В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

У дирижерского пульта Святослав Данилов

Дирижер Святослав  Гаврилович ДаниловЗал в  полумраке,  освещен лишь круг манежа. Идет   репетиция новой программы.   Артист, преж­де чем начать отрабатывать   трюки,   поднимается к ложе оркестра, протягивает  дирижеру ноты. Дирижер Святослав  Гаврилович Данилов внимательно рассматривает пожелтевшие, порванные с краев листы.

— Пообтрепались, сколько лет с собой  возим, — вино­вато  объясняет артист. — Трудно  разобрать?
— Разобрать  можно,  да  нужно  ли?  Вот послушайте. — Данилов  что-то  говорит    музыкантам...    Взмах  палочки, и  звучит бодрая, энергичная  мелодия.

Когда смолкают последние аккорды, Данилов оборачи­вается   к   артисту:

— Лучше?
— Конечно  же,  ритм,  какой надо...
— Тогда забирайте обратно свои ноты, начнем   репе­тицию...

В перерыве артисты поинтересовались, как это так быстро им смогли предложить интересную музыкальную пьесу. Дирижер, улыбаясь, ответил, что оркестром подго­товлено более пятидесяти  различных  по  характеру  вещей.

— Пятьдесят?!

Удивление было понятно Данилову, он хорошо знал, как иной раз бывают ограничены возможности дирижера в   цирке.

Пятнадцать лет назад, еще занимаясь в консерватории, он вечерами исполнял партию кларнета в оркестре цирка. Лишь через несколько лет с дипломом о высшем образо­вании Святослав Гаврилович снова пришел в цирк. Его направили   в  Ташкент.  Там   у  служебного   входа   в   здание цирка он увидел объявление о том, что требуются билете­ры, униформисты и... музыканты. Лишь за несколько дней до премьеры дирижер смог набрать музыкантов с разной подготовкой,   с   разной   манерой   исполнения.

И так пошло — как новый сезон, так новый состав ор­кестра. Особенно тяжело пришлось Данилову в Оренбурге. Туда приехали известные мастера арены. А он был вынуж­ден включить в оркестр студентов училища, не имеющих опыта,   пенсионеров,   утративших   нужные   профессиональные  качества, музыкантов,  занятых  в  других местах,  кото­рые   прямо   предупредили:

— Извини, товарищ начальник, на репетиции не обеща­ем приходить.

Что же делать? После очередного представления Дани­лов попросил своих новых товарищей:

— Давайте задержимся хоть  на полчаса.

Многое ли сделаешь за полчаса, да и за те несколько месяцев, что существует оркестр? Тут не приходилось меч­тать о том, чтобы готовить впрок новые пьесы.

...Несколько лет назад Данилов был направлен в Сара­товский цирк. Приятно оказаться в городе, где прошли студенческие годы, но в то же время дирижера одолевали тревога и смущение. В цирк смогут пожаловать препода­ватели консерватории, как они оценят его работу? Жители Саратова знакомы с хорошей музыкой — в городе филар­мония, театр оперы и балета, сюда приезжают на гастро­ли   дирижеры   из   столицы. Данилов побывал в консерватории у старшекурсников, попросил друзей и знакомых порекомендовать ему подго­товленных музыкантов. Состав оркестра оказался сильным, и все же Данилов каждое утро репетировал подолгу и серьезно, терпеливо отрабатывал чистоту звучания, доби­вался правильной трактовки произведения. Часы после репетиции до вечернего представления он посвящал заботе о репертуаре, пополнению нотной биб­лиотеки. Святослав Гаврилович установил творческие связи с московскими композиторами О. Фельцманом, А. Бабад­жаняном, А. Островским, А. Цфасманом и другими. Дири­жер получал от них ноты новых произведений, Иной раз он сам проводил аранжировку пьес для оркестра.

Как-то на очередной репетиции Данилов раздал музы­кантам новые ноты. Послышался недоуменный вопрос:

— Неужели еще один номер вводят в программу?
— Нет. Будем готовить свой репертуар.

Вслед за одной вещью разучили вторую, третью. Появи­лась возможность заменять в программах устаревшие мелодии более яркими, свежими. Оркестр успешно высту­пал на больших шефских концертах на предприятиях химии   Саратова.

Но закончился сезон. Музыканты приходили в цирк без инструментов получать расчет. Данилов с грустью пожи­мал им руки — «до встречи». Но состоится ли встреча? Опытные специалисты не станут сидеть без дела несколько месяцев. Значит, осенью придут другие, все начинай сна­чала. Естественно, возникал вопрос: почему бы не создать постоянные оркестры? Кончился зимний сезон. Музыканты могут работать в летних, в передвижных цирках... Да только ли Данилова волновала эта проблема? В прошлом году руководство цирка и дирижер доби­лись,   чтобы   оркестр   не  был   распущен   на   летний   сезон.

мСвятослав   Данилов,   заслуженная   артистка   РСФСР   Нина   Логачева   и  коверный   Константин   Васильев   перед  репетицией

И в это лето музыканты в полном составе поехали в пере­движной цирк. Их руководитель Данилов — уже в какой раз — был направлен с группой артистов на гастроли за рубеж. Вернулся он к хорошо знакомому коллективу. Осенью не придется начинать все сначала. Можно будет расширять репертуар, добиваться еще более тонкого и вы­разительного   исполнения. Когда перед Даниловым ставят такой вопрос: «Стоит ли кончать консерваторию, чтобы дирижировать в цирке? Это же не филармония, люди приходят сюда полюбоваться на ловкость и смелость, посмеяться...» — Дирижер уверен­но отвечает: «Стоит!» В наши дни программы цирка гото­вят опытные режиссеры, авторы текстов — поэты, писатели-сатирики, над эскизами оформления работают известные художники, композиторы создают музыку. И конечно же за дирижерским пультом должен стоять специалист своего дела, а оркестр — состоять из музыкантов высокой квали­фикации.

...Цирк заполнили зрители, и с первых же торжественно-радостных аккордов настроение у всех становится припод­нятым, праздничным. На арену выбегают акробаты, выхо­дит дрессировщик со своими послушными питомцами, появляются веселые клоуны. Музыка, сопровождающая их выступления, должна звучать ярко и  выразительно.


К. ВАЛИКОВ

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

печать листовок дешево