Творческий путь Николая Юрьевича Южного
Ведя беседы со старейшими артистами эстрады, я не раз слышал фамилию Южный. Почему-то речь о нем нередко велась в прошедшем времени. Зная, что я интересуюсь историей эстрадных куплетов, киевский артист Павел Захаров написал мне, что, по его сведениям, Николай Юрьевич Южный живет в Ялте, вот только адреса его не знает.
И вот я в Ялте, на Московской улице, у Николая Юрьевича в гостях.
Старейший артист и один из самых известных эстрадных драматургов 20—30-х годов рассказывает о себе, о своих друзьях...
А ему есть что рассказать. Свой творческий путь Николай Юрьевич Южный начал в городе Сумы в 1920 году. Решив стать куплетистом, Борис Ренский попросил своего соученика Южного написать для него куплеты. Дело, в том, что Южный в гимназии писал много сатирических стихов для стенгазеты и все об этом знали.
Куплеты были написаны, и вскоре Ренский и Южный стали выступать дуэтом как куплетисты.
— Успех, — вспоминает Николай Юрьевич, — был незаслуженно шумный. На наших афишах даже появились не очень скромные, но по тем временам обычные слова «Короли смеха»
В дальнейшем Ренский уехал в Харьков, где организовал свой оркестр, а Южный продолжал работать как автор и исполнитель собственных куплетов.
Первые авторские опыты были более чем скромные. Но юноша твердо решил посвятить себя эстраде.
Он читает Некрасова, Курочкина, собирает куплеты Сокольского. В начале 20-х годов Южный попадает в Ленинград, где посещает лекции Валерия Брюсова.
И начинаются первые серьезные успехи.
В 1924 году в Москве с куплетами Н. Южного «Ловите жар-птицу» в «Эрмитаже» дебютировал молодой Владимир Коралли.
В 1926 году Южный пишет для него пародийный номер «Эстрада в тупике». В те годы еще многие артисты эстрады работали по старинке. Номера их никак не отражали духа времени, были старомодными, мелкими.
Номер «Эстрада в тупике» пародировал таких артистов. «Герой» номера — куплетист Северский — исполняет традиционные пошлые куплеты о теще, о подвыпивших гостях на свадьбе, об управдоме. Затем, после каждой рецензии с критикой в его адрес, Северский старается «малой кровью» осовременить номер. Реагируя на первую рецензию, куплетист восклицал: «Вам нужны лозунги? — Пожалуйста!» И, снова исполняя те же куплеты, после каждой строфы он несуразно выкрикивал лозунги.
После второй рецензии, которая требовала от артиста духа революционности, Северский вплетал в свои куплеты известные гражданские песни, причем без всякой связи со здравым смыслом.
В заключение Коралли уже от себя говорил: «Так было, но так больше не будет...»
Такой прием в номере был тогда новинкой. Номер имел большой успех и оказал положительное влияние на эстраду.
Николай Юрьевич Южный и впоследствии оперативно откликался на самые актуальные проблемы. В 20—30-е годы он много писал не только для Коралли и Ренского, но и для Павла Елинского, братьев Астаховых, Григория Красавина, Ильи Набатова.
С первых дней войны Николай Южный — солдат пулеметной роты. В 1942 году Политуправление направило его на Сталинградский фронт, где Южный организовал фронтовую артистическую бригаду, которая обслуживала передовую.
В эти годы Николай Южный каждым своим произведением откликался на фронтовые события.
После войны Николай Юрьевич Южный живет и работает в Ялте, в Крымской филармонии. Он пишет и исполняет публицистические монологи, фельетоны, куплеты.
В 1958 году местная газета писала:
«Н. Южный — исполнитель собственных произведений. Владеет хорошо стихом. Откликается с гибкостью на все события общественной и политической жизни. Он не скатывается на наиболее легкие пути, изображая разработанные темы».
Далее журналист отмечал, что Южный осознал куплетный жанр по-новому и, вкладывая в свои произведения большое содержание, значительно облагородил этот жанр.
Сейчас Николай Юрьевич на пенсии и уже не выступает как артист, но его произведения продолжают звучать с эстрады.
Г. ТЕРИКОВ
оставить комментарий