У дирижерского пульта Святослав Данилов
Зал в полумраке, освещен лишь круг манежа. Идет репетиция новой программы. Артист, прежде чем начать отрабатывать трюки, поднимается к ложе оркестра, протягивает дирижеру ноты. Дирижер Святослав Гаврилович Данилов внимательно рассматривает пожелтевшие, порванные с краев листы.
— Пообтрепались, сколько лет с собой возим, — виновато объясняет артист. — Трудно разобрать?
— Разобрать можно, да нужно ли? Вот послушайте. — Данилов что-то говорит музыкантам... Взмах палочки, и звучит бодрая, энергичная мелодия.
Когда смолкают последние аккорды, Данилов оборачивается к артисту:
— Лучше?
— Конечно же, ритм, какой надо...
— Тогда забирайте обратно свои ноты, начнем репетицию...
В перерыве артисты поинтересовались, как это так быстро им смогли предложить интересную музыкальную пьесу. Дирижер, улыбаясь, ответил, что оркестром подготовлено более пятидесяти различных по характеру вещей.
— Пятьдесят?!
Удивление было понятно Данилову, он хорошо знал, как иной раз бывают ограничены возможности дирижера в цирке.
Пятнадцать лет назад, еще занимаясь в консерватории, он вечерами исполнял партию кларнета в оркестре цирка. Лишь через несколько лет с дипломом о высшем образовании Святослав Гаврилович снова пришел в цирк. Его направили в Ташкент. Там у служебного входа в здание цирка он увидел объявление о том, что требуются билетеры, униформисты и... музыканты. Лишь за несколько дней до премьеры дирижер смог набрать музыкантов с разной подготовкой, с разной манерой исполнения.
И так пошло — как новый сезон, так новый состав оркестра. Особенно тяжело пришлось Данилову в Оренбурге. Туда приехали известные мастера арены. А он был вынужден включить в оркестр студентов училища, не имеющих опыта, пенсионеров, утративших нужные профессиональные качества, музыкантов, занятых в других местах, которые прямо предупредили:
— Извини, товарищ начальник, на репетиции не обещаем приходить.
Что же делать? После очередного представления Данилов попросил своих новых товарищей:
— Давайте задержимся хоть на полчаса.
Многое ли сделаешь за полчаса, да и за те несколько месяцев, что существует оркестр? Тут не приходилось мечтать о том, чтобы готовить впрок новые пьесы.
...Несколько лет назад Данилов был направлен в Саратовский цирк. Приятно оказаться в городе, где прошли студенческие годы, но в то же время дирижера одолевали тревога и смущение. В цирк смогут пожаловать преподаватели консерватории, как они оценят его работу? Жители Саратова знакомы с хорошей музыкой — в городе филармония, театр оперы и балета, сюда приезжают на гастроли дирижеры из столицы. Данилов побывал в консерватории у старшекурсников, попросил друзей и знакомых порекомендовать ему подготовленных музыкантов. Состав оркестра оказался сильным, и все же Данилов каждое утро репетировал подолгу и серьезно, терпеливо отрабатывал чистоту звучания, добивался правильной трактовки произведения. Часы после репетиции до вечернего представления он посвящал заботе о репертуаре, пополнению нотной библиотеки. Святослав Гаврилович установил творческие связи с московскими композиторами О. Фельцманом, А. Бабаджаняном, А. Островским, А. Цфасманом и другими. Дирижер получал от них ноты новых произведений, Иной раз он сам проводил аранжировку пьес для оркестра.
Как-то на очередной репетиции Данилов раздал музыкантам новые ноты. Послышался недоуменный вопрос:
— Неужели еще один номер вводят в программу?
— Нет. Будем готовить свой репертуар.
Вслед за одной вещью разучили вторую, третью. Появилась возможность заменять в программах устаревшие мелодии более яркими, свежими. Оркестр успешно выступал на больших шефских концертах на предприятиях химии Саратова.
Но закончился сезон. Музыканты приходили в цирк без инструментов получать расчет. Данилов с грустью пожимал им руки — «до встречи». Но состоится ли встреча? Опытные специалисты не станут сидеть без дела несколько месяцев. Значит, осенью придут другие, все начинай сначала. Естественно, возникал вопрос: почему бы не создать постоянные оркестры? Кончился зимний сезон. Музыканты могут работать в летних, в передвижных цирках... Да только ли Данилова волновала эта проблема? В прошлом году руководство цирка и дирижер добились, чтобы оркестр не был распущен на летний сезон.
Святослав Данилов, заслуженная артистка РСФСР Нина Логачева и коверный Константин Васильев перед репетицией
И в это лето музыканты в полном составе поехали в передвижной цирк. Их руководитель Данилов — уже в какой раз — был направлен с группой артистов на гастроли за рубеж. Вернулся он к хорошо знакомому коллективу. Осенью не придется начинать все сначала. Можно будет расширять репертуар, добиваться еще более тонкого и выразительного исполнения. Когда перед Даниловым ставят такой вопрос: «Стоит ли кончать консерваторию, чтобы дирижировать в цирке? Это же не филармония, люди приходят сюда полюбоваться на ловкость и смелость, посмеяться...» — Дирижер уверенно отвечает: «Стоит!» В наши дни программы цирка готовят опытные режиссеры, авторы текстов — поэты, писатели-сатирики, над эскизами оформления работают известные художники, композиторы создают музыку. И конечно же за дирижерским пультом должен стоять специалист своего дела, а оркестр — состоять из музыкантов высокой квалификации.
...Цирк заполнили зрители, и с первых же торжественно-радостных аккордов настроение у всех становится приподнятым, праздничным. На арену выбегают акробаты, выходит дрессировщик со своими послушными питомцами, появляются веселые клоуны. Музыка, сопровождающая их выступления, должна звучать ярко и выразительно.
К. ВАЛИКОВ
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.
оставить комментарий