Удивительный «болельщик»
Каждый знает: представление дается для того, чтобы воздействовать на зрителей. Но присмотримся к зрителям повнимательнее. Они присутствуют в цирке не как пассивные наблюдатели.
Они следят за происходящим на манеже с такой же пристрастной требовательностью, с какой «болельщик» наблюдает за игрой «своей» футбольной команды. Для актера нет большего счастья, чем чувствовать взволнованное, встревоженное восприятие зрителями его работы. «Ощущение отклика тысячи человеческих душ, идущее от переполненного зрительного зала, приносит нам высшую радость, какая только доступна человеку», — писал К. С. Станиславский. Но зато нет более мучительных моментов в жизни артиста, чем те, когда зрители безразлично при сем присутствуют, покашливая и переговариваясь друг с другом.
После первого же выступления с новой программой нередко оказывается, что в одном месте затянут темп, и публика теряет интерес к происходящему на манеже; в другом — недостаточно эффектна концовка, требуется усилить ее. Приходится вносить необходимые поправки, чтобы избежать равнодушного приема. Так зритель в свою очередь воздействует на артистов, на все представление в целом.
Ю. Никулин и М. Шуйдин показывали в свое время пантомиму «Черный Томми» — о дискриминации негров за океаном. Она заканчивалась убийством героя, негритянского мальчика. Зрители принимали близко к сердцу судьбу мальчугана, иные даже плакали, но... допустимая в цирке мера трагического оказалась превышенной. Это явственно почувствовалось на первом же представлении. Пришлось сделать другую концовку, и на этот раз зрители единодушно и горячо восприняли «Черного Томми». Зрительный зал — «второй режиссер» — заставил переработать пантомиму.
Но взаимовлияние артистов и публики этим не ограничивается. Когда мы смотрим на экране телевизора представление, передаваемое из переполненного цирка, впечатление никогда не бывает таким же сильным, как если бы мы сидели в зрительном зале. Шутка, вызывающая дома, у телевизора, лишь еле заметную улыбку, заставит нас в цирке громко смеяться вместе с окружающей публикой. Зрители в процессе восприятия программы как бы объединяются и воздействуют не только на артистов, но и друг на друга.
Во время всего представления артисты борются за овладение вниманием и сочувствием зрителей, а последние — за подлинно художественную программу без идейных срывов, без затянутых, скучных, «провальных» мест. Зритель — удивительно доброжелательный «болельщик»: он хочет, чтобы все трюки получились и все представление прошло замечательно.
Неожиданность ожидаемого
Казалось бы, те полторы-две тысячи людей различных возрастов, профессий и культурного уровня, которые собрались в цирке, не имеют между собой ничего общего. Но разве случайно все они пошли сегодня не на симфонический концерт и не в кинотеатр, а именно в цирк? Все они заранее представляют себе, что им предстоит увидеть. Будущему зрителю цирка воображение рисует партерных акробатов, жонглеров, воздушных гимнастов, дрессировщиков, клоунов...
Но ожидаемое должно быть одновременно и неожиданным. Поэтому непреложный закон цирка — вечное обновление традиционных жанров, включение в них новых трюков, придание им свежей окраски, резко меняющей общее впечатление от номера.
Трудно представить себе более устойчивый, застывший жанр, чем «классические» конные номера. Трюки, их сочетания, манера исполнения — все здесь освящено вековой традицией, все наперед известно зрителям. Даже самая лучшая работа в таком номере может вызвать восхищение разве что у знатоков. Но если артисты смело порывают с традицией, отказываются от «чистого» стиля, соединяют трюки из «высшей школы» с народной джигитовкой и дрессурой, вводят танцы, элементы сюжета, придают своему выступлению национальный колорит — зрители восторженно принимают номер, который благодаря всему этому приобрел совершенно неожиданный характер. Примеров подобного «освежения» традиционных номеров можно привести много. И побуждает к этому опять-таки зритель — сотворец бесконечного разнообразия выступлений на манеже.
Но сколько еще у нас номеров, похожих друг на друга, как братья-близнецы! Одинаковая аппаратура, одинаковые трюки в тех же сочетаниях, те же костюмы и та же манера исполнения... Даже раскланиваются эти артисты на один манер. И зритель холодно принимает такие номера, имеющие, как правило, мало общего с подлинным искусством.
Что такое хорошо?
Артист не просто проделывает на манеже серию трюков — он играет, преподнося свои трюки не только как чисто спортивное достижение. Иными словами, он создает образ. Так, например, властная, суровая исполнительница опасного номера — укрощения хищников, которую играет И. Бугримова, резко отличается от мягкой и ласковой, как бы весело резвящейся подруги животных, изображаемой М. Назаровой. И именно то, как они исполняют свои номера, цельность и убедительность их образов покоряет зрительный зал, заставляя переживать вместе с артистками преодоление всех препятствий по ходу выступления.
Разумеется, нет полной аналогии между образом актера в театре и в цирке. Театральная драматургия представляет собой бесконечно разнообразные комбинации тридцати шести драматических положений (такое число их насчитал в свое время Гёте). Они позволяют актеру выразить всю сложность и глубину психологии действующего лица. Цирк же оперирует главным образом двумя положениями: человек смело идет навстречу реальной опасности или с виртуозной ловкостью и легкостью выполняет работу, которая кажется невыполнимой.
«Кто вышел на манеж? — спрашивает себя зритель прежде всего. — Что это за человек, каков его характер?» От ответа на этот вопрос зависит отношение публики к номеру. А образ складывается из множества деталей: костюма и грима артиста, его манеры держаться, его мимики и жестов. Что он за человек, видно по его взаимоотношениям с партнерами, по откликам на реакции зрительного зала, по тому, как он относится к возможной опасности, к удаче или неудаче при выполнении трюков.
Когда образ исполнителя разочаровывает, зритель воспринимает это как личную обиду. Нередко бывает, что, скажем, плотная фигура исполнителя, его широкая улыбка и неторопливые движения создают представление о нем как о веселом и добродушном увальне. Публика уже начинает относиться к нему с симпатией. Но вот один из трюков сорвался. Зритель готов простить неудачу полюбившемуся персонажу, как вдруг замечает, что артист нервничает, злится. И все очарование образа добродушного человека рушится. Публика не может сочувствовать злому, и поэтому вся остальная часть номера уже не встречает одобрения.
Если произошло слияние зрителя с образом, созданным артистом, мы переживаем каждую трудную задачу, стоящую перед исполнителем на манеже, как если бы сами решали ее. Поэтому когда артист намерен выполнить еще один, особенно опасный трюк публика как один человек кричит: «Не надо! Хватит!» Это значит, что зрители отказываются пережить такой трюк вместе с исполнителем.
Зритель заранее знает, что все происходящее на манеже — реальное, всамделишное, что здесь преодолеваются подлинные, а не иллюзорные препятствия, что артисту угрожает настоящая, а не мнимая опасность и что клоунский диалог при всей его условности в конечном счете коснется знакомых событий действительной жизни. Зритель ожидает этого и бурно реагирует, когда его ожидание оправдывается.
А если применяется прием «подсадки» и в клоунскую игру включается якобы один из зрителей, активность публики сразу многократно возрастает: в этот момент как бы размыкается круг условности и действие переключается в ожидаемый реальный план. В манящий, обаятельный мир цирка на самом деле вошел один из зрителей. И публика торжествующе смеется — не только над положением, в которое попал этот зритель, но и от радости при виде исполнения своего затаенного желания. Весь этот многослойный комплекс ощущений и выражается в сильной реакции.
Словом, какой бы характер ни носили показанные на манеже номера — героико-романтический или комический, — зритель, воспринимая их, непрерывно проделывает большую и сложную работу, напрягая силу своего ума и чувства. Когда же зрелище не позволяет публике активно участвовать в представлении, она, уходя из цирка, разочарованно говорит: «Плохая, неинтересная программа!» — хотя, может быть, видела трудные и разнообразные трюки во множестве номеров.
Зритель не прощает
Совершенно очевидно, что вся деятельность артистов и режиссеров, готовящих новые номера, должна быть подчинена первостепенной задаче — всячески помочь зрителям активно включиться в программу, чтобы во время представления творческое взаимодействие с ними возникало и развивалось беспрепятственно, чтобы образы артистов сразу находили отклик.
К сожалению, нередко случается видеть номера, исполнители которых не только не создали никаких образов, но даже не ставили перед собой такой задачи. Зрителю не дается никаких художественных штрихов, которые он мог бы воспринять в совокупности как образ артиста. И не приходится удивляться, что сидящие в зале относятся к выступлению такого артиста без всякого энтузиазма.
Решающую роль играет обаяние исполнителя или, как говорят, его артистичность — способность убедить зрителя в том, что перед ним человек не только на манеже, но и в жизни обладающий бесспорными достоинствами: честностью, смелостью, добротой, отзывчивостью... Чтобы быть хорошим артистом, надо быть хорошим человеком. Зритель предельно чуток, его трудно обмануть.
Чувство досады вызывает поведение артистов на манеже, когда они словно нарочно мешают восприятию группового номера. В то время как один из них отлично выполняет свою трудную работу, остальные рассеянно смотрят по сторонам, переглядываются друг с другом и со зрителями, позевывают и поправляют свои костюмы. Зритель, который хочет видеть артиста в героическом образе, разочарован. Он лишен возможности воспринимать образ коллектива как спаянного целого, и номер, даже состоящий из очень хороших трюков, производит на него впечатление посредственного, а иногда и совсем проваливается.
Зритель не прощает пренебрежения художественной Стороной представления. Он, скорее, склонен извинить недостаточно высокий спортивный уровень, если подача интересна, форма оригинальна и образы убедительны. Но если в программе много нарушений художественной основы циркового искусства, зритель безжалостно обдает артистов холодом своего неприятия.
И волей-неволей исполнители вынуждены дорабатывать, «дотягивать» свои выступления, чтобы они имели успех, а руководство цирков — усиливать программу и вносить изменения в план подготовки новых номеров и представлений. Всем им приходится повиноваться полновластному хозяину цирка — зрителю, который, сам того не подозревая, всегда является соавтором и сорежиссером циркового представления.
Таким образом, прежде чем оценка того или иного исполнителя найдет свое выражение в печати, она с предельной ясностью и прямотой, конкретно и деловито высказывается зрителем в ходе самого представления. И будь то восторженное одобрение или молчаливое осуждение, коллективный приговор зрителей всегда предельно авторитетен и обжалованию не подлежит.
М. ТРИВАС
Журнал Советский цирк. Август 1966 г.
оставить комментарий