Трудное сальто Владимира Замоткина
Поезд шел в Саратов. Владимир Замоткин взглянул на ребят и грустно улыбнулся. Удастся ли осуществить задуманное?
Владимир Замоткин исполняет сальто на ходуле
Мысль возникла давно. Долго не решался с кем-нибудь поделиться. Ни в чем не был уверен. А думы будоражили. Это очень нелегко — непрестанно думать о новом. Сомнения и радости, надежды и отчаяние идут чередой. Кажется, что колеса выстукивают: получится! по-лу-чит-ся! получится!..
Эльвира молчала. Понимала, что у Владимира на сердце. Выросла в цирке. Знала, как трудно, мучительно трудно делаются открытия. Издавна акробаты используют для усиления толчка различные приспособления. Но чтобы шест... Такого не было. Да и не даст он поступательного движения телу прыгуна. Нет точки опоры. Нет! И никакой трюк невозможен.
Владимир не сдавался. Конечно, трудно! Да, отдает себе отчет и готов ко всем неожиданностям. Да, знает, что это трудное сальто-мортале может и не получиться. Но попробовать надо. Лишь тогда можно сказать «да» или «нет». В том-то и прелесть открытия, что долго бредешь в потемках, пока забрезжит лучик надежды. Надо попробовать. В конце концов он больше ничего и не просил. Не получится— возвратится в труппу. А в случае удачи... Нет, нет. Так далеко даже загадывать не хотел. Только проверить идею.
Наконец, эксперимент разрешили. И вот он едет в родной город, чтобы провести его. Рядом Эльвира, четырнадцатилетний Андрей Федоров — оставшийся сиротой сын циркового артиста, которого Владимир, несмотря на то, что и сам молод, взял на воспитание, и мастер спорта СССР Валерий Диков, выступавший в народном цирке завода имени Лихачева, на котором работал он, отец, брат. А надо сколотить труппу. Подобрать не партнеров, а единомышленников. Нелегкий путь предстоит.
Директор цирка И. Дубинский сразу понял все. Профессиональные подробности ему ни к чему. Любит новое и верит в молодых. Коротко сказал:
— Все условия будут созданы.
Дубинский знал биографию земляка. Детство было тяжелым, как у тысячи ребят, росших в грозные военные годы. Отец погиб на фронте. У матери на руках остались двое. Владимир самозабвенно увлекся акробатикой. Она закаляла волю, помогала преодолевать трудности. В школе учился легко и хорошо. Три года был чемпионом Саратова по акробатике. После окончания восьмилетки поступил в цирковое училище. Физическая подготовка была отличной, а жажда знаний так велика, что за первый год учебы сдал экзамены и за второй курс, а на третьем — и за четвертый. Стал мастером спорта СССР и выиграл звание чемпиона страны 1956 года по акробатике среди юношей.
В. Замоткин. Готовясь к очередной поездке
Преподаватель Н. Степанов создал с Владимиром номер, в котором должны были проявиться безукоризненная техника прыгуна, обостренное чувство ориентировки в воздухе. Делая арабское сальто-мортале с огнем в руках, Владимир Замоткин успевал зажечь четыре факела, стоящие в подставках, через которые перелетало его тело. Он выполнял флик-фляки — темповые эффектные перевороты через спину с опорой то на руки, то на ноги — и успевал разложить на ковре три пары колец, а когда такими же прыжками возвращался в исходную позицию, то успевал собрать их. Он хорошо прогибался в пояснице и потому мог легко выполнить на крохотной площадочке десять флик-фляков.
После выступлений с различными партнершами и сольной работы вошел в одну из сильнейших трупп акробатов-прыгунов. Одновременно выступал и в номере с ренскими колесами. Дубинский мысленно листал страницы творческой биографии Замоткина. Еще раз пытливо взглянул на артиста. Тот ли Владимир перед ним? Что-то новое чувствовалось в нем. Творческая и духовная зрелость, ответственность наложили отпечаток. Да, такой создаст новое, и он готов помочь.
Новое? В таком многовековом жанре, как акробатика? Не так уж часто его находят. В начале XX века подкидная доска и батуд обогатили и расширили возможности партерной акробатики. И вот в 60-х годах должен был вторгнуться новый снаряд. Разумеется, если все прикидки верны. Снаряд-то очень обыкновенный. Даже примитивный. Странно, что на него никто раньше не обратил внимания. Свободные часы Владимир проводил на стадионе. Внимательно наблюдал за тренировками прыгунов с шестом. Его интересовали все детали. Спортсмены и тренеры охотно делились секретами. Только никак не могли понять, какой прок от этого цирковому акробату. Еще какой! Именно шест и мечтал использовать Владимир для подъёма тела в воздух и посыла для исполнения трюка. Верный выбор! Громоздкие аппараты и сложные механические аттракционы противопоказаны цирку, где должен властвовать человек.
Кто же будет властвовать рядом с ним? Владимир зримо представлял себе идеального прыгуна. Среднего роста. Стройный, даже несколько суховатый, с пропорционально развитой мускулатурой, с удлиненным строением мышц — они легко воспринимают огромнейшие взрывы энергии. Он волевой, обладает отличной реакцией, умеет разумно рисковать. Не все, из кого формировалась труппа, отвечали этим требованиям. Да это, видимо, и невозможно. Но каждый хотел хорошо начать жизнь в цирке. Все для них было непривычным. И манеж вместо пола, и подкидная доска, и шесты.
Наметанным глазом Владимир придирчиво приглядывался к ребятам. Хороших акробатов разглядеть нетрудно. Сложнее определить человека. Выдержит ли нелегкие испытания? Уживется ли с товарищами? Каждый пришел со своим характером, некоторые избалованные громкой спортивной славой. Владимира радовали спокойствие, наблюдательность и хозяйственная сметка Олега Пенкина, исполнительность и добросовестность Марка Сироты, жажда необычного у Николая Кузнецова. Несколько тревожила замкнутость Валерия. Но, как выяснилось позже, шла она от застенчивости.
Время обнажало все новые и новые черточки в ребятах: доброту, взаимное уважение, заботу о товарищах. С первых дней стали складываться традиции: торжественно отмечать дни рождения каждого, сообща ходить в кино, театр, музеи и обсуждать виденное. Создали комсомольскую организацию, в которую вошли все, за исключением руководителя — молодого коммуниста.
Владимир знал: нареканий не избежать. Кое-кто усмехнется, — дескать, из чемпионов легко труппу создать. А он и не делал на них ставки. Расчет прост: новое надо начинать с новичками. За год, отведенный на эксперимент, классного прыгуна не подготовишь, а из хорошего акробата артиста вырастить можно. Владимир был откровенным с друзьями: физическая и моральная нагрузки возрастут. В спорте тренировались несколько раз в неделю, а выступления на соревнованиях были не так уж и часты. В цирке же надо репетировать и выступать ежедневно. Успеть надо много: овладеть прыжками с шестом, с подкидной доски, научиться отбивать ее и отходить с нее. Владимир без устали не только рассказывал, но и показывал.
Ребята учились жадно. Что из того, что Олег — мастер спорта СССР, чемпион страны 1966 года по акробатике, двукратный чемпион Украины? Что из того, что Марк — мастер спорта СССР, чемпион РСФСР по акробатике, призер первенства страны? Что из того, что оба закончили Институт физкультуры и работали тренерами? В цирке-то были такими же новичками, как и мастер спорта Николай Кузнецов. Прыгун Николай превосходный. В его репертуаре причудливо сочетаются разнохарактерные прыжки: двойное заднее сальто-мортале в группировке и согнувшись, двойное сальто-мортале боком, двойной пируэт. Репетировали с комсомольским задором, с жаждой доказать, что смогут создать оригинальное художественное произведение. Они и сами видели, как шагнули вперед за два месяца. Репетировали по пять часов ежедневно. Уже проступали контуры номера.
Бывает же так: все отдается для победы, а когда приходит она, не сразу улавливаешь ее аромат. Днем шла очередная репетиция. Еще раз Владимир убедился, что ребята хорошо отбивают подкидную доску. Решил: пора попробовать исполнить сложнейший трюк. Никто не верил в возможность его исполнения. Крупнейшие авторитеты доказывали: взлететь-то с подкидной доски с привязанным к ногам трехметровым шестом еще можно, можно выкрутить и сальто-мортале, но никак не приземлиться. На ходулях можно шагнуть вперед, назад, в стороны. А на шесте?..
Владимир стоял на своем. И теперь он должен был подтвердить свою правоту делом. Привязал к ногам шест (удобных креплений еще не было), стал на край доски. Подброшенный ею, взлетел метров на восемь, выкрутил сальто-мортале. Приземлился и упал. Ребята взволновались: не ушибся ли? Подбежали и удивились — Владмир лежал и улыбался. Только сейчас понял, в каком неистовом напряжении жил все это время. Трудно идти сквозь неверие. Теперь мог улыбнуться — такое трудное сальто-мортале возможно! Дело за техникой. Часами будет прыгать на шесте, пока не овладеет балансом.
Все мечты, все планы обретали реальные черты. Виделся необычный номер. В нем не будет рядовых трюков. Не будет простого чередования их. Каждый трюк должен вытекать из действия, возникать в ходе соревнования между ребятами. Обычно с подкидной доски тройное сальто-мортале исполняют в группировке. Валерий Диков первым стал исполнять его согнувшись, что сложнее и эффектнее, а Марк Сирота этот же трюк исполняет в своей интерпретации — первое сальто-мортале прогнувшись, а два в группировке. Олег Пенкин единственный исполняет комбинацию: рондад флик-фляк — тройной пируэт. Он впишет в номер и свою комбинацию: рондад — арабское сальто-мортале — рондад — арабское сальто-мортале — рондад — двойной пируэт через барьер манежа.
И настал день. И состоялся дебют. Гремели аплодисменты. Сотни голосов воскликнули: «А-ах!», когда Владимир взлетел с привязанным к ногам шестом и уверенно приземлился. Летело звонкое «браво!». Он достоин этого, первый акробат, с чьим именем историки свяжут начало нового направления в прыжковой акробатике. Уставшие ребята счастливо улыбались, стряхивая капельки пота, обильно покрывавшие лбы. Для семерых премьера была первой в жизни. Каждому был вручен диплом дирекции и общественных организаций Саратовского цирка. После теплого пожелания и доброго напутствия посвящаемому в артисты стояла дата: 24 сентября 1966 года. Дата рождения нового номера.
А затем пошли города: Ижевск, Магнитогорск, Челябинск, Минск, Запорожье, Горький, Москва. Участие в юбилейной программе «Всегда в пути». Название ёмкое и обязывающее. Всегда в пути — не останавливаться на достигнутом. Всегда в пути — искать и находить новое. И они ищут. Многие судят об их номере как о законченном произведении. А он ведь еще так молод. Ни один театральный режиссер не считает премьеру завершением работы, а сотый спектакль — венцом творения. Почему же отказывают в перспективах роста молодому произведению? Готовятся новые трюки. Необычные и свежие, органично вытекающие из главной идеи номера. Минет года два, и появится произведение, в котором все трюки будут связаны с шестами.
Днем идут напряженные репетиции. Устраняются недостатки, о которых вечером шел острый и нелицеприятный разговор. Так уж заведено: ничего и никому не прощать. Случалось, ребята сбивались с трюка — не так ведь легко покорить шест. Владимир брал шест в руки и по фазам показывал, как и где зарождается ошибка, как грамотно исполнить сальто-мортале с шеста. Ежедневно идет кропотливая черновая работа по переплавке элементов акробатики в алмазы искусства. Не все выдерживают огромную нагрузку. Слабые уступили место тем, кто не страшится трудностей. Пришли в номер высокопрофессиональные прыгуны Вячеслав Вавилов и Станислав Панкул. Первый исполняет тройное арабское сальто-мортале с подкидной доски, второй репетирует четверное в группировке.
Их объявляют: «Акробаты-прыгуны с шестами Замоткины!» Сильные тела, словно выброшенные катапультой, вылетают в манеж, выписывают разнообразные фигуры, сложные по замыслу, четкие и острые по рисунку. Им восторженно аплодируют. Новаторы достойны триумфа!
И. ЧЕРНЕНКО
Журнал Советский цирк. Июль 1968 г.
оставить комментарий