Труд, зарплата. Техника безопасности.
В статье 40 Конституции СССР говорится: «Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных, потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием сети профессиональной ориентации и трудоустройства». (Конституция СССР, 1977 г., с. 40).
На всех участках коммунистического строительства советские люди трудятся с полной отдачей, с творческой энергией, проявляя чудеса героизма, ибо они уверены в завтрашнем дне. Они хорошо знают, что дело охраны их труда и здоровья — предмет постоянной заботы партии и правительства.
Известный артист советского цирка, первым полечивший почетное звание народного артиста СССР, Владимир Григорьевич Дуров, вспоминая своего знаменитого деда, писал о глубокой скорби и обиде, с какой говорил А. Л. Дуров о труде артистов дореволюционного цирка, о их бесправии, унижениях, оскорблениях, которые на себе испытывал «циркач», как говорили в то время об артисте цирка.
А ведь сотни русских артистов цирка верно и преданно служили своему народу, неся свое искусство самым широким массам.
«И мы, артисты советского цирка, — пишет В. Г. Дуров в статье. «Служить народу» (сб. «Огни манежа», М., 1961, с. 13), — внуки и правнуки дореволюционных мастеров можем с гордостью сказать, что лишь Великая Октябрьская социалистическая революция и советский строй претворили в жизнь мечты и думы, которыми жили лучшие, передовые мастера старого русского цирка».
Артисты советского цирка любят свою профессию, гордятся ею. Связав себя с цирковым манежем, они его уже никогда не покидают, поэтому и текучести среди артистических кадров не бывает. В самом деле, только при Советской власти артисты цирка перестали быть бродягами без прав, без жилья и без прописки. В их распоряжении цирки-дворцы, в которых предусмотрены особенности нелегкого труда артистов. Почти при всех цирках благоустроенные гостиницы. Артистам ежегодно выделяются бесплатные и с большой скидкой путевки в санатории и дома отдыха, для них выстроена зона отдыха «Арена» на берегу Черного моря в Кабардинке, где более чем в двадцати домиках каждое лето отдыхают работники цирков. Более семисот семей в последнее десятилетие получило квартиры. В нашем государстве существуют документы, регулирующие творческую деятельность работников цирков с учетом специфики их труда. Это положение, об условиях и оплате труда работников цирков; правила техники безопасности, производственной санитарии в цирковых предприятиях; инструкции о поощрениях за результаты производственно-творческой работы; о порядке тарификации творческих работников цирков; квалификационно-должностные характеристики работников цирков; правила внутреннего распорядка для работников цирковых предприятий и др.
«Положение об условиях и оплате труда работников цирков» утверждено 9 декабря 1976 года и издано в 1978 году.
Действие этого Положения распространяется на работников всех цирковых предприятий, входящих в состав Всесоюзного объединения государственных цирков, а также на творческих работников Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров.
В Положении предусматриваются вопросы оформления на временную и постоянную работу и освобождения от работы; организации, нормирования, оплаты и охраны труда, рабочего, времени и времени отдыха; вопросы компенсаций при переездах и временного проживания в местах работы цирков и охраны труда.
Прием па работу может производиться как на постоянную, так и на временную, а также для осуществления отдельных работ. Основанием для увольнения творческих работников является решение государственной тарификационно-квалификационной комиссии Союзгосцирка о профессиональной непригодности.
Работа, которую выполняют участники цирковых программ по своей специальности, квалификации или должности, определяется квалификационно-должностными характеристиками, инструкциями, положениями, правилами.
В целях повышения художественного уровня представления руководство может поручать артистам всех жанров и категорий участие в прологах, тематических представлениях, массовых сценах и клоунадах, кавалькадах без дополнительной оплаты. Артисты всех, жанров третьей категории в случае необходимости должны выполнять в разовом порядке обязанности ассистента в другом номере, не требующем специальных знаний, ассистенты могут быть использованы в качестве ассистентов в других номерах, в подсадках, в униформе, в сопровождении имущества и животных при переездах, в упаковке и распаковке производственного багажа, артисты оркестра могут участвовать в массовых сценах.
Артистам, а также ассистентам, инспекторам манежа установлены нормы выступлении в представлении, а художественно-руководящему персоналу (режиссерам, дирижерам, балетмейстерам, художникам) — нормы постановок. Эти нормы утверждаются Министерством культуры СССР по согласованию с Государственным Комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.
По заключению ВТЭК норма выступлений может быть снижена и оплата произведена за каждое фактическое выступление.
Для работников цирковых предприятий устанавливается шестидневная неделя с продолжительностью рабочего дня не более 7 часов (всего 4,1 час в неделю). Это касается работников с ненормированным рабочим днем (перечень таких работников устанавливается Министерствам культуры СССР по согласованию с ЦК Союза работников культуры).
В рабочее время засчитывается время, затраченное на подготовку представления, участие в репетициях. При выездах на представление коллективов «Цирк на сцене» учитываются перерывы между представлениями в пределах одного вызова на работу, нахождение в пути, дни, затраченные на упаковку, распаковку, погрузку и разгрузку производственного багажа. Все работники цирковых предприятий пользуются еженедельным днем отдыха и ежегодным отпуском.
Работники цирков и коллективов за активное участие в создании цирковых произведений на высоком идейно-художественном уровне и за перевыполнение производственно-финансовых планов премируются в установленном порядке из фонда материального поощрения.
Во время нахождения артистов на репетиционном периоде им устанавливаются следующие репетиционные ставки: артистам высшей категории — максимальный оклад артистов первой категории соответствующего жанра; для остальных артистов — на одну категорию ниже с учетом установленных окладов по данной категории.
Труд артистов и работников обслуживающего персонала, находящихся в постоянных разъездах, оплачивается в соответствии с их квалификацией и установленными окладами. За выступление со вторыми и более номерами в одном представлении артисты получают дополнительное вознаграждение.- От двух до трех разовых ставок выплачивают творческим работникам, выступающим в необычных условиях (дворцы спорта, стадионы) или выполняющим дополнительные обязанности (ведение программы, участие в сборке и разборке цирка-шапито, исполнение центральных ролей в сюжетных представлениях, исполнение обязанностей ассистентов в других номерах и др.). Работники, находящиеся в постоянных разъездах, получают взамен суточных постоянные надбавки дополнительно к установленному окладу 50% за разъездной характер, но не выше 78 рублей в месяц, а также оплачивается проезд из цирка в цирк, от места отдыха до места работы сотрудников и членов их семей. Государство оплачивает не только провоз производственного багажа-реквизита, костюмов, животных и т. д., но и личного багажа работников (по установленным нормам). Артисты получают компенсацию за использование в представлениях собственных костюмов, багажа, животных. Артисты и их помощники (ассистенты, служители по уходу за животными и др.) получают 50% от тарифного оклада за простой не по их вине. Простой по вине цирковых работников и при отказе от предложенной им работы по специальности не оплачивается.
Рабочим и ассистентам номеров за время сопровождения транспорта с оборудованием и животными сверх суточных производится дополнительная оплата: за сопровождение имущества— до двух рублей, за сопровождение животных — до четырех рублей в сутки. Техническим работникам (униформистам, шапитмейстерам и рабочим) за неучтенный труд производится дополнительная оплата в размере от 25 до 50% должностного оклада.
При переводе артистов конвейера высшей категории, получающих разовую ставку в размере 6 или 7 рублей, в коллектив «Цирк на сцене» выплата им заработной платы при норме 20 выступлений в месяц производится из расчета максимального должностного оклада артиста первой категории, а артистам-дрессировщикам зверей высшей категории, получающим разовые ставки до 10 рублей, — из расчета максимального должностного оклада артиста-дрессировщика первой категории. При временном переводе артиста коллектива «Цирк па сцене» в конвейер за ним сохраняется оплата за одно выступление, установленная ему в коллективе «Цирк на сцене», а при переводе на постоянную работу в конвейер он должен пройти перетарификацию на общих основаниях.
Правила техники безопасности и производственной санитарии в цирковых предприятиях, утвержденные 19 сентября 1974 года Министерством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры, предусматривают основные мероприятия по охране труда и технике безопасности в цирковых предприятиях6. В них указаны ответственные должностные лица и их обязанности по охране труда и технике безопасности, мероприятия по охране труда, общетехнические, противопожарные и санитарные требования к цирковым предприятиям, требования безопасности при работе артистов цирка.
_____________________________________________________________________________________
6 Правила техники безопасности, санитарии и гигиены в цирковых предприятиях. М., 1977.
За состояние охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности в системе объединения отвечает руководство Союзгосцирка, а на цирковых предприятиях их дирекции.
В стационарных каменных цирках имеются в штате инженеры по технике безопасности, а в цирках-шапито — щапитмейстеры. Они следят за техническим состоянием здания, особенно мест крепления реквизита. Инспекторы манежа следят за правильностью подвески цирковой аппаратуры, руководят работой ассистентов и униформистов во время репетиций и представлений, заботятся о здоровье артистов. Инспекторы — это, как правило, бывшие артисты, хорошо знающие технологию цирка, — проходят краткосрочные курсы и после сдачи экзаменов по технике безопасности получают соответствующие удостоверения.
В каждом цирковом предприятии избирается из числа членов местного комитета общественный инспектор по охране труда.
Все артисты цирка обязаны ежегодно проходить диспансеризацию, а дети, не достигшие совершеннолетия, — дважды в год. Цирковой, врач перед представлением проверяет состояние здоровья каждого артиста.
Ежегодно в сметах объединения, и цирках закладываются необходимые средства на улучшение условий труда и техники безопасности.
Артисты цирка работают в самых разных условиях: и в хорошо оборудованных стационарных цирках, и в цирках-шапито, и на сценах клубов, а то и на лужайках. Их искусство связано с риском, и об этом никогда нельзя забывать. Недопустимым является не только наличие сквозняка, плохо закрытая клетка с хищниками или подвеска непроверенного реквизита, но и работа артистов, не имеющих надлежащей формы, или исполнение ими опасных трюков без лонжи и предохранительной сетки. Благодаря тому, что вся система техники безопасности направлена на предотвращение даже самых мелких нарушений, травматизм в советском цирке доведен до минимума. Нужно добиться, чтобы у нас его не было совсем.
Постоянная забота об охране труда и отдыха артистов и других работников цирка, строгое соблюдение правил техники безопасности, исключение травматизма на производстве — одни из важнейших задач администрации и общественных организаций Союзгосцирка и его предприятий.