Тройной баланс - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Тройной баланс

Саша Кобзев руководитель номера «Эквилибристы на першах и вольно – стоящей лестницей с тройным балансом». 

Теперь  давайте  разберёмся,  что  это  такое.  На  манеже  два  крепких  атлета,  они  держат  на  плече  горизонтальный  перш.  На  этот  перш  ставят  вертикально  лестницу  и  берут  её  под  баланс,  так  как  самостоятельно  по  законам  физики  она  стоять  не  может.  Нижняя  её  часть  соприкасаясь  с  горизонтальной  опорой  имеет  небольшую  выемку  по  радиусу  перша.  Это  сделано  для  того  чтобы  лестница  случайно  не  соскочила  и  не  развалила  строящую  конструкцию.

«Тройным  балансом « - фигура,  состоящая  из  людей  и  металла , называется  так  потому,  что  вся  эта  конструкция  подвижна,  во  всех  трёх  степенях  свободы.  Если  колосок  пшеницы  не  ломается  на  ветру,  то  только  потому,  что  его  тонкая  опора – стебелёк  через  определённые  промежутки  длины,  имеет  узлы  жёсткости.  Это  особенно  хорошо  видно  на  таком  растении  как  бамбук.  Давайте  распилим  его  на  три  части  и,  соединив  срезы,  установим  их  в  вертикальном  положении.

Ничего  не  выйдет,  нет  бокового  упора.  Нет  упора -  нет  и  конструкции.  Какая  в  том  логика ?  В  чём  целесообразность  того,  что  будут  делать  эти  артисты ?  Для  чего  всё  это ?  Это  что  вызов  природе?  Если  так,  то  зачем?

В  этом  алогизме  его  сущность,  Его  вызов  тому,  чему  не  подвластна  даже  сама  природа.  Так  сделать  нельзя,  но  циркач  делает.  Для  чего  он  это  делает ?  Вот  вопрос  вопросов….

В  разнообразии  пластической  выразительности  может  и  есть  вся  суть  человеческого  существования,  способность  при  прочих  равных  условиях,  создавать  качественно  новые  типы  художественной  образности.  Это  тяготение  к  рискованным  положениям,  но  артист   эстетизирует   натуральный  риск.  Делает  его  непостижимо – высочайшим  средством  выразительности.

Согласно  цирковой  терминологии,  у  акробатов  и  эквилибристов  есть;  нижние,  средние,  вторые  средние  и  верхние.  Любая  фигура,  учитывая  законы  физики,  если  она  строиться  в  верх , то  строиться   конусообразно.

                Так  нужно  для  устойчивости.

В  отличии  от  государственного  устройства,  где  вертикаль  власти  принадлежит  тому  кто  на  верху,  в  групповых  номерах  всё  с  точностью  до  наоборот,  тому,  кто  внизу.  В   нашем  деле  это  не  случайно.  Снизу  ошибки  виднее.  Если  пирамида  рушится,  то  её  развал  начинается  снизу.  Если  бы  государственное  устройство  учитывало  природу  циркового  искусства,  и  выстраивала  свою

власть  по  принципу  группового  номера,  то  верхний,  непременно  был  бы  в  тесном  контакте  с  ниже – стоящими  партнёрами.  От  них  зависит  его  жизнь.  Когда  верхний  падает,  нижние,  подставляют  под  него  себя  (потому  как  велика  потеря).  Если  государство  теряет  своего  верхнего, (главное  действующее  лицо),  народ  избавляется  от  тирана,  если   верхнего  теряет цирковой  номер, -  он  теряет  всё.

Подготовить  верхнего  партнёра  несоизмеримо  сложнее,  чем  подготовить  нижнего,  но  нижние  и  средние  так  же  необходимы,  и  не    менее  ценны,  они  просто  менее  заметны.  Бесценность  их  усилий  состоит  в  том,  что  они  обеспечивают   свободу  верхнего.  Когда  верхний  уверен,  что  в  случае  неудачного  исполнения  трюка  его  спасут,  он  творит  чудеса.

                     Творят  чудеса  и  артисты  Кобзевы.

Сейчас  средний  с  партнершей  на  плечах  поднимется  на  лестницу,  нижние  тут  же  возьмут  его  род  баланс.  Они  постоянно  будут  подводить  уходящую  из  под  него  опору.  Мы  уже  говорили  об  этом.  Баланс – это  опережающее  движение  в  сторону  падения.  Если  мастерство  на  высшем  уровне,  этих  движений  со  стороны  нижних  вы  не  увидите.  Они  будут  стоять  как  две  неподвижные  колонны.  Прижавшись  к  лестнице,  средний  с  партнёршей  на  плечах  начнёт  своё  восхождение  наверх.  Его  движения  должны  быть,  ровными,  мягкими  и  плавными,  они  должны  быть  предсказуемы  для  нижних.

Сложность  заключается  в  том,  что  здесь  уже  двойной  баланс.  Нижние  балансируют  лестницу  с  партнером,  а  тот  берёт  под  баланс  свою  партнёршу.  В  умении  балансировать,  есть  свои  пределы,  их  нужно  чувствовать,  никакие  знания  законов  физики,  тут  не  помогут,  ими  можно  объяснить,  завал  или  падение.  Акробат  чувствует  траекторию  своего  полёта  телом.  Но  весь  парадокс  заключается  в  том,  что  он  этих  законов  не  знает.  Как  не  знают  законов  навигации  птицы,  улетающие  на  зимовку  в  другие  страны.  Но  вот  какая  странность – не  ошибаются.  Так  и  тело  акробата  в  своих  ощущениях,  когда  он  находится  в  без  опорном  состоянии,  каким  то  необъяснимым  образом,  вырабатывает  абсолютно , правильные  направления.  Это  результат  постоянных,  длительных,  каждодневных  репетиций.

Поднявшись  вверх  по  лестнице,  эквилибрист  оставляет  для  себя,   одну  горизонтальную  перемычку,  перешагивает  через  неё,  и  берёт  её  в  ножницы  для  зажима.  Теперь  ему  подадут  перш.

С  помощью  партнёрши  стоящей  у  него  на  плечах,  он  ставит  его  себе  на  лоб.  Теперь  по  нему  полезет  партнёрша  и  выходом  в  стойку  на  руках,  будет  венчать  всю   пирамиду,  собранную  из  людей  и  металла.

В  этой  конструкции  нет  узлов  жёсткости,  одни  шарниры.   Это  и  есть « тройной  баланс».  Кто  его  придумал,  зачем  всё  это ? – спрашиваю  я  Татьяну.

Ведь  перед  каждым  выходом  на  арену,  щекочет  под  ложечкой,  потеют  ладони  рук,  пересыхает  горло.  Хочется  всеми  силами  избавиться  от  этого  состояния,  но  нет  никакой  возможности  сделать  это.

Лихорадка  пройдёт,  конечно,  пройдёт,  но  после  того,  как  раскроется  занавес.

А  сейчас  лёгкий  холодок  внутри,  хочется  до  конца  расслабиться,  не  хочется  ни  кого  видеть,  ни  о  чём  думать,  о  работе  тем  более.  Никто  из  партнёров  ничего  не  говорит,  важно  не  расплескать  внутренний  настрой  на  работу.

Пока  не  вступит  в  дело  оркестр,  всё  будет  не  так  как  надо,  кто - то  будет  поправлять  костюм,  кто - то  причёску,  будто  только  от  этого  и  зависит  успех.  Хотя  каждый  день  выходишь  на  манеж  и  всё  равно  - волнение.

 - А  ты  волнуешься ? – спрашивает  она  меня.  Обратив  внимание   на  то,  как  я  пристально  за  ней  наблюдаю.

 - Ты  знаешь,  если  я  скажу  правду,  кому  то  из  артистов,  это  не  совсем  понравиться.  Я  не  рисуюсь,  я  много  тренировал  себя,  чтобы  не  сжигать  себя  перед  занавесом.

 - Как  тебе  это  удалось ?

 - Я  много  думал  о  природе  волнения….

 - Ты,  знаешь,   что  это  такое ?...

 - Возможно,  мне  только  кажется,  что  знаю,  у  нас  в  искусстве  нет  научного  подхода  к  этой  проблеме,  но  я  скажу  тебе    следующее : волнение – состояние  неизвестности  перед  каким  либо  действием,  это  неразумная  растрата  накопленной  психологической  устойчивости  до  момента  действия.  Сценическая  деятельность  для  многих  артистов  не  является  привычной,  потому  что  она  не  постоянна.  Полное  исключение  волнения  возможно,  при  одном  важном  условии,  если  артист  выходит  на  сценическую  площадку  ежедневно,  а  не  четыре  раза  в  месяц,  как  это  у  солистов  « Большого  театра «.  Вот  они  и  придумали «  волнение «.  Не  знаешь  почему ?

 - Нет…

 - Чтобы  больше  платили.  А  знаешь,  сколько  они  теряют  в  весе  за  один  спектакль?…

 - Никогда  об  этом  не  думала.

 - Вот  и  тут  у  них  приличные  результаты,  кто  три,  кто  четыре,  а  кто  и  все  пять,  создаётся  такое  впечатление,  будто  они  не  в  театре,  а  в  каменоломне  работают.

 - Откуда  ты  всё  это  знаешь ?

 - Интересуюсь  Татьяна.  Я  должен  во  всём  этом  разобраться,  может  потом  когда  ни -будь , создам  свою  теорию.  Ну,  например  « работа  циркача  над  своей  ролью»,  а  если  повезёт,  то  издам  книжонку  своих  наблюдений.  У  меня  злость  на  них  на  всех  этих  аристократов,  такая  злость,  которая  никогда  не  пройдёт.   Скажи,  как  быть  нам  работающим  ежедневно,  вот  сколько  ты  весишь ?

- Сейчас ?

- Ну  да,  в  данный  момент…

- Ой,  мне  даже  неудобно  говорить.

- Говори  Татьяна,  выкладывай  все  свои  секреты.

- Если  честно,  то  тридцать  восемь.

- Вот  видишь,  теперь  скажи,  пожалуйста,  как  с  тридцати  восьми,  за  один  спектакль    похудеть  на  три  кг.  Что  от  тебя  останется  после  третьего  спектакля ?

- Так  как  же  нам  быть ?

- А  не  надо  волноваться,  а  значит  не  надо  и  худеть.  Их  научный  подход  к  творчеству ( если  он  есть  конечно )  нам  не  подходит.

- Легко  сказать…

- Согласен,  волнение , если  оно  усиливает  творческое  состояние,  может  служить  только  гениям.  Но  нас,  скромных  тружеников  манежа  это  не  касается.   Не  изводи  себя,  если  что - то  не  получилось,  не  анализируй  даже.  Просто  забудь.  Ты  должна  знать,  что  совершенного  исполнения  не  бывает,  если  бы  оно  вдруг  случилось,  не  к  чему  было  бы  стремиться.  Вот  тогда , это  была  бы  катастрофа.

- Значит  ты  утверждаешь  что  можно  научиться  не  волноваться ?

- Можно,  только  не  по  учебнику,  существуют  методические  пособия,  они  написаны  теоретиками,  их  никто  не  читает,  они  оторваны  от  жизни.

- Значит  это  ненужная  вещь ?

- Нужная  Татьяна,  нужная,  только  вот,  любое  научное  наблюдение,  имеет  тысячи  разнообразных  оттенков,  в  их  применении  на  практике.  Чтобы  убедить  артиста,  что  волноваться  не  обязательно,  одной  теории  недостаточно..  Учитель  должен  в  совершенстве  владеть  искусством  убеждения,  в  теории  и  на  практике,  только  тогда  ученик  поверит  учителю.  Педагог  должен  быть  образцом.  К  примеру  я  знаю  экзерсис,  но  сам  никогда  танцами  не  занимался,  ты  думаешь  танцоры  поверят  мне ?  Да  они  расколют  меня  на  первом  же  уроке. 

Нельзя  преподавать  того,  чего  ты  не  умеешь  сам.  Ну,  вот,  к  примеру,  нельзя  убедить  человека  не  бояться  высоты,  стоя  на  земле.  Ты  видела,  как  работают  монтажники  на  высоте…  Они  ходят  по  балкам  увереннее,  чем  девчушки  из  гимнастики,  творящие  на  бревне  чудеса,  а  на  простых  поворотах  падают.  Для  устойчивого  положения  человеку  не  нужна  площадь  всего  земного  шара,  достаточно  площади  одной  стопы.  Там  где  требуется  чувство  баланса,  баланс    самое  трудное.  Совершенство  заключается  в  свободе  от  всего  лишнего.  Если  гимнастка  боится  упасть  с  бревна,  она  непременно  упадёт.  Выходя  в  манеж  не  надо  думать,  как  драматический  актёр,  выходя  на  сцену , не  думает  о  тексте,  так  и  ты  не  должна  думать,  получится  трюк  или  нет.

- Я  так  и  делаю,  что  тебя  интересует  ещё.?

- Когда  ты  начала  заниматься  акробатикой ?

- Не  помню,  с  самого  детства,  Потом  через  несколько  лет  стала  чемпионкой  спартакиады  народов  СССР .  Ну  а  потом  цирк.

- А  вот  Александр  не  волнуется,  он  спокоен  и  надёжен  как  « Великая  китайская  стена».

- Он  нижний,  что  ему  волноваться  он  останется  внизу,  это  я  полезу  наверх.

- Ну,  вот  он  и  волнуется  за  тебя.

- За  меня ?... А  чего  за  меня  волноваться,  каждый  волнуется  за  себя.

- Ну  как  же,  ты  его  жена….

- Сейчас  партнёрша,  это  я  дома  жена,  а  на  работе – эквилибристка.  Ну,  всё,  сейчас  мы.  Оркестр  вступил,  занавес  открылся.

- Удачи  вам-  и  я  остался  за  кулисами.

Я  никогда  не  смотрю  своих  коллег  из  зрительного  зала,  я  не  устраиваю  им  просмотра.  Я  смотрю  на  них  всегда    из-  за  кулис,  с  сочувствием.  С  внутренним  напряжением  души,  и  даже  с  болью  в  сердце.  Я  знаю, что  им  стоит  эта  лёгкость  и  свобода  действий.


Из книги Паяцы Владимира Фалина

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования