У вечного источника - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

У вечного источника

Елена СапоговаКогда слушаешь Елену Сапогову, оказываешься не только вовлеченным в образный мир рисуемой ею картины, но и невольно задумываешься над теми поистине неисчерпаемы ми богатствами, котoрые таятся в многовековой песенной культуре русского народа.

На фото. Елена Сапогова

Слушая певицу, мы проникаемся ее взглядом на жизненные явления, человеческие судьбы, попадаем в сферу создаваемого ею магнитного поля, котороe, уже само по себе, признак и умения, и мастерства и, вероятно, прежде всего подлинного таланта.

A c чего все это началось?

В тот год, когда девушка из Балакова выступила на смотре художественной самодеятельности в Сарато­ве, выдающийся фольклорист, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Л. Л. Христиансен задумал создание в консерватории первого и тогда еще единственного в нашей стране отделения дирижеров народного хора, и от его чуткого слуха не ускользнули данные Е. Сапоговой. Так она оказалась в консерватор­ском классе, где под руководством талантливого мастера формировались взгляды, творческий облик будущей певицы, проходил сложный процесс кристаллизации соб­ственного исполнительского стиля. C раннего детства, воспитываясь в волжском селе Брядино Ульяновской об­ласти, она восприняла волжскую манеру пения, страст­ную любовь к исполнению народной песни.

И вот снова, как и много лет назад, Елена Сапогова, нынe народная артистка РСФСР, солистка Свердловской филармонии, взволнованная вышла на ту же филармоническую эстраду, c которой связаны первые профессиональные шаги после окончания консерватории. Но в эти первыe мгновения думалось почему-то o том, скольких исполнителей русских песен, некогда быв­ших модными, знала история. Сегодня они забыты. Зато в памяти народной сохранились имена братьев Рябининых, Марии Дмитриевны Кривополеновой, Аграфены Ивановны Глинкиной, Ольги Васильевны Ковалевой, Лидии Андреев­ны Руслановой. Вслед за ними, по тому же пути к первозданной красоте народной культуры достойно шествует воспитанница Л. Христиансена.

Елена Сапогова — среди тех пропагандистов на­родного творчества, чьи замыслы и их воплощение отмeчены глубиной и серьезностью. Что же появилось за прошедшие годы в ее испол­нительстве, каковы черты ее художественного облика?

Ее огромный репертуар вырос не только в количественном отношении, но и по своему художествен­ному диапазону, пo своим жанровым признакам. E. Са­погова поет нaродные песни, заговоры, плачи, «сказывает» былины и легенды. Певица говорит, что в ее репертуаре свыше ста песен, десять былин. Ведь подумать только: в одном концерте она исполняет, наряду c другими произведениями, три крупных произведения — былины «Добрыня и змей», «Вавила и скоморохи», «Василий Буслаев». Примечательно, что богатыри в ее сво­бодной и естественной трактовке люди обычные, реальные, но обладающие огромной силой, смелостью, благородством.

Одна из жемчужин русского фольклора былина «Василий Буслаев» воплощается артисткой смело и само­бытно.  Это спектакль со своеобразной драматургией, неповторимыми речевыми характеристиками всех героев, окрашенных индивидуальной интонацией, ритмической структурой. Отсюда — почти зримые образы корабель­щиков, сказителя, многочисленных посадских людей, Омелфы Тимофеевны и самого Василия 6услаева. Слушая исполнительницу, невольно вспоминается характеристика A. M. Горького, считавшего 6услаева ярким характерам, первым богоборцем, выступившим против религиозных догм. Здесь заблестела еще одна грань E. Сапоговой она показала себя тонким художником слова.

Или вот любовный «Заговор», «Свадебная песня» c ее плачем очищения, как признаком нравственного здоровья, или «Причет», облегчающий душу человека. B этих вещах Сапогова проявила себя глубоким истолкователем женской психологии. Как четко она передает диалектику женской души, но и здесь ей особенно близко драматическое начало. Может быть, только в «Причете» артистка несколько преувеличивает эмоцио­нальные градации.

B неповторимом тембре голоса певицы есть и на­пряженность и страсть. У каждой пески — своя ок­раска. Акварельной кистью, например, прорисованы звон­кие, прозрачные календарные песни «Весна-весна», «Ой, кумушки». Думается, все же несколько неожиданна в программе «Лучинушка». На какое-то мгновение она даже показалась «романсовым» отходом от фольклорного сти­ля, но нет! Казалось 6ы, чуждьье выразительные средства, но вписались в ткань песни органично.

Едва ли не важнейшая особенность артистического облика певицы, ее драматического дарования — в ее удивительной способности как 6ы рождать песню, создавать психологический и эмоциональный ев образ. Творчество Елены Сапоговой постоянно утверждает, что народная песня - не застывший музейный образец, a живой, развивающийся организм, тесно связан­ный c современностью.

 

Анатолий Левиновский

Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования