Трудный успех Ирина и Тимофея Сидоркиных
Сегодня в последний раз они гладили пушистую, теплую шерсть медведей, а рядом капризно и требовательно кричали морские львы. Ирина Евгеньевна и Тимофей Иванович Сидоркины расставались с мохнатыми питомцами, выступления с которыми неизменно приносили им успех.
Ирина Евгеньевна и Тимофей Иванович Сидоркины на репетиции
Это и понятно: в номере было немало сложных и эффектных моментов. Сидоркина балансировала на лбу перш с медведем, поднималась с ним на постамент, делала пируэт. С медведем на плечах взбиралась на вольностоящие лестницы. Косолапые ловко проделывали разные трюки на параллельных брусьях, передвигались на шаре. Номер снимали для кинокартины «Арена смелых» и других фильмов. Каждый раз артисты покидали манеж под аплодисменты зрителей.

Один из сложных трюков номера с дрессированными медведями
Морской лев Ирины Сидоркиной балансирует поднос с хрупкими вазочками
Казалось, можно удовольствоваться достигнутым при желании кое-что обновить и выступать дальше. Но Тимофей Иванович настойчиво развивал идею создания оригинального аттракциона «Морские львы и купальщицы». Эта идея увлекла и Ирину Евгеньевну. Сидоркины решили отдать другому дрессировщику животных, в которых вложили много труда, и начать работу с морскими львами. Неуемное стремление к новому руководило ими. Вскоре зрители увидели в их номере такое: на арену выехала тройка, запряженная медведями, на ней важно восседал, блестя гладкими боками, морской лев. Тройка остановилась на середине манежа, и седок принялся уверенно балансировать на носу различные предметы.
В быстром темпе идет выступление с морскими львами Ирины Сидоркиной
Однако до завершения подготовки аттракциона было еще очень далеко. Когда заканчивалось вечернее представление и пустел зал, на манеж вывозили бассейн, приводили животных. Около 12 часов ночи начиналась репетиция. Работа шла напряженно. Перед дрессировщиками возникало множество проблем. Вначале, завидя в воде человека, животные боялись идти в бассейн, их не могли заманить туда даже куски рыбы, которые бросал ассистент. Наконец они отважились, но, поймав лакомый кусок, сейчас же выскакивали из бассейна и еще очень долго не решались подплыть к артистке и взять в воде пищу из ее рук. Сидоркиной приходилось нырять снова и снова. Такая работа с животными продолжалась в течение многих репетиций с 12 часов ночи до 4 часов утра. Позже возникла совсем иная проблема: требовалось заставить морских львов, выполнивших трюк, быстро подниматься на площадку. Особенно упорно не желала покидать бассейн молодая львица по кличке Русалка, она каждый раз долго плавала, поглядывая на происходящее через стекла. Когда животные перестали бояться человека в воде, с ними началась отработка трюков в бассейне. В него спускалась Сидоркина и, стоя на табурете по горло в воде, поощряла львов рыбой или слегка подталкивала руками, помогая проделать нужное движение. Львы раздраженно фыркали у самого лица дрессировщицы. Она признается, что у нее возникало опасение: а вдруг со зла схватят ее зубами. В бассейне она проводила долгие часы репетиций.
Трудно приходилось Сидоркиной, но рядом был старший товарищ опытный партнер. Тимофей Иванович хорошо знает, что настоящий успех в искусстве достигается упорным трудом и нередко требует самоотверженности. Ирине Евгеньевне предстояло освоить прыжки с мостика. До этого она не занималась прыжками в воду. Может быть, тогда отказаться от трюка, предложенного Сидоркиным? Нет, непременно надо освоить его. Несколько дней тренировок со специалистом — и артистка на репетиции поднялась на мостик. Он был довольно высок, а глубина бассейна незначительная: ясно виднелось металлическое дно, не удариться бы о него.
— Прыгай! — произнес Тимофей Иванович.
Поборов робость, прыгнула, но недостаточно изящно.
— Еще раз! — послышалась команда.
Сидоркина снова устремилась в воду. Стараясь выполнить прыжок по всем правилам, сильно ударилась головой. На какую-то секунду потеряла сознание и очнулась, лежа на дне. Она нашла силы подняться на площадку. Первое, что увидела, бледное испуганное лицо Тимофея Ивановича. Он заботливо помог ей дойти до гардеробной. На следующий день, как ни в чем ни бывало, продолжалась отработка прыжков, слышался твердый голос: «В воду!» И Ирина Евгеньевна ныряла еще и еще, оттачивая каждое движение. Это лишь отдельные эпизоды, но они все же дают представление, какого напряжения духовных и физических сил требовала подготовка аттракциона, каким упорным, кропотливым трудом достигались и легкость и быстрый темп выступления. Первое время с морскими львами Сидоркины выступали на ковре манежа. В 1956 году аттракцион был полностью показан в Московском цирке.
Теперь, когда инспектор манежа торжественно объявляет: «Морские львы и купальщицы» — на арену в пышном бальном платье выходит Ирина Евгеньевна. За ней, стараясь не отстать, переваливаясь на ластах, спешат ее питомцы. Быстро заняв свои места на тумбах, они охотно и удивительно проворно для таких неповоротливых на суше животных ловят мячи, балансируют ими, отбивают их, поднимаются с ними по ступеням на постамент, балансируют на шестах тарелки, подносы с вазочками. Затем на манеж вывозят бассейн, в нем тихо плещется вода. Стройные купальщицы поднимаются на площадку. Напротив них, с другой стороны бассейна, — львы. Первый прыжок купальщицы, она грациозно проплывает под водой. Взлетают брызги — нырнул морской лев. Он повторяет движения артистки. Прыжки купальщиц и львов следуют один за другим. Алла Быковская ныряет с рыбой, зажатой во рту, морской лев осторожно забирает у нее лакомство. Заключительный трюк. В воде Зоя Фадеева и морские львы. Артистка в центре, вокруг, изгибаясь, носятся темные тени животных — получается своеобразная карусель. Когда-то наиболее сложные трюки в бассейне исполняла сама Ирина Евгеньевна. Но как-то по недосмотру вода в нем оказалась очень холодной. Это выяснилось перед самым представлением. Отменить прыжки? Такой вопрос не возникал перед артисткой. Конечно, надо полностью показать все трюки. Потом еще не раз вода бывала ниже положенной температуры. Это отразилось на здоровье Ирины Евгеньевны, и она была вынуждена отказаться от работы в бассейне.
...Зрители видят артистку на манеже не более получаса, а как измерить всю другую работу, все хлопоты, которые ложатся на плечи дрессировщиков? Коллектив аттракциона небольшой. Кроме Сидоркиных и двух артисток-купальщиц ассистент и двое рабочих. Каждый день у них с утра до ночи заполнен неотложными делами. Львы съедают в сутки 60 килограммов рыбы. Ее привозят из холодильника, оттаивают, моют, нарезают кусками. Два раза в день меняют в клетках воду. Требуется подогретая вода. Во время выступлений в шапито ее доставляют из местных бань. Много хлопот приносят переезды из города в город, особенно зимой в сильные морозы. Надо утеплить выделенный вагон, протопить его, привезти на станцию подогретую воду, чтоб наполнить бассейны в клетках, сами клетки в холода обернуть коврами и одеялами. Кроме того, возникают непредвиденные трудности: в городе не оказывается цистерн для воды (как-то использовали молоковоз), в нужное время нет рабочих-грузчиков и т. д. Читатель может спросить, какое все это имеет отношение к представлению на ярко освещенной арене? Если не прямое, то все же имеет. Не будет полной картины труда дрессировщика, если не упомянуть о хозяйственных и организационных делах, которые забирают у них немало энергии, нужной и для репетиции и для демонстрации аттракциона.
А уход за больными животными? Один из морских львов прибыл в группу с воспалением легких. Более 40 дней он отказывался от пищи, страшно похудел: кости да кожа, лежащая складками. Приходилось искусственным способом вводить ему в организм питательный раствор. Полтора месяца Сидоркины выискивали различные способы сохранить жизнь льва, восстановить его здоровье, регулярно проделывали целебные процедуры. Как-то они увидели, что больной начал огрызаться на соседних животных. Ирина Евгеньевна, оживляясь, заметила:
— Раз задирается, значит дело пошло на поправку.
Действительно, лев выздоровел, сейчас выступает. Но сколько на это было положено сил.
Тимофей Иванович и Ирина Евгеньевна хорошо знают своих питомцев, их характеры, «способности», привычки, подверженность тем или иным болезням. Стоит Сидоркиной взглянуть, как спят львы, чтобы сразу по их позам определить, здоровы ли они или кто-то простудился, а у кого-то болит живот. Заслышав их крики, понимает — мирно ли они беседуют, ссорятся или желают друг другу спокойной ночи. Насколько серьезны и обстоятельны ее наблюдения — иллюстрирует такой факт. Во время выступлений аттракциона во Владивостоке после представления за кулисы пришел научный сотрудник Института океанографии. Он сообщил, что пишет диссертацию о морских львах и его очень интересует их образ жизни даже в неволе. Несколько раз ученый встречался с артисткой. Продолжительные беседы протекали так: гость спрашивал, Ирина Евгеньевна отвечала. Прощаясь, научный сотрудник признался:
— Ваши рассказы составят половину моей диссертации. Спасибо!
Дрессировщики пожелали ученому успехов и уехали дальше к новым встречам со зрителями. Аттракцион «Морские львы и купальщицы» успешно идет в нашей стране и за рубежом. С того дня, когда он был впервые показан в Москве, в нем многое улучшено, найдена более интересная подача трюков, увереннее работа дрессировщиков, стремительней стал ритм. Но, разговаривая с артистами, убеждаешься, что они не успокоились на достигнутом. Речь заходит о планах, о том, что нового они собираются внести в свою работу. Приобретены два молодых льва. Сейчас они освоили различные трюки, осталось их свести с остальными животными. Задуманы оригинальные трюки. Сидоркины заняты усовершенствованием конструкции бассейна и реквизита. Бассейн должен приобрести более современный, изящный вид (сейчас он выглядит довольно громоздко).
Приобретение нового реквизита, ввод новых исполнителей — молодых львов, освоение новых трюков — все это потребует упорной работы, репетиций и утром и после представления. Но без постоянного поиска, напряженного труда нельзя себе представить жизнь артиста цирка, преданного своему искусству. Таковы и Сидоркины.
К. Г.
Журнал Советский цирк. Июнь 1965
оставить комментарий