Три жизни дрессировщицы Татьяны Великой
Так часто бывает в цирке: молодые артисты начинают свою карьеру с так называемых физкультурно-акробатических жанров. Это акробаты, гимнасты, наездники. Проходят годы, человек остается в цирке, но уже в совершенно другом качестве. Именно это и произошло с директором тульского «Театра зверей» артисткой Татьяной Великой.
Его Величество случай.
Таню, шестнадцатилетнюю студенту физкультурного техникума и кандидата в мастера спорта, заманила в цирк сестра.
- Ну, пойдем, интересно же попробовать, – сказала она, и Татьяна согласилась.
В те далекие шестидесятые годы двадцатого века брать в цирк людей из спорта было обычным делом. С одной стороны это происходило от острой нужды в молодых талантах. На территории всего огромного Советского Союза было всего два цирковых училища – в Москве и Киеве. А цирк, как искусство, развивался стремительно и создавал удивительные и доселе невиданные жанры. Туляки старшего поколения знают это не понаслышке, потому что именно в нашем городе зрители впервые увидели «Цирк на льду». И не просто увидели, а принимали непосредственное участие в его создании. Это было шоу, которое впоследствии по-настоящему потрясло весь мир.
Таню взяли в цирк танцовщицей балета, а дальше пошло-поехало. Способный человек и в новой, незнакомой для себя среде найдет свое место и свои перспективы. Танцовщица балета, гимнастка на обручах, работа в конном номере.
Почти десять лет прошло, пока был сделан главный и окончательный выбор. Татьяна давно хотела сделать свой номер с животными, а счастливый случай караулит только достойных.
«Беловежская пуща»
Я не зря вспоминаю о бесконечном новаторстве и поисках новых форм, которые были нормой жизни советского цирка в те годы. Одной из таких идей в середине семидесятых годов стало создание цирковых национальных коллективов. У нас же царила дружба народов, и возникла идея, что каждую республику должен представлять свой цирковой коллектив. Так возникли Украинский, Молдавский, Грузинский цирки. Это были не просто сборные представления, а полноценные спектакли, пронизанные духом национального колорита: шились специальные костюмы, писалась музыка, с артистами работали лучшие режиссеры и балетмейстеры. Это был большой и дорогостоящий проект.
Можно было бы сказать, что все это делалось под лозунгом: каждой республике – по своему цирку. Но мы и здесь пошли впереди планеты всей. В СССР был создан даже Цыганский цирк, в который пришли работать артисты из самых талантливых и известных в творческих кругах цыганских семей.
Татьяна получила приглашение в Белорусский коллектив. Аттракцион, который ей предложили сделать, должен был называться «Беловежская пуща». В цирке этот жанр дрессуры называется – смешанная группа животных. Аттракцион под руководством Татьяны должен был показать зрителям разнообразие и красоту зверей, населявших белорусский заповедник. Кабаны, лисы, волки и даже знаменитые огромные зубры.
О таланте и не только.
- Нет животных талантливых и бездарных, - говорит Татьяна Великая. – Просто каждому нужно внимание и свой подход. И любовь, конечно же, любовь. Работать с животными и не любить их – это заведомый провал.
Зверушек берут в цирк с младенчества, иногда даже кормят из соски, подращивают, приучают к людям и запахам, несвойственным среде их обитания. Их воспитывают, как детишек: общаются с ними, играют и попутно смотрят, кто на что способен.
- Некоторые люди говорят, что не ходят в цирк, потому что не могут видеть, как в цирке мучают зверей.
- Скажи еще, что истязают, бьют и так далее, - смеется Татьяна. – Ты же знаешь, что все это не так.
Я знаю.
- Ну, о каком битье может идти речь, когда именно в российском цирке дедушкой Дуровым был разработан гуманный метод дрессировки, описанный во всех учебниках? Еще до революции, в конце девятнадцатого века. Это наш, русский метод воспитания животных! Только любовь, внимание и прикорм. Бить животное – воспитывать из него врага. А с врагом можно только воевать и ждать нападения со спины. Работать с ним в манеже и быть полноценными партнерами невозможно. Я лично заинтересована в том, чтобы животные доверяли мне, чтобы мы понимали друг друга.
Со своим аттракционом «Беловежская пуща» Татьяна Великая объездила всю страну и еще половину мира. Но в конце восьмидесятых в стране и в искусстве наступили сложные времена. Руководство цирками решило, что содержать густонаселенный животными аттракцион нерентабельно и надо его расформировать. Тогда в силу внезапно свалившейся на всех нас нищеты, мы все стали жить по минимуму.
- Что хотите, то с вашими животными и делайте, - сказали Татьяне Великой.
Татьяна встала перед жестоким выбором.
Вот кажется, что времена меняются, и мы должны меняться вместе с ними. И сегодняшнее, относительно стабильное время, должно диктовать какие-то иные условия жизни, нежели те, что сложились в начале 90-х годов прошлого века.
Но и сегодня ту же драму, которую пережила Татьяна Анатольевна Великая со своим аттракционом «Беловежская пуща» переживает в Брянске и Марица Михайловна Запашная, которая со слезами на глазах просит хотя бы какой-то помощи своим животным.
Страшная дилемма для любого дрессировщика. Номер расформировывают и куда девать животных? Тем более, в номерах масштабных, в аттракционах со смешанными группами?
Хорошая формулировка – куда хотите. Куда именно? Тигра, волка или бизона – в школьный «живой уголок»? Их же – в квартиру? Хорошо, если найдется преемник, когда номер можно передать или продать. А когда положение безвыходное, такое, в котором оказалась сейчас Марица Запашная?
«Факел» надежды
Но нет безвыходных положений для тех, кто ищет выход. Тульский центральный парк культуры и отдыха приютил на своей территории всю «Беловежскую пущу». Обнесенный каменным забором и неработающий уже тогда летний кинотеатр «Факел» стал новым местом обитания зверей и их бессменной «мамки». Очень быстро слух пошел по городу, и туляки с детьми потянулись в импровизированный зоопарк. На территории кинотеатра сохранилась небольшая эстрада, и по выходным театр зверей показывал небольшие представления. Нашлись и добровольные помощники по уходу за животными: подростки, мечтающие о работе в цирке, которым Татьяна давала первые уроки дрессуры по методу дедушки Дурова. Одна из девчонок, ходившая тогда к Великой, теперь известная артистка цирка Екатерина Коренькова – единственная в России дрессировщица волков.
Когда пару раз в году Екатерина бывает в Туле, потому что она, как и все цирковые, постоянно находится на гастролях, она непременно навещает «учительницу первую свою», и для Татьяны это - особый повод для гордости.
Была тогда идея на базе «Факела» создать настоящий зоопарк для города. Но в силу обстоятельств – жизни во времена перемен, нищеты, разброда и шатания во всем, - осталась эта идея нереализованной. А о маленьком живом уголке с цирковыми представлениями в «Факеле» туляки помнят и по сей день.
Год Петуха – это год семейный
Однажды пришлось перелистнуть и закрыть и эту страницу в биографии дрессировщицы Татьяны Великой. Думаете, она отчаялась и рассталась со своей профессией и питомцами? Да никогда. Вот не зря у нее такая говорящая фамилия. Умеет она оказаться выше ситуации, выше всяких перипетий судьбы. Татьяна купила частный дом с небольшим подворьем, перевезла туда всех своих зверей и зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя.
У Татьяны Великой – все, как всегда. Дома – Ноев ковчег, и кого тут только нет! Обезьянка, тигровый питон, чернобурая лисичка, экзотический африканский ежик-альбинос, петухи, фазаны, собаки, кошки, крысы, морские свинки. Она продолжает жить со своими животными и воспитывать их, учить их разным трюками. Но она теперь руководитель всего хозяйства и тренер-репетитор. Потому что перед публикой с животными выступают теперь сын Татьяны Василий с женой Олесей. Их площадки – это детские сады, лагеря отдыха, корпоративные вечеринки. Вот и сейчас идут праздничные дни, а значит, работа есть.
- У тебя среди «артистов» есть петухи. Наступает их год. Что скажешь про них, как дрессировщица?
- Петух – птица талантливая и общительная. Находить с ними общий язык довольно просто. Но главное – очень семейная птичка. Петух настоящий вожак своей стаи, обихаживает и защищает своих кур. Знаешь, сам никогда зернышка не склюет, пока не убедится, что все курочки сыты. Смех сказать, но нашим мужикам есть, чему у петухов поучиться….
Татьяна МАРИНИЧЕВА
На снимке Михаила КУДРЯШОВА:
руководитель «Театра зверей» Татьяна ВЕЛИКАЯ
оставить комментарий