и покупать детскую обувь, вы не могли не заметить за прилавком невысокую светловолосую девушку в синем халате, ловко обтягивающем ее стройную фигуру.
Возможно, именно она помогала вам выбрать нужный фасон туфель.Однако Нина Астахова не только работник магазина, но и артистка самодеятельного цирка на сцене, лауреат московского смотра художественной самодеятельности. Пять лет назад двенадцатилетней девочкой пришла Нина в акробатический коллектив московского Дома культуры «Новатор», которым руководил Алексей Николаевич Гольский.
![](http://www.ruscircus.ru/forum/uploads/post-3-0-66265200-1397045009.jpg)
Гимнасты на вертикальных канатах Г. Махно, В. Пономарева, Н. Гончаренко
Эквилибристы Н. Мельничук, Т. Терентьева и А. Шарапов
Гимнасты на бамбуке Ф. Сокальская и В. Леонов
В прошлом артист цирка, он во время войны получил тяжелое ранение и не смог вернуться к артистической деятельности. Поэтому Польский решил передать свои знания и опыт молодежи. В 1956 году Алексей Николаевич организовал акробатический кружок, в котором и начали заниматься Нина Астахова, Таня Щиголева и многие другие подростки. Шло время, У Алексея Николаевича возникла мечта создать на самодеятельной сцене цирк с разнообразными номерами. И вот он вводит в программу акробатов уроки жонглирования. Постепенно участники самодеятельного цирка начинают заниматься и другими жанрами.
К VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов акробатический кружок уже трудно было назвать только акробатическим. Здесь появились роликобежцы, гимнасты на трапеции, гимнасты на туго натянутой и свободной проволоке. Весна 1959 года явилась для коллектива вторым рождением, а для Дома культуры строителей «Новатор» большим праздником: самодеятельный коллектив «Цирк на сцене» показал свою первую программу. И с тех пор каждый год «Цирк на сцене» готовит для своих многотысячных зрителей новую премьеру. Можно представить, с каким волнением недавно отчитывались артисты-любители в свой пятилетний юбилей. В свете ярких цветных прожекторов на сцене появилась стройная девушка в нарядном платье. Это одна из ветеранов коллектива, которой недавно исполнилось... семнадцать лет. С веселой улыбкой Таня Щиголева приветствует зрителей, заканчивая стихами:
«Тебе наш труд, тебе искусство наше,
Наш зритель дорогой, товарищ наш москвич!»
Не успели отгреметь первые аплодисменты, как на сцене в красочных костюмах появились девушки и юноши. Групповое акробатическое выступление. Словно весенний ветер с его задорной свежестью ворвался на сцену. В стремительном темпе рождаются стойки, кульбиты, сальто. И вот уже стройная цепочка акробатов покидает сцену... Следующий номер жонглера Игоря Стецкова. Обручи, образуя большой круг, носятся в воздухе. Следом устремляются булавы, мячи. Четкость, которой позавидует любой жонглер. Но нет, он не профессионал. Он лишь учащийся десятого класса. А выступающие после него юные акробаты Юра Строилов и Коля Логачев перешли лишь в шестой.
Гимнасты с обручами
Более десяти номеров показал самодеятельный цирковой коллектив. Перед зрителями выступили и роликобежцы, и фокусники, и эквилибристы, и гимнасты на вертикальных канатах и бамбуке. В программу был включен ряд массовых, театрализованных сцен с пышными декорациями, с использованием светящихся красок, в частности цирковая пантомима «Зеленое озеро». От артистов цирка требуется прежде всего любовь к своему искусству, смелость, ловкость, внутренняя собранность и постоянная тренировка — работа, работа и еще раз работа. Именно эти качества объединяют членов самодеятельного коллектива — от его юных учеников до опытных ветеранов.
А люди здесь собрались разных профессий. В номере «Эквилибристы со стульями» заняты повар Н. Мельничук, портниха Т. Терентьева, электрик А, Шарапов; эквилибрист на столе А. Ерохин — строитель, плотник-отделочник, ученик вечерней школы, а гимнаст на бамбуке В. Леонов — электромонтажник, студент заочного института. Следует отметить, что многие самодеятельные артисты помимо работы на различных предприятиях учатся в вечерних институтах, техникумах, школах. И кого ни спросишь, не мешают ли занятия в кружке учебе, слышишь удивленный ответ: «Что вы! Наоборот, это помогает, чувствуешь себя всегда бодрым, меньше устаешь».
Много души и энергии вкладывает А. Н. Польский в свою работу. Чувство коллективизма, взаимная помощь, отсутствие «премьерства» — вот основа его воспитания. Систематический просмотр новых программ цирка с обязательным обсуждением рецензий на представления — это далеко не полный перечень той работы, которая проводится в коллективе помимо непосредственных занятий. Недавно «Цирку на сцене» Дома культуры «Новатор» присвоено звание народного цирка.
Журнал Советский цирк. Декабрь 1964 г.
оставить комментарий