Три кита
Молодежный коллектив, о котором рассказывается в этой статье, недавно показал свое тысячное представление. Молодые артисты успешно выступали в Москве и многих других городах страны.
Неоднократно они представляли советское цирковое искусство за рубежом. Коллектив был участником VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. На Всесоюзном смотре новых произведений циркового искусства-он получил звание дипломанта.
В нынешнем году наш Молодежный коллектив отметит свой маленький юбилей — пятилетие. Это — уже некоторый опыт, это — вступление в зрелость. Сегодня о коллективе можно говорить, как о сложившемся организме. Нам приятно сознавать, что у нас появились последователи — новые молодые коллективы. Нам полезно помнить о них: ведь это будоражит творческую мысль, рождает страстное желание всегда быть впереди в этом неминуемом, рожденном самой жизнью соревновании. Мы понимаем, что уже в названиях «Юность», «Латвийский молодежный коллектив», «Веселая арена» таится вызов нам. И мы с радостью его принимаем. Сегодня, как никогда, активны все творческие силы нашего коллектива. И, вступая в зрелость, с радостью наблюдая за успехами наших «соперников», просто необходимо начать разговор о том, что мешает ныне коллективному творчеству в цирке.
Мешает многое. Но, отбросив все мелкие и средние заботы, остановимся на главном. Поговорим о трех китах, на которых, по нашему мнению, должен стоять цирковой коллектив.
Кит первый
Коллектив сформирован, у него есть своя программа, свое имя. Значит ли это, что состав его стабилен, а программа постоянна, что можно строить общие творческие планы, заглядывая далеко вперед? К сожалению, нет! Дело в том, что коллектив буквально рвут на части в течение всей его жизни. Причем, всегда этому находится оправдание: где-то срочно надо заткнуть брешь. У нас чаще других забирают номер Луиджи Бе-зано с дрессированными медведями— номер аттракционного плана, в коллективе необходимый. Бывали вещи удивительные. Наших «родных» дрессированных медвевей отправляли в Индию, а в это же время на Кубу и в Мексику с нами ехали другие дрессированные медведи, чужие. Но самое поразительное случилось в Омске. Был тот редкий идеальный случай, когда мы открывали новый зимний сезон в полном составе, своей программой, и даже Луиджи Безано был с нами. Работали с увлечением, с подъемом и с радостью читали каждый день над кассой: «Все билеты проданы».
И вдруг в самый разгар гастролей получаем распоряжение из главка: «Отправить Безано в Душанбе». Распоряжение категорическое, не допускающее возражений. Мы все-таки пытаемся возражать, но нам отвечают, что другого выхода нет. На нет, как говорится, суда нет: заказываем вагоны на Душанбе. Но через день получаем новое предписание: «Отправить Безано в Магнитогорск». Оказывается, в Душанбе выход все же нашли, но теперь надо спасать положение в коллективе «Веселая арена», и для этой цели опять-таки пригоден только Безано. А у Безано в это время случается несчастье: медведь сильно поранил служительницу, и номер шел только благодаря коллективной помощи товарищей. Однако ни наши просьбы, ни возражения, ни акт о несчастном случае во внимание не принимаются. Люди недоумевают. Им непонятна упрямая настойчивость работников отдела формирования, непонятна беспомощность коллектива, который не в силах изменить ход событий. Настроение прескверное. Создается унизительная ситуация: мы не вправе отстоять своего товарища, сохранить свое представление.
Допустим на минуту, что у работников главка действительно не было другого выхода. Почему же не обратиться к нам с такой примерно просьбой; «В художественный совет Молодежного коллектива. Необходимо срочно спасти критическое положение в новом молодом коллективе «Веселая арена». Нужна ваша помощь. Просим временно дать на подкрепление номер Безано»? Смысл тот же, но как все сразу меняется! Разумеется, мы никогда не отказали бы в помощи нашему младшему собрату. Но в такой просьбе мы почувствовали бы уважение к коллективу, к его художественному совету, к его людям. А ведь доброе уважительное отношение к нашей работе, к нашему творчеству — это воздух, без которого коллективы жить не могут.
Кит второй
В IV квартале каждого года я, по требованию художественного отдела главка, подаю план работы на будущий год. На этом, по существу, заканчивается вся забота отдела о планомерном творческом развитии коллектива. План этот не обсуждается, не утверждается, материально не подкрепляется. А потому ни разу за четыре года при подаче нового плана у меня не потребовали сколько-нибудь серьезного отчета о выполнении старого. Да и как требовать?! Средства на необходимые расходы никогда не определяются заранее, за сроки выполнения заказов никто не отвечает. Все это порождает общую безответственность. Кому это выгодно? Только не коллективу. Ведь есть у нас интересные перспективные планы, но их реализация при существующем положении зависит нередко от случайных причин и обстоятельств, предусмотреть которые удается далеко не всегда.
Приведу только один пример. В нашем коллективе была запланирована и даже утверждена на режиссерской коллегии Союзгосцирка подготовка трех новых конных номеров. Мы рассчитывали, что сумеем создать их, используя опыт нашего жонглера на лошади, в прошлом первоклассного жокея, В. Теплова. Такая творческая перспектива — большая честь для молодого артиста. Но так случилось, что В. Теплов оказался на месяц вне коллектива. У него появились новые планы, и он пренебрег интересами коллектива, отказался от работы, которую недавно отстаивал.
Художественный отдел не нашел ничего лучшего, как вывести В. Теплова из коллектива и отправить его в гастрольную поездку, даже не предупредив нас об этом, не спросив нашего совета, нашей рекомендации. Нас, как говорится, поставили перед фактом, и мы должны теперь думать над тем, как спасти и осуществить хотя бы часть задуманного. Нет, творчество и стихийность не могут жить рядом. Любой коллектив всегда должен знать, к чему он идет, какие у него возможности, какие творческие дела ждут его впереди. Мы мечтаем сегодня о романтическом представлении «Ровесникам века», о клоунском иллюзионном ревю «Мы работаем волшебниками», о детском спектакле «Папа, я хочу быть клоуном». И мы должны быть уверены в реальности своих замыслов, в том, что никакие случайности не могут помешать их осуществлению. Это вера, без которой тоже нельзя жить.
И, наконец, кит третий
Веками складывалась психология циркового артиста. Она строилась на специфических особенностях его творчества. Мой номер! — это всегда было основой основ жизни артиста цирка. Вольно или невольно, но он внутренне становился маленьким феодалом в своей вотчине. Эту феодальную психологию сегодня пытаются ломать коллективы. Они несут в цирк новый дух — ощущение спектакля, где артист как бы выходит за рамки своего номера, где стирается понятие «мой номер» и рождается понятие «наше представление». Само слово «коллектив» исключает премьерство. Цирковой коллектив сегодня — это борьба за будущее нашего цирка.
Ну а как живут сами коллективы? Странно, но они похожи нередко на ту же феодальную вотчину, только немного покрупнее. Люди заперты в маленький обособленный мирок. Пусть они во многом преодолели личное, «мое», пусть стали жить интересами коллектива, увлеклись ими, но разве этого достаточно, чтобы плодотворно работать, смело экспериментировать, настойчиво искать и находить новое, оригинальное? По моему глубокому убеждению, нельзя жить полнокровной творческой жизнью, не зная, что происходит в других коллективах, как развивается наше цирковое искусство, по каким путям и дорогам идет оно.
Три новых молодежных коллектива созданы за последнее время. Какие они? Что их роднит с нами? Общность в названиях или нечто большее? Что они стремятся утвердить своим существованием? Идут ли они по старым, проторенным тропинкам или избрали свой путь? А может быть, наше совместное существование — это уже творческий спор?! Обо всем этом мы ровно ничего не знаем. Изолированность, удивительная для нашего времени, почти герметическая. Ведь даже меняя предыдущую программу в том или ином городе, мы ее не видим, а ее участники не видят нас. Им надо успеть к открытию в другой город, а мы должны приехать не раньше, чем дирекция сможет нас принять. Поэтому мы успеваем увидеть только погрузку.
И снова приходят на память невеселые примеры. В 1963 году состоялся Всесоюзный смотр достижений советского цирка. В результате выявились лучшие номера и коллективы. Не знаю, что видели другие товарищи из этого лучшего, но мы — почти ничего, за малым исключением. А это значит, что мы до сих пор (прошло два года!) фактически не знаем результатов смотра, вернее,»знаем о них только по приказам министра и управляющего, то есть по бумагам. Вот у нас, к примеру, есть очень хороший, на мой взгляд, номер «эквилибристы на шестах» под руководством Л. Костюка, получившего звание дипломанта смотра. Но ведь в этом жанре были и лауреаты. Что сделали они для развития своего жанра, какими достижениями завоевали это высокое звание. На глазах у нас темная повязка.
Почему-то во мне сидит глубокая уверенность в том, что даже члены большой смотровой комиссии (а ведь и я была в их числе) не видели в полном объеме все то лучшее, что выявил смотр. Так для чего же и для кого он устраивался? И можно ли идти к новому смотру, не зная, какие жанры у нас отстают, а в каких есть выдающиеся успехи. Как бы могла, кстати, помочь здесь обычная кинопленка, такая доступная и простая в наши дни. Не торжественная кинолента, рассказывающая о достижениях советского цирка миллионам зрителей, а рабочая, будничная, для нас с вами. Короче говоря, необходима исчерпывающая информация о нашей творческой жизни, между островками-коллективами нужны соединительные мосты. В своей статье я, разумеется, коснулась далеко не всех проблем и трудностей, которые стоят сегодня перед цирковыми коллективами. Но я глубоко убеждена, что начать этот разговор насущно необходимо. И мне хотелось бы, чтобы этот разговор был продолжен на страницах нашего журнала. Как вы живете, цирковые коллективы, какие у вас заботы?
Мариэтта РУДИНА, художественный руководитель Молодежного коллектива
Журнал Советский цирк. Март 1966 г.
оставить комментарий