Твори, выдумывай, пробуй
Новая программа, новый номер! С каким нетерпением ждут их многочисленные любители циркового искусства. Каждая премьера — результат огромного напряжения сил всего творческого коллектива.
И тем досаднее, когда радость ожидания и волнение первой встречи сменяются разочарованием. В таких случаях режиссер иногда удивляется, почему, мол, на него, как на бедного Макара, все шишки валятся. «Сценарий был рыхлым, артист не нашел интересной формы подачи номера, не отточил исполнения трюков — причем же здесь я?» — обижается он.
Признаюсь, мне непонятны такие обиды. Ведь когда говорят о плохом звучании оркестра, то в первую очередь адресуют упреки дирижеру. Почему же в цирке надо винить за безвкусицу, плохой репертуар или малопрофессиональное выступление только исполнителя — гимнаста, жонглера, акробата, клоуна? Ведь над ними есть «высший судья» — режиссер. Происходит это, как мне думается, потому, что режиссер в цирке не всегда является ведущим, правофланговым. Не собираюсь отрицать, что за последние годы роль режиссера в советском цирке заметно возросла. Режиссура стала несколько активнее вторгаться в творческую жизнь артистов. Будем справедливы: многие по-настоящему интересные номера, аттракционы, пантомимы, программы явились плодом коллективного творчества артиста, художника и композитора, возглавляемых режиссером. Несомненно, что такое содружество дает яркие плоды — новые по форме и интересные по содержанию произведения, отмеченные хорошим вкусом, подлинным артистизмом, исполнительским мастерством.
В то же время, как часто еще широко разрекламированный номер вызывает у зрителей разочарование, а порой и откровенную скуку. Нередко справедливые нарекания вызывает даже не отдельный номер, а построение всей программы — утомляют бесконечные эквилибристы с першами, вызывают уныние убогость музыкальной эксцентрики, беспомощность исполнителей из смежных искусств, участвующих в представлении. Если, например, после исполнения «грандиозного» по своей аппаратуре и чисто внешнему оформлению номера раздаются жидкие хлопки, становится ясно: псевдоклассическая манерность, мнимое новаторство и эффектная аппаратура при отсутствии мастерства не могут спасти от провала. Значит, режиссер что-то проглядел, недодумал. Зритель теперь хорошо разбирается в искусстве, его, что называется, на мякине не проведешь — ему подавай настоящее мастерство, основанное на упорном труде, на блестящем знании жанра, яркие образы, своеобразное решение каждого номера. И если этого нет, виноват прежде всего «правофланговый» — режиссер.
Каким я представляю себе режиссера цирка? Прежде всего, это человек талантливый, отчаянный выдумщик, изобретатель номеров и аттракционов и уж непременно — творческий редактор и соавтор артиста. Кому, как не ему, надлежит первому почувствовать рациональное зерно в предложении артиста, загореться идеей, обогатить задумку исполнителя своей мыслью, опытом, полетом своей фантазии! Разумеется, чтобы указывать, советовать, режиссеру самому нужно обладать богатым запасом знаний. Он должен быть высокообразованным человеком и обязательно досконально знать технологию того вида искусства, в котором работает. Как говорится, ему надо знать все в какой-то области цирка и хотя бы что-нибудь обо всех видах искусства. Я бы разделил режиссеров, работающих сейчас в цирке, на три категории. Первая — это люди, имеющие вкус, знающие, как организовать действие, люди, окончившие театральный институт, но плохо знакомые со спецификой цирка, с технологией жанров, не чувствующие рамки трюковых возможностей. Вторая категория — это те, кто великолепно на практике изучил требования манежа, но у них часто нет специального образования, не хватает культуры, а значит, нет подлинного вкуса.
Наконец, третья и наиболее многочисленная и активная группа — это артисты, руководящие номерами и аттракционами. Сплошь да рядом бывает так, что, желая обновить свое выступление или создать новый номер, они берут на себя функции режиссера. Я вовсе не хочу сказать, что у всех у них дело обстоит плохо. Отнюдь нет! Есть немало исполнителей — замечательных постановщиков собственных номеров. Опытные Дрессировщики могут позавидовать тому, как акробат В. Запашный изучил принципы дрессуры, как он умело, с выдумкой построил свое выступление. В. Дуров, Н. Логачева, И. Бугримова, В. Волжанский, Н. Ольховиков, О. Белоусов, М. Птицын, В. Довейко, М. Егоров... Список великолепных исполнителей, вдумчивых режиссеров можно было бы продолжить. Но моя задача сегодня иная: меня волнует негативная сторона дела. Артист, который готовит свой номер, нередко остро нуждается в указаниях умного, знающего наставника — опытного режиссера. А какой же будет прок, если наставник разбирается в жанре хуже ученика. Мне могут возразить, что кое-какой толк все-таки будет. Режиссер хотя бы заставит артиста больше тренироваться, подскажет, в каком костюме выйти на манеж, отрепетирует с ним ту или иную пластическую позу комплимента. Но ведь этого мало, крайне мало!
Язык цирка своеобразен. Если сценический образ драматического актера создает и текст его роли и весь антураж театра, то мастер манежа может утвердить себя, свой образ при помощи трюков. Трюк покажет зрителю, кто находится сейчас перед ним на арене — неудачник или увалень, весельчак или герой. Допустим, гимнаст в полете продемонстрировал безукоризненное двойное сальто-мортале (а еще лучше тройное), и вот уже зритель всецело покорен им: кому не хочется стать таким же ловким, смелым? Технология выполнения трюка для артиста цирка то же, что бельканто для певца, и режиссер обязан в совершенстве знать эту технологию. Но охватить одному человеку все многообразие цирковых жанров невозможно. Значит, он должен знать в совершенстве один-два жанра. Изучил, скажем, режиссер технологию дрессуры — ставь номера с животными, знаком ему конный цирк — готовь аттракцион с лошадьми. Если же талантливый режиссер освоил не один, а два-три жанра, тем лучше. Это даст ему возможность комбинировать их в номере и представлении, соединять трюки (например, акробатики, жонглирования), перебрасывать между ними мостики, создавать блистательные комбинации, а может быть, даже заложить основы нового жанра.
Но и этого еще недостаточно. Режиссеру нужно знать все, что было сделано в жанре раньше, знать его историю, его лучших исполнителей. Таким знатоком в области дрессуры является А. Александров-Федотов — обладатель уникальной цирковой библиотеки, собравший богатейший литературный и иконографический материал по дрессуре. Знание истории помогает не повторяться, подсказывает, как, отталкиваясь от существовавшего когда-то, искать новое. Только досконально изучив все особенности жанра воздушной гимнастики, С. Морозов смог так успешно поставить номер В. Сурковой и номера под руководством Е. Бубновой и А. Хазовой. Великолепный пример вдумчивой режиссуры показывает ветеран цирка А. Арнольд. Благодаря скрупулезному знанию дела, умелому подбору тренеров, его «Цирк на льду» смотрится, как представление «звезд», хотя на самом деле труппа состоит из «зеленого» молодняка. С большой выдумкой и мастерством поставлен режиссером М. Местечкиным номер музыкальных эксцентриков Е. Амвросьевой и Г. Шахнина.
Печально, когда режиссер берется за постановку номера или аттракциона в любом жанре, считая, что служба есть служба. Это никогда не давало добрых результатов. Чем другим, как только непониманием всей сложности задачи, можно, например, объяснить, что способный режиссер Л. Лукьянов взялся сам, не имея достаточной подготовки, ставить номер «па-де-труа» в программе латышского цирка, не привлек к этому знатока конного жанра. Еще один подобный случай. Главный режиссер Тульского цирка А. Вольный решил поставить номер музыкальным эксцентрикам Майоровым, хотя и не является специалистом в этом жанре. В результате, затратив на репетиции шесть месяцев, он так и не справился с поставленной перед ним задачей.
Совершенно по-иному обстояло дело с подготовкой Конного цирка. Его успешное создание объясняется прежде всего тем, что работу возглавил отличный знаток конного жанра М. Туганов. Перед режиссурой сейчас стоят серьезные и ответственные задачи. Значительно расширяется сеть цирков, повсеместно развертывается подготовка к празднованию пятидесятилетия Советской власти. Не за горами мировой конкурс по номерам и аттракционам, который состоится в 1968 году в Москве. Все это требует значительного увеличения количества новых номеров, аттракционов и сюжетных представлений. Качество этих номеров, мастерство исполнителей должны отвечать возросшим вкусам зрителей, способствовать дальнейшему развитию нашего циркового искусства.
Для этого режиссер должен не только готовить номера, аттракционы, программы, но и заботиться о воспитании профессионально-режиссерских навыков у артистов — руководителей номеров. Его задача — поднять их культуру, развить у них хороший вкус. Одной из форм воспитания должно стать обсуждение новых работ на художественных советах цирков и цирковых коллективов. Постоянно пополнять репертуарный портфель новыми сценариями, будить творческую мысль мастеров манежа, вовремя подмечать и поддерживать новое, чутко корректировать предложения артистов — вот те основные задачи, которые стоят ныне перед нашими режиссерами. Их успешное решение по плечу лишь тем, кто профессионально знает цирк, внимательно следит за смежными видами искусств, бывает на спортивных соревнованиях, на представлениях пантомимистов и т. п. Лишь при этих условиях режиссер сможет творчески расти, постоянно расширять свой кругозор, знать все современные веяния в искусстве, достижения в спорте и т. д.
Мне кажется, что давно приспело время организовать учебу молодых режиссеров. Почему в ГИТИСе имеется факультет балетмейстеров, а факультета цирковой режиссуры не существует? Он должен быть. Надо уже сегодня, не откладывая этого дела в долгий ящик, позаботиться о подготовке высокопрофессиональных режиссерских кадров для цирка. Широко и всесторонне образованный, вдумчивый, хорошо знающий специфику цирка, режиссер способен сделать очень многое для развития нашего своеобразного и яркого искусства. Хочется обратиться к товарищам режиссерам со словами Владимира Маяковского: «Твори, выдумывай, пробуй!»
Н. БАРЗИЛОВИЧ, главный режиссер художественного отдела Союзгосцирка, заслуженный деятель искусств Литовской ССР
Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.
оставить комментарий