Три шага ансамбля Эдиты Пьехи - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Три шага ансамбля Эдиты Пьехи

 

Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба»

Девушка из деревни Юрьино шлет письмо в Ленин­град  Эдите Станиславовне Пьехе. Она благодарит лю­бимую артистку и коллек­тив ансамбля «Дружба» за песни, которые слушала по радио и с экра­на телевизора.

Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба»

Девушка пишет, что все ее одноклассники  решили после окончания школы поехать в тайгу, построить город и назвать его «Песня», а центральной улице дать имя Эдиты Пьехи. «Приезжайте в наш город,  — зовет девушка, — мы пре­поднесем  вам таежные цветы». Пусть наивна эта светлая мечта. Главное, что ее пробудили у моло­дежи простые и проникновенные ме­лодии хорошей доброй песни. И эта романтика обязательно воплотится в других юношеских порывах.

Ансамбль «Дружба» молод. Он существует всего 10 лет, но за эти годы прошел не одну стадию есте­ственного развития: детство, юность и вступил в зрелость. Детство ан­самбля продолжалось три года, ког­да коллектив не был еще профес­сиональным. Александр Броневицкий — выпускник композиторского отделения Ленинградской консерва­тории задумал создать вокально-ин­струментальный ансамбль студентов. Солисткой стала польская студентка философского факультета Ленин­градского университета Эдита Пьеха. У новаторов не было опыта — ан­самбль такого типа создавался в стране впервые. Но зато были моло­дость, талант и любовь к песне, эстрадные возможности которой они считали раскрытыми не до конца. Руководитель ансамбля попытался дать широко известным песням ори­гинальное толкование и звучание. Большинство их было заново гармо­низовано, одно- и двухголосное му­зыкальное оформление заменено многоцветной полифонией.

Новые возможности открыло со­четание женского и восьми аккомпанирующих мужских голосов. Бла­годаря этому многие «запетые» песни вдруг прозвучали необычно. Но ансамбль «Дружба-1» еще не был лишен недостатков. Очень своеоб­разный, низкий и глуховатый голос солистки звучал несколько одно­тонно, в одном регистре. Ансамбль не обладал сценическим мастерст­вом. Однако все окупалось све­жестью каждой исполненной песни. И на VI Всемирном фестивале моло­дежи и студентов в Москве Ленин­градский ансамбль «Дружба» полу­чил золотую медаль. С этого времени начался «юношеский» период его жизни. Самодеятельные вокалисты, закончив консерваторию, разъеха­лись работать по специальности. Вместо них Броневицкий пригласил новых певцов, готовя их уже к про­фессиональным выступлениям. Так возник второй состав ансамбля — «Дружба-2».

Теперь в ансамбле появилось уже два певца, имеющих вокальное образование.   Ярко   одаренная   от   природы Пьеха неустанными занятиями добилась того, что голос ее стал более гибким, с «просветленным» звучанием, нюансировка — тоньше. В ансамбле начали проводиться пер­вые опыты по «театрализации» песен. Броневицкий овладел новой специальностью — режиссурой. Руководитель ансамбля стремился к всестороннему раскрытию эмоционального содержания песни, доби­ваясь, чтобы художественный образ, выраженный в музыке и словах, обо­гащался изобразительными средства­ми. Подлинное завершение эти экс­перименты получили уже в третьем составе ансамбля — «Дружба-3». Сформировался он в марте прошло­го года. Ансамбль «Дружба-3» подлинно интернационален. Его интернациона­лизм выражает все лучшее, что есть в песенном творчестве народов. «Дружба-3» —это творческий кол­лектив, состоящий из вокалистов разных национальностей, который содержанием и исполнением песен пропагандирует идею дружбы наро­дов.

Таков первый вывод из последней программы ансамбля. Первый, но не единственный. «Дружба» поет о молодости, о солидарности людей, об их высоком созидательном порыве. «Дружба» — ансамбль романтиков. Все, что вол­нует и влечет советскую молодежь — дальние дороги, освоение новых зе­мель, покорение космоса, — все эти темы не формально отражены в ре­пертуаре ансамбля, а составляют его гражданский пафос, живую творческую душу. Такие песни, как «Не­поседы», «Голубые города», «Я под­нимаю паруса», «Песня друзей», «Дублеры», «Я шагаю по Москве», и в особенности проникнутая высокой поэзией труда песня  А. Пахмутовой «ЛЭП-500», звучат  в исполнении ан­самбля великолепно.

Солистка ансамбля Эдита ПьехаСолистка ансамбля Эдита Пьеха

В емкое слово «Дружба» ан­самбль под руководством Броневицкого вкладывает помимо понятия интернационализма и человеческой солидарности еще один весьма су­щественный смысл. «Дружба» пред­ставляет собой творческий коллек­тив, стремящийся к дружескому единению всех искусств — слова, му­зыки, света, цвета и сценического действия. Это настоящий «Театр пес­ни», где песня не просто поется, а исполняется и разыгрывается с при­менением всех возможных средств художественного воздействия на зри­телей. В области «театрализации» песни коллектив ансамбля достиг уже очень многого. Все вокалисты ансамбля не толь­ко превосходные певцы, но и талант­ливые актеры, живущие в песне, в ее настроении, в ее ритме. Где нужно, они дополняют музыкальный рису­нок рисунком пластическим, скупой, но выразительной мизансценой по­могают раскрыть музыкальное и сло­весное содержание песни, ритмиче­ским движением подчеркивают ее музыкальный облик.

Ансамбль выступает на фоне протянутого по ширине сцены полот­нища чуть выше человеческого ро­ста. Это нехитрое оформление. Но как оно позволяет варьировать эф­фекты! Вот начинается первая пес­ня — «Непоседы», и по экрану, до того спокойному и нейтрально-белому, проходит рябь тонких фиолето­вых складок, по которым непрерыв­но скользят световые блики. Созда­ется полная иллюзия то падающего хлопьями снега, то льющегося потоками дождя. А в «Песне друзей» экран переливается широкими зелеными волнами, будто от порывисто­го ветра колышется тайга. В лирической песне «Облака» экран ока­зывается над головой певицы, и, когда она поет, вверху медленно проплывают легкие, как дым, об­лака. В большинстве номеров элемен­ты театрализации вводятся очень тонко и осторожно, помогая рас­крыть музыкальный образ, но не подменяя его. И, как правило, имен­но там, где мизансцена скупа и ла­конична, она наиболее эмоциональ­на. Глубоко врезаются в память силуэты людей, тянущих через тайгу провод «ЛЭП-500», не менее выра­зительны непрерывное движение пешеходов в песне «Я шагаю по Мос­кве» и статическая скульптурность поющего трио в проникновенной песне неизвестного американского композитора «Город детства».

И тем досаднее, когда элемент театрализации начинает переходить магическое «чуть-чуть», обнажая гру­бость приема или натурализм. Например, пробег полуголых парней в веселой песне Броневицкого «Нев­ские моржи». Само слово «ансамбль» подразу­мевает понятие коллектива. И дей­ствительно, ансамбль «Дружба-3» — это спаянный коллектив, где каждый артист при всей своей индивидуаль­ности (как тут не вспомнить Миро­слава Фикташа, Богдана Вивчаровского, Тойво Соостера и Анатолия Королева!) действует в тесном кон­такте с партнерами, каждый допол­няет и оттеняет другого. В этом ан­самбле нет даже конферансье, ве­дущего программу. Да в общем-то он и не нужен тут для «поддержки» артиста, выступающего в коллективе. К этому выводу приходишь, когда смотришь включенные в программу «для разнообразия» самостоятельные номера. Если мимические этю­ды Бориса Агешина сродни панто­мимным мизансценам песен и удачно включаются в некоторые вокальные номера («Рыба-кит» и другие), то танцевальная пара выглядит в програм­ме инородным телом. Молдавский танец — обыкновенный, довольно посредственный концертный номер, механически втиснутый в спектакль.

Итак, ансамбль «Дружба-3» — еди­ный творческий коллектив. Но есть у него и «лидеры».

Солистка ансамбля Эдита Пьеха — певица «не для всех». У нее есть свои горячие приверженцы и непримири­мые антагонисты. И это не удиви­тельно. Пьеха — певица специфиче­ски эстрадная. А эстрадное пение уже само по себе вызывает подчас ус­мешку у ревнителей классического вокала. Но сказать о Пьехе только, что она эстрадная певица, — значит сказать очень мало. Она «микрофон­ная певица», как пренебрежительно иногда говорят о вокалистах этого типа. Да, Пьеха, как и все солисты ансамбля, поет в микрофон, смело используя возможности техники. Плохо ли это? В классическом пении было бы плохо. В современном эс­традном пении, когда радио и теле­видение прочно вошли в быт, было бы неразумно пренебрегать техни­кой. Голос Пьехи достаточно силен, чтобы звучать и без микрофона. Но голос у нее своеобразен, как и ма­нера пения. Певица не просто поет, она задушевно беседует со слуша­телями, рассказывает им о самых глубоких и интимных переживаниях. При такой манере важнее не широ­кая распевная кантилена, а полуто­на, иногда шепот или переход почти в мелодекламацию. Микрофон как бы приближает певицу к слушателю, избавляет ее от необходимости фор­сировать звук, доносит до последне­го ряда тончайшие нюансы, интона­ции, мгновенную смену «настроения». Микрофон предоставляет и еще од­ну возможность: помогает в процес­се пения менять звуковые планы и тембры, что обогащает творческую палитру.

Вторая особенность Пьехи — она певица лирическая. И индивидуаль­ность ее манеры исполнения не в том, что ей доступна сфера интим­ных, глубоко личных переживаний человека, а в том, что каждую из песен она поет не столько от лица сценического персонажа, сколько от самой себя — певицы и женщины. Это, может быть, несколько сужает репертуарные возможности Пьехи, зато придает ее пению удивитель­ную душевность, проникновенность, а порой сильный и искренний дра­матизм. И, наконец, третья особенность Пьехи — она певица-артистка. Ее ми­мика выразительна, в глазах ее и в улыбке отражаются и печаль, и ра­дость, и лукавый смех. Певица под­вижна, микрофон не связывает ее, но воспринимается в ее руках как нечто совершенно естественное, не мешающее, а способствующее соз­данию   художественного   образа.

Все эти особенности артистки, придающие неповторимую индиви­дуальность ее таланту, не только принесли ей успех и популярность у советских зрителей, но и полное признание больших знатоков эстрад­ного пения за рубежом и, в частно­сти, слушателей, которым удалось попасть в прославленный француз­ский зал «Олимпия», где в этом году в составе Московского мюзик-холла Пьеха выступила в 47 концертах. Если нельзя себе представить ан­самбль «Дружба-3» без Эдиты Пье­хи, то еще труднее вообразить его без Александра Броневицкого — его основателя и бессменного, во всех составах, музыкального руководите­ля, режиссера и композитора. Все, что уже говорилось об истории ан­самбля, об его музыкальных и сце­нических достоинствах, — это рассказ и о Броневицком, и, может быть, больше всего о нем. Поэтому остает­ся только добавить несколько слов о композиторском таланте руково­дителя «Дружбы».
Ансамбль «Дружба»Ансамбль «Дружба»

В первых двух составах ансамбля Александр Броневицкий выступал главным образом как аранжиров­щик. Надо сказать, что делал он это в высшей степени талантливо — да­же широко известные песни начина­ли звучать свежо, приобретали но­вую эмоциональную выразитель­ность. Аранжируя народные песни, Броневицкий бережно сохранял их национальный колорит, в то же вре­мя придавая им современное звуча­ние. В «Дружбе-3» Броневицкий высту­пил уже как самостоятельный ком­позитор. В последней программе ему принадлежат песни: «Невские моржи», «Облака», «Мама». В первой из этих песен Броневицкий показал себя композитором, склонным к ост­рым ритмам, музыке жизнерадост­ной и бодрой. Во второй и третьей — проявился его мелодический дар, способность к музыкальной переда­че драматических переживаний. Но главное достоинство всех песен Бро­невицкого — это точное раскрытие исполнительских возможностей все­го ансамбля и певца, которому предназначается сольная партия в той или   иной песне.

В напутствие хочется пожелать ансамблю, чтобы его друзьями стали новые композиторы и поэты. Уже сейчас видно, какой хороший вклад внесли в последнюю программу композитор Александра Пахмутова и поэт Роберт Рождественский. Такие творческие связи надо закрепить, на­до расширять авторский актив ан­самбля. Наконец, следует сказать, что имя ансамбля «Дружба» имеет еще один идейный смысл, Это большая друж­ба творческого коллектива со свои­ми зрителями. За 10 лет существо­вания ансамбль немало поездил и по Советскому Союзу и за рубежом. И всюду у него появлялись новые друзья и почитатели. Александру Броневицкому и Эдите Пьехе почта каждый день приносит письма зрите­лей. Концерты ансамбля проходят с аншлагом, билеты раскупаются за месяц вперед. Песни, исполненные ансамблем «Дружба», тут же под­хватываются и распеваются моло­дежью. Это настоящее признание и большая честь для артистов. Это и наказ: хранить дружбу со зрителем, не почить на лаврах, быть всегда в пути!
 

А. КЛИНЧИН

Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования