В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Труд, зарплата. Техника безопасности.

 

В статье 40 Конституции СССР говорится: «Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гаран­тированной работы с оплатой труда в соответствии с при­званием, способностями, профессиональной подготовкой, об­разованием и с учетом общественных, потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесп­латным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, разви­тием сети профессиональной ориентации и трудоустройства». (Конституция СССР, 1977 г., с. 40).

На всех участках коммунистического строительства со­ветские люди трудятся с полной отдачей, с творческой энергией, проявляя чудеса героизма, ибо они уверены в завтраш­нем дне. Они хорошо знают, что дело охраны их труда и здоровья — предмет постоянной заботы партии и правитель­ства.

Известный артист советского цирка, первым полечивший почетное звание народного артиста СССР, Владимир Гри­горьевич Дуров, вспоминая своего знаменитого деда, писал о глубокой скорби и обиде, с какой говорил А. Л. Дуров о труде артистов дореволюционного цирка, о их бесправии, унижениях, оскорблениях, которые на себе испытывал «цир­кач», как говорили в то время об артисте  цирка.

А ведь сотни русских артистов цирка верно и преданно служили своему народу, неся свое искусство самым широ­ким массам.

«И мы, артисты советского цирка, — пишет В. Г. Дуров в статье. «Служить народу» (сб. «Огни манежа», М., 1961, с. 13), — внуки и правнуки дореволюционных мастеров мо­жем с гордостью сказать, что лишь Великая Октябрьская социалистическая революция и советский строй претворили в жизнь мечты и думы, которыми жили лучшие, передовые мастера старого русского цирка».

Артисты советского цирка любят свою профессию, гор­дятся ею. Связав себя с цирковым манежем, они его уже никогда не покидают, поэтому и текучести среди артистиче­ских кадров не бывает. В самом деле, только при Советской власти артисты цирка перестали быть бродягами без прав, без жилья и без прописки. В их распоряжении цирки-двор­цы, в которых предусмотрены особенности нелегкого труда артистов. Почти при всех цирках благоустроенные гостини­цы. Артистам ежегодно выделяются бесплатные и с большой скидкой путевки в санатории и дома отдыха, для них вы­строена зона отдыха «Арена» на берегу Черного моря в Кабардинке, где более чем в двадцати домиках каждое лето отдыхают работники цирков. Более семисот семей в послед­нее десятилетие получило квартиры. В нашем государстве существуют документы, регулирующие творческую деятель­ность работников цирков с учетом специфики их труда. Это положение, об условиях и оплате труда работников цирков; правила техники безопасности, производственной санитарии в цирковых предприятиях; инструкции о поощрениях за ре­зультаты производственно-творческой работы; о порядке тарификации творческих работников цирков; квалификаци­онно-должностные характеристики работников  цирков;  правила внутреннего распорядка    для    работников    цирковых предприятий и др.

«Положение об условиях и оплате труда работников цир­ков» утверждено 9 декабря  1976 года и издано в  1978 году.

Действие этого Положения распространяется на работни­ков всех цирковых предприятий, входящих в состав Всесоюз­ного объединения государственных цирков, а также на твор­ческих работников Всесоюзной дирекции по подготовке цир­ковых программ, аттракционов и номеров.

В Положении предусматриваются вопросы оформления на временную и постоянную работу и освобождения от рабо­ты; организации, нормирования, оплаты и охраны труда, ра­бочего, времени и времени отдыха; вопросы компенсаций при переездах и временного проживания в местах работы цирков и охраны труда.

Прием па работу может производиться как на постоян­ную, так и на временную, а также для осуществления от­дельных работ. Основанием для увольнения творческих ра­ботников является решение государственной тарификационно-квалификационной комиссии Союзгосцирка о профессиональной непригодности.

Работа, которую выполняют участники цирковых про­грамм по своей специальности, квалификации или должности, определяется квалификационно-должностными характеристи­ками, инструкциями,  положениями, правилами.

В целях повышения художественного уровня представ­ления руководство может поручать артистам всех жанров и категорий участие в прологах, тематических представлениях, массовых сценах и клоунадах, кавалькадах без дополнитель­ной оплаты. Артисты всех, жанров третьей  категории в случае необходимости должны выполнять в разовом порядке обязанности ассистента в другом номере, не требующем спе­циальных знаний, ассистенты могут быть использованы в качестве ассистентов в других номерах, в подсадках, в уни­форме, в сопровождении имущества и животных при переез­дах, в упаковке и распаковке производственного багажа, артисты оркестра могут участвовать в массовых сценах.

Артистам, а также ассистентам, инспекторам манежа установлены нормы выступлении в представлении, а худо­жественно-руководящему персоналу (режиссерам, дириже­рам, балетмейстерам, художникам) — нормы постановок. Эти нормы утверждаются Министерством культуры СССР по согласованию с Государственным Комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Министерст­вом финансов СССР и ВЦСПС.

По заключению ВТЭК норма выступлений может быть снижена и оплата произведена за каждое фактическое вы­ступление.

Для работников цирковых предприятий устанавливается шестидневная неделя с продолжительностью рабочего дня не более 7 часов (всего 4,1 час в неделю). Это касается ра­ботников с ненормированным рабочим днем (перечень таких работников устанавливается Министерствам культуры СССР по согласованию с ЦК Союза работников культуры).

В рабочее время засчитывается время, затраченное на подготовку представления, участие в репетициях. При выез­дах на представление коллективов «Цирк на сцене» учиты­ваются перерывы между представлениями в пределах одного вызова на работу, нахождение в пути, дни, затраченные на упаковку, распаковку, погрузку и разгрузку производствен­ного багажа. Все работники цирковых предприятий пользу­ются еженедельным  днем  отдыха  и  ежегодным  отпуском.

Работники цирков и коллективов за активное участие в создании цирковых произведений на высоком идейно-художественном уровне и за перевыполнение производственно-финансовых планов премируются в установленном порядке из фонда материального поощрения.

Во время нахождения артистов на репетиционном периоде им устанавливаются следующие репетиционные ставки: ар­тистам высшей категории — максимальный оклад артистов первой категории соответствующего жанра; для остальных артистов — на одну категорию ниже с учетом установленных окладов по данной категории.

Труд артистов и работников обслуживающего персонала, находящихся в постоянных разъездах, оплачивается в соот­ветствии с их квалификацией и установленными окладами. За выступление со вторыми и более номерами в одном пред­ставлении артисты получают дополнительное вознагражде­ние.- От двух до трех разовых ставок выплачивают творче­ским работникам, выступающим в необычных условиях (дворцы спорта, стадионы) или выполняющим дополнитель­ные обязанности (ведение программы, участие в сборке и разборке цирка-шапито, исполнение центральных ролей в сюжетных представлениях, исполнение обязанностей ассис­тентов в других номерах и др.). Работники, находящиеся в постоянных разъездах, получают взамен суточных постоянные надбавки дополнительно к установленному окладу 50% за разъездной характер, но не выше 78 рублей в месяц, а также оплачивается проезд из цирка в цирк, от места от­дыха до места работы сотрудников и членов их семей. Госу­дарство оплачивает не только провоз производственного ба­гажа-реквизита, костюмов, животных и т. д., но и личного багажа работников (по установленным нормам). Артисты получают компенсацию за использование в представлениях собственных костюмов, багажа, животных. Артисты и их помощники (ассистенты, служители по уходу за животными и др.) получают 50% от тарифного оклада за простой не по их вине. Простой по вине цирковых работников и при отказе от предложенной им работы по специальности не оплачивается.

Рабочим и ассистентам номеров за время сопровождения транспорта с оборудованием и животными сверх суточных производится дополнительная оплата: за сопровождение иму­щества— до двух рублей, за сопровождение животных — до четырех рублей в сутки. Техническим работникам (унифор­мистам, шапитмейстерам и рабочим) за неучтенный труд производится дополнительная оплата в размере от 25 до 50% должностного оклада.

При переводе артистов конвейера высшей категории, получающих разовую ставку в размере 6 или 7 рублей, в коллектив «Цирк на сцене» выплата им заработной платы при норме 20 выступлений в месяц производится из расчета максимального должностного оклада артиста первой кате­гории, а артистам-дрессировщикам зверей высшей категории, получающим разовые ставки до 10 рублей, — из расчета максимального должностного оклада артиста-дрессировщика первой категории. При временном переводе артиста коллек­тива «Цирк па сцене» в конвейер за ним сохраняется оплата за одно выступление, установленная ему в коллективе «Цирк на сцене», а при переводе на постоянную работу в конвейер он должен  пройти перетарификацию  на  общих основаниях.

Правила техники безопасности и производственной сани­тарии в цирковых предприятиях, утвержденные 19 сентября 1974 года Министерством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры, предусматривают основные мероприятия по охране труда и технике безопас­ности  в   цирковых  предприятиях6.  В  них  указаны  ответственные должностные лица и их обязанности по охране труда и технике безопасности, мероприятия по охране труда, общетехнические, противопожарные и санитарные требования к цирковым предприятиям, требования безопасности при ра­боте артистов цирка.

 

_____________________________________________________________________________________

6 Правила техники безопасности, санитарии и гигиены в цирковых предприятиях. М., 1977.

 

За состояние охраны труда, техники безопасности и по­жарной безопасности в системе объединения отвечает руко­водство Союзгосцирка, а на цирковых предприятиях их ди­рекции.

В стационарных каменных цирках имеются в штате ин­женеры по технике безопасности, а в цирках-шапито — щапитмейстеры. Они следят за техническим состоянием зда­ния, особенно мест крепления реквизита. Инспекторы ма­нежа следят за правильностью подвески цирковой аппара­туры, руководят работой ассистентов и униформистов во время репетиций и представлений, заботятся о здоровье артистов. Инспекторы — это, как правило, бывшие артисты, хорошо знающие технологию цирка, — проходят краткосроч­ные курсы и после сдачи экзаменов по технике безопасности получают  соответствующие  удостоверения.

В каждом цирковом предприятии избирается из числа членов местного комитета общественный инспектор по ох­ране труда.

Все артисты цирка обязаны ежегодно проходить диспан­серизацию, а дети, не достигшие совершеннолетия, — дважды в год. Цирковой, врач перед представлением проверяет сос­тояние здоровья каждого артиста.

Ежегодно в сметах объединения, и цирках закладываются необходимые средства на улучшение условий труда и тех­ники безопасности.

Артисты цирка работают в самых разных условиях: и в хорошо оборудованных стационарных цирках, и в цирках-шапито, и на сценах клубов, а то и на лужайках. Их искус­ство связано с риском, и об этом никогда нельзя забывать. Недопустимым является не только наличие сквозняка, плохо закрытая клетка с хищниками или подвеска непроверенного реквизита, но и работа артистов, не имеющих надлежащей формы, или исполнение ими опасных трюков без лонжи и предохранительной сетки. Благодаря тому, что вся система техники безопасности направлена на предотвращение даже самых мелких нарушений, травматизм в советском цирке доведен до минимума. Нужно добиться, чтобы у нас его не было совсем.

Постоянная забота об охране труда и отдыха артистов и других работников цирка, строгое соблюдение правил тех­ники безопасности, исключение травматизма на производст­ве — одни из важнейших задач администрации и обществен­ных организаций Союзгосцирка и его предприятий.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

забивка свай мобильной сваебойной установкой