У семи нянек дитя без глаза - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

У семи нянек дитя без глаза

Нужен ли методический центр? Вопрос отнюдь не ри­торический. Он дискутируется давно, но с места сдвинуть пока   что   его   не   удалось.

Начнем от печки. Для чего нужен методический центр артистов-чтецов? А для того, чтобы вести систематические поиски форм и методов работы, обобщать опыт лучших мастеров художественного слова, по возможности собрать и сосредоточить материалы выступлений таких выдающих­ся мастеров, как В. фонтов, А. Закушяк и других. Сло­вом, необходимо подумать о создании нашей, советской школы искусства художественного слова. А готовить к пе­чати методические пособия и монографии о крупнейших представителях искусства художественного слова, органи­зовать группы стажеров для подготовки их к конкурсам ВГКО. Объединить в таком центре лучших режиссеров, консультантов-специалистов, чтобы с их помощью постоян­но совершенствовать уровень исполнительского мастер­ства. Может, хватит? Ведь так можно продолжать беско­нечно. А кто этими вопросами занимается сегодня?' Да ник­то. И некому. Хотя у артистов-чтецов, если не все семь нянек, то по крайней мере три няньки имеются.

Чтецы в Москве официально числятся при отделе ВГКО и в Московской государственной филармонии. Кро­ме того, существует и полуофициальная организация — секция мастеров художественного слова при Центральном Доме актера ВТО. Эти ведомственные барьеры — серьез­ная помеха для объединения творческих усилий мастеров жанра в решении вопросов репертуара, тематики, режис­суры,   профессионального   мастерства. Назрела острая необходимость подумать о создании творческой организации артистов-чтецов и при ней же открыть методический центр. Пора, давно пора покон­чить в наших концертных организациях с довольно живу­чей и весьма опасной тенденцией, очень смахивающей, по сути, на пресловутый и чуждый нам принцип — «разде­ляй   и   властвуй». Вот пример для подтверждения тезиса. Чтецы ВГКО в Москве монопольно владеют Политехническим музеем, а артисты Московской государственной филармонии — Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина. И, боже упаси, чтобы кто-либо осмелился нарушить эту неписаную конвенцию. Тут же одернут: «Не пущать!» А почему, собственно, «не пущать»? На каком основании посетители библиотеки им. Ленина лишены права слу­шать таких замечательных чтецов, как С. Балашов, А. Гон­чаров, В. Сомов и многих других? Происходит такое по прихоти   администраторов.

Кстати... Раз уж речь зашла об администраторах. Ча­сто замечаешь, что в сборной программе эстрадных кон­цертов отсутствует выступление чтеца. Чем это объяс­нить? Вкусовщиной. У иного администратора своя сугубо индивидуальная  точка  зрения   на   идейно-художественный уровень программы, он, по сути, хозяин концерта. Ретивый администратор ставит перед собой примитивную зада­чу— развлекать публику. А коли это так, то кому нужны стихи и проза? И лепит он программу концерта по своему усмотрению, вкусу, который особой тонкостью и стро­гостью не отличается. Необходимо искоренить порочную практику, усилить контроль над составлением общих кон­цертных программ. Личный вкус администратора порож­дает ту самую беду, когда, становясь на московский гра­фик,   артисты-чтецы   оказываются   в   длительных   простоях.

— Выручают нас абонементы, — рассказывает Алек­сандра Ивановна. — У нас имеются литературные абоне­менты по Советскому Союзу, в которых принимают уча­стие не только артисты нашего отдела, но и чтецы Украи­ны, Белоруссии, республик и городов страны. Этот або­немент проходит в вузах, в домах культуры и клубах, в местных филармониях. По Союзу имеется и школьный абонемент, а по ряду маршрутов — сельский. Кроме того, имеются абонементы для Политехнического музея и Ок­тябрьского зала Дома союзов в Москве, московский областной — для университетов культуры. В стадии орга­низации абонемент для Государственного литературного музея столицы. Вообще, — заключает с горечью Сэм, — мы были бы довольны, если бы вся наша работа проводилась по абонементам, чтобы не быть в зависимости от личных вкусов, симпатий и антипатий администраторов.

Позвольте с вами не согласиться, уважаемая Алек­сандра Ивановна. Абонементы существуют для' сравни­тельно узкого круга любителей литературы. Как быть с теми тысячами, миллионами советских людей, которые по вечерам заполняют концертные и эстрадные залы страны? Кто до их сердец будет доносить живое слово замечательной советской литературы, исполненной пафо­са великого созидания? Кто приоткроет волнующие страницы прошлого, запечатленные в прозе и поэзии оте­чественных   и   зарубежных   классиков? Нет, искусство художественного слова должно звучать во   всех   эстрадных   концертах! И еще одна проблема. Отдел пользуется услугами театральных режиссеров. В большинстве своем это высо­коквалифицированные, талантливые специалисты. Но в ис­кусстве художественного слова есть свои специфические особенности, пренебрегать которыми не следует. Чтец ве­дет разговор со зрителем тет-а-тет. Он не пользуется декорацией, гримом, костюмами, особым освещением. Ответственность чрезвычайно высокая. Вот почему кажет­ся уместным и своевременным поставить вопрос с подго­товке в театральных вузах режиссеров для артистов-чтецов.

Всего один день... Но он помог познакомиться со мно­гими   проблемами   работы   отдела. В отделе чтецов ВГКО сильный в профессиональном отношении коллектив, способный решать сложные задачи по созданию высокоидейного репертуара, отвечающего требованиям нашего времени, задачи по пропаганде луч­ших достижений поэзии и прозы нашей страны, русской классической  и  современной  зарубежной литературы. Здесь трудятся талантливые мастера, создавшие свои творческие направления в искусстве художественного сло­ва, такие, как народный артист РСФСР С. Балашов, заслу­женные артисты РСФСР В. Сомов, А. Гончаров, широко известны имена заслуженной артистки РСФСР Л. Кайранской, А. Азарина, Г. Сорокина и других. На смену старше­му поколению выдвигаются молодые одаренные артисты: В. Маратов, Г. Шмелев, Л. Гарагаш, А. Мальков и многие другие.

В репертуаре артистов — широкий круг разнообразных тем. Большим успехом пользуются литературные програм­мы, посвященные К. Марксу, В. И. Ленину, творчеству выдающихся деятелей литературы прошлого и настоящего. Мастера художественного слова находятся на передо­вой идеологического фронта. Они делают большое и важ­ное дело по пропаганде коммунистической идеологии и нравственности, проникая в самые глубины сознания и сердца каждого слушателя.


Журнал Советский цирк. Май 1964 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования