У кого учится клоун
Кажется, это была дискуссия школьников о выборе профессии. Говорили об авиации, о живописи, о кибернетике.
Все шло в обычных рамках дискуссий, пока один мальчик интеллигентного вида не заявил:
— А я решил учиться на клоуна.
Недоверчивое хихиканье — не розыгрыш ли? И, наконец, радостное возмущение:
— В цирк собираешься?.. Учиться на клоуна? А чему, собственно, учиться: «Здравствуйте, дорогие зрители!» Вот уморил!..
Щутки шутками, а, если говорить серьезно, чему необходимо учиться клоуну? С каким багажом надлежит ему выходить на манеж? Каким представать перед зрителями?
Прежде всего красивым и умным. Обязательно умным — иначе зрителю скучно будет наблюдать за его действиями. И непременно красивым! Не беда, если мал рост или чересчур велик, если лицо не имеет строго классических пропорций. Речь идет о красоте иной. Клоунов любят. А разве люди любят уродство? Неуклюжесть и несообразительность — всего лишь маска. А маска, как известно, весьма и весьма обманчива. Сказочный Иванушка-дурачок оказывается на поверку красавцем и умницей, он лишь притворяется до поры до времени.
Клоун — это мозг цирка, его голова. Не случайно на отделение клоунады циркового училища принимают молодежь с образованием не менее десятилетки или техникума и имеющую хоть некоторый запас наблюдений и жизненного опыта. Четыре курса училища, по сути, развивают и шлифуют те мысли и представления о мире, которые уже сложились у молодого человека. Некоторые держат экзамены не однажды. Рассказывают об одном студенте, поступавшем в училище пять или шесть лет подряд. Убедил он комиссию не только своим упорством. Пять лет он думал, размышлял об избранной профессии. И способности, в которые сначала верил он один, увидели другие. Время — лучший помощник «гадких утят».
Клоун должен уметь все. Но прежде всего он, пожалуй, актер пародийный. Большинство реприз — комическая интерпретация только что прошедшего номера. А жанров и разновидностей номеров в цирке около ста. Но клоун непременно участвует во всем происходящем на арене. То исполнит замысловатое коленце вместе с прыгунами, то пройдет по канату, то перелетит с трапеции на трапецию. И если сложный трюк исполнителя номера зрители ждут с замиранием сердца, то в своем любимце они совершенно уверены — конечно же, все будет в порядке! Реприза О. Попова «Повар», — в сущности, миниатюрный жонглерский номер. А прыжок К. Бер-мана с пятиметровой авансцены? А Карандаш, путешествующий по канату под куполом? Разве все это не профессионально проделано?
Но, главное, клоуну нужно научиться мыслить. Это, пожалуй, важнее акробатики и жонглирования. Как это ни парадоксально, но клоун должен быть интеллигентен. Именно интеллигентен. Воспитание человека умного, с отличным вкусом, требовательного к себе, — вот главная задача при подготовке клоуна. В прежние времена старые мастера обучали новичков добросовестно, способом не гуманным, но эффективным. Они владели тем, что уже тысячи раз было проверено и выверено на зрителях, не ведая, почему и отчего это хорошо. Короче говоря, были таланты, были педагоги, но не было системы. А работа без точной системы похожа на спуск на лыжах с горы, когда падения неожиданны и необъяснимы.
А сейчас — каким премудростям обучаются клоуны? В училище они изучают мастерство актера, сценическую речь, грим, пантомиму, историю цирка, историю театра, сатирическую литературу, акробатику, жонглирование, танец. Проводятся индивидуальные занятия по музыке, вокалу. Программа солидная. Преподают артисты и режиссеры театра и цирка.
Скептик может заметить: вот клоуны изучают Рабле и Гомера, систему Станиславского, сценическое искусство. А в чем, собственно, проявляется их культура в цирке? Ведь кончается чаще всего все тем же самым. Рыжий попытается обмануть Белого и за это получит тысячу колотушек и будет постыдно реветь метровыми струями. Правда, сейчас Рыжий и Белый переодеваются в платье эпохи, но все равно только и ищут повод отлупить друг друга. Например, у выпускников ГУЦЭИ была такая клоунада: тунеядец (Рыжий) старался перехитрить бригадмильца (Белого), за что, разумеется, получал пинки и колотушки, а потом раскаивался и навзрыд ревел. Все, как у знаменитых Фрателлини, что смешили публику еще сто лет назад. Так что же, выходит замкнутый круг?
Давайте обратимся за ответом к теории циркового искусства. Но теория цирка молода и во многом еще беспорядочна. Вспомните, какие ожесточенные споры велись лет сорок назад о будущем цирка. Прошлое было размашисто зачеркнуто: новому зрителю — новый цирк. А какой он, новый?
Политсатира Лазаренко? Как одно из направлений — возможно, но далеко не исчерпывающе. Карандаш, Попов, Никулин... Безусловно, достижения — человеческие характеры вместо масок, простота и естественность. Но их успех некоторые критики подняли до уровня решения проблемы клоунады. Сверкающий клоун был официально изгнан с арены скромным работягой в пиджачке. Но у всякой медали есть оборотная сторона: мнимая простота привела к упрощению, представление все чаще стал сопровождать унылый человек в цивильном платье, деловито проговаривающий текст реприз. Он шутки не шутил — он работал. И клоун перестал быть клоуном! И снова заволновалась печать о «неудовлетворительном положении клоунады».
Карандаш, Попов, Никулин — это успех людей одаренных. Но беда, когда одна из моделей становится предметом подражания, одна мысль — догмой, а один из талантов — эталоном. Надо понимать, что достижения наших популярных комиков — это развитие направления, продиктованного эпохой. Но одновременно с ними выходят на манеж Фрателлини, Заватта. Их выступления не менее талантливы, интересны. Все это сказано, чтобы прийти к элементарной истине — искусство не терпит подражательства. Но стоило ли ломиться в открытую дверь? Может быть, и стоило. Ведь нередко можно услышать, скажем, в училище, такие разговоры:
— Через два года наш Петров будет лучше Олега Попова!
Разве дело в Попове? Или в Никулине? Бесспорно, названные артисты хороши. Но не надо «быть Олегом Поповым» — надо быть самим собой. Не надо принимать за эталон именитых современников и творить себя по их образу и подобию. У них надо лишь учиться мастерству и хорошему вкусу.
Обычно артист цирка избирает одну любимую роль, один определенный образ на всю жизнь. И клоун примеряет десятки гримов, десятки костюмов — и красный нос, и малиновый пиджак, — пока не найдет тот единственный, сшитый точно по мерке и к «лицу» его герою. Если зрители понимают и любят клоуна, верят ему — значит, образ живет.
Путь к истине пролегает через мучительные раздумья, непрестанные поиски, накопление знаний и культуры. Своими наставниками клоун с полным основанием может считать всех, кто подарил человечеству прекрасные мысли.
Н. НИКОЛАЕВА
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий