У рабочих Магдебурга
На тумбе для афиш пестрый плакат: «Выступает цирк магдебургского завода им. Карла Маркса». Кое-кто, возможно, подумает: «Цирк на заводе? Нет, это что-то не то». Но если вы попадете на его представление, то не пожалеете.
Возник самодеятельный цирк на заводе так. Весной 1961 года в профсоюзный комитет вызвали инспектора отдела сбыта Юргена Хагена и сказали ему; «Юрген, придумай что-нибудь особенное для смотра самодеятельности!» Юргену 25 лет. До сих пор его увлечением была музыка. На заводе он организовал танцевальный оркестр «Торнадо», играл на многих инструментах. Мальчиком Юрген пел в хоре кантаты Баха, а в 13 лет основал в школе пионерский хор.
После разговора в профсоюзном комитете у Юргена появилась идея: самодеятельный цирк! Многие сомневались в успехе, но решили — почему не попытаться? После заметки в заводской многотиражке о создании нового самодеятельного коллектива 22 человека изъявили желание вступить в него. В апреле 1961 года энтузиасты выступили перед своими товарищами, настроенными весьма критически. Признаться, тогда кое-что, как говорится, было «сшито на живую нитку».
— Сегодня у нас более 80 участников, в программе 12 номеров, — не без гордости рассказывает Юрген Хаген. — На студии ДЕФА снят о нас фильм, мы выступали по телевидению.
Кто же участвует в цирковом ансамбле? Давайте познакомимся. Эмиль Зандер, токарь по профессии. В юности он состоял в спортивном обществе «Оттерслебен». Тогда-то Эмиль сконструировал и построил со своим другом сложный снаряд — турник с параллельными брусьями и вскоре стал автором оригинального номера. Двое рабочих с успехом демонстрировали свое искусство на этом необычном снаряде. В то время у власти стояли нацисты. Зандер был привлечен к исполнению трудовой повинности, его партнера призвали в армию, снаряд был заброшен.
Много лет спустя Зандер попал на представление самодеятельного цирка, увидел там выступление Гельмута Панкраца (артистический псевдоним его — Чарли). Чарли в больших стоптанных башмаках, в бело-зеленой рубашке, загримированный, проделывал трюки на брусьях и лестнице. Зандер предложил ему свой снаряд, и теперь в программе рабочего цирка блестящий номер «Чарли и К°» — три артиста: сам Гельмут Панкрац, учитель физкультуры Рольф Хоппе и двадцатилетний студент Курт Шнайдер. Знакомимся с другими «артистами».
Инженер Раймунд Келер, нижний в номере эквилибристов с першем. Он рассказывает: «Чего мы только не перепробовали! Я балансировал першем на подбородке. Ведь мы стремимся найти что-то свое». Велофигуристка Рената Хаген — продавщица магдебургского детского универмага «Пюнктхен». Девочкой она завоевала звание мастера спорта среди детей. Но вначале Юрген не хотел принимать Ренату в коллектив, утверждая, что ее номер разрушит их программу, потому что требует много места. Теперь никто не жалеет, что она участвует в их выступлении.
Выступает Гельмут Панкрац
Самодеятельные артисты регулярно собираются на репетиции. Можно услышать голоса скептиков: «Эти «артисты», увлекшись цирком, наверняка забывают о своей основной работе». Скептики ошибаются. Многие из участников несут успешно три нагрузки: сложная и ответственная работа, заочная учеба и участие во всех репетициях и выступлениях. Акробат на трапеции Хеннинг Борман, наборщик, изучает педагогику, токарь Курт Шнайдер учится на инженера, музыкант-эксцентрик Петер Гюншель поступает в аспирантуру, конферансье Байер готовится стать студентом заочного института. Гельмут Панкрац (Чарли) — лауреат государственной премии, передовик производства, ему неоднократно присваивалось звание активиста труда. В ансамбле такое правило: тех, кто плохо работает, исключать. Как называется программа самодеятельного коллектива? Для непосвященных довольно странно: «Если бы знал господин Гверике». Сцена спектакля представляет базарную площадь в Магдебурге. Посреди возвышается старый памятник бургомистру Гверике (отсюда и название). Справа на сцене натянут канат, сверху свешивается различный реквизит. Вспыхивают прожектора. Раздается звуки фанфар. Затем под марш в ритме чарлстона на сцену выходят артисты. Начинается представление...
А. ВЛАСОВ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.
оставить комментарий