Умное искусство смеха
Если вам, читатель, еще не пришлось посмотреть спектакль «Без цилиндра», поставленный Московским театром миниатюр, рекомендую этот «пробел» восполнить поскорее. Обещаю, что получите огромное удовольствие. Посмеетесь, погрустите, а главное — почувствуете силу и очарование умного искусства.
Весь вечер на спектакле «Без цилиндра» ведут диалог со зрителем, размышляют, думают актеры. Они играют пьесы современных комических писателей — поляка Славомира Мрожека, итальянца Альберто Моравиа, француза Эжена Ионеско, венгра Фридьяша Каринти, вспоминают остроты короля польских юмористов, неповторимого Станислава Ежи Леца. И как играют! Они элегантны, интеллектуальны; здесь, в этом спектакле, они — настоящие боги умного смеха. Актеры, словно завороженные текстом, открывшимися перед ними характерами, погружают зрителей в глубину человеческих несуразиц, нелепостей, в которых обнаруживается философский смысл, и на донышке маленьких по объему юморесок вдруг оказывается столько горечи и правды о современном мире. И радости — от мысли, от светлого гуманизма.
Давно замечено, что просто смех, основанный только на недоразумениях, смех, не несущий мыслей, — удел низкоразрядных комедий. Такая пьеса смешит, лезет в глаза своей вздорностью, шелестит искусственными остротами. Настоящая комедия приближается к трагическому тону, она серьезна по своей «сверхзадаче»; в ней бьется беспокойная мысль, тоскует сердце поэта.
Владимир Поляков — руководитель Московского театра миниатюр — сделал доброе полезное дело. Он собрал маленькие пьесы современных зарубежных авторов, объединил их прологом. Режиссером-постановщиком спектакля «Без цилиндра» был приглашен А. Гончаров, отлично понявший природу юмора этих пьес, нашедший верный тон и ритм в работе с актерами. Получился стройный, гармоничный по своим краскам спектакль, который, по-моему, займет достойное место среди премьер московских театров.
Спектакль «Без цилиндра», конечно же, несет большую идейную нагрузку. Он впервые знакомит нас с пьесами прославленных на Западе драматургов, и мы их узнаем не только как беспощадных критиков буржуазной морали (что очень важно!), обличителей внешнего благополучия мира сытых, но и как тонких художников, владеющих сложнейшим искусством, — иронией и трагическим гротеском, В век информации полезно знать, что происходит в разных областях жизни и искусства, в том числе и в мировой комедиографии.
Однако информация — не самое важное. Мне гораздо важнее то, что актеры, объединившись вокруг талантливого режиссера, по-новому открылись в своем мастерстве, они одинаково, с долей серьезности и иронии «осваивают» слова и положения пьес Э. Ионеско и С. Мрожека. Это «освоение» открывает бездну реализма, правды в этих писателях, от которых нас нередко отпугивала их причастность или непричастность к театру абсурда. Я думал о том, какова же еще не разгаданная сила наших актеров, если их искусство не боится абсурдизма Ионеско, если в этом «абсурдизме» обнажается, высмеивается с присущей автору печалинкой страшная, крайне неудобная для человека правда буржуазного общества.
Совсем не случайно в прологе спектакля возникает образ Чарли Чаплина. Великий комик века как бы определил направление комического искусства: в его образе смех и философия времени сошлись, чтобы сказать что-то очень большое... Актер 3. Высоковский, выступающий в роли ведущего, сдержанно, едва-едва коснулся темы Чаплина, и все рассветилось искрой этого гения. Тон спектакля найден разом, и зритель, путешествуя по веселым страницам увлекательного вечера, не раз вспомнит мудреца в маске комика — Чарльза Спенсера Чаплина.
Мне не приходилось видеть пьесы С. Мрожека на нашей сцене. В Польше его играют драматично, почти как трагика. И мало смеются в зрительных залах. Это драматург трагического гротеска. Он требует к себе пристального внимания актера, особого такта, особой заостренности, которая не должна нарушать психологического рисунка.
Так и сыграли трагический фарс «Мученичество Петра Охея» С. Мрожека в Московском театре миниатюр. В сущности, все беды, которые претерпевает Петр Охей, — от него самого, от обывательской психологии, от того, что он плохо понимает себя, близких, и мир ему кажется каким-то чудовищем. И это серьезно. Без малейшего внешнего комикования проводит роль Петра Охея актер Р. Рудин: какая-то безмятежная трогательность, открытость не дает покоя Охею. В том и сказалось мастерство Рудина, что комические муки его героя очень печальны, даже трагичны.
В этой миниатюре актеры, почти без исключения, овладевают большим искусством сатиры, где алогизм поступков персонажей запрятан внутри, в движениях мысли; нелепость того или иного лица, схваченная драматургом мгновенно, выявляется как итог, как результат прожитого. «Чистого» фарса, буффонады нет в этой пьесе, здесь все обнажает нелепость факта, трагическую сущность комизма. И я порадовался за актеров — 3. Высоковского (представитель науки), А. Кузнецова (директор цирка), В. Ширяева (из протокольного отдела), Т. Вйтченко (дочь Охея), А. Яковлева (учительница). Они умеют сиюминутно, отчетливо по рисунку дать образ, как сгусток трагического комизма. Меня не смутило, что Ф. Иванова — блистательная танцовщица — тут вышла в смешной роли мальчика, сына Охея. В этом театре все умеют играть драматические и смешные роли, петь и танцевать. Что же, это —хорошо. Не только на Таганке, в театре Ю. Любимова, воспитывают синтетического актера, у Полякова тоже этим занимаются и иногда — с успехом.
Эжен Ионеско пришел в наш театр забавной и сложной пьесой — «Сцена вечером». Ее разыгрывают всего четыре актера: 3. Высоковский, А. Кузнецов, В. Ширяев, Т. Витченко. И самый близкий к философии этой юморески — 3. Высоковский, которому буквально доступно все: гротеск, скуповатая ирония, интеллектуальная сложность текста, внешняя покойность, скрывающая огромное содержание. Эта сценка написана как комическая притча о несправедливости войн, о жестокости силы и бессмысленности приобретательства. Много мыслей вызывает диалог четырех людей, собравшихся вечером. И опять на высоте оказались актеры, разгадавшие в сценке Ионеско гуманистическую направленность, стремление писателя защитить человека в стонущем от страшных противоречий современном буржуазном обществе.
Две эти пьесы — С. Мрожека и Э. Ионеско — наибольший успех режиссера А. Гончарова и актеров. Между этими маленькими комедиями проведена нерушимая связь по жанру, по природе сценических средств. Правда, и в «Черепахе» Ф. Каринти есть интересные находки. И здесь блещет выдумкой, умной «концепцией» роли 3. Высоковский, на мой взгляд, самый изобретательный и одаренный комик этого театра. С ним, пожалуй, может соревноваться и Р. Рудин в «Непричесанных мыслях» Леца, в маленькой миниатюре Ф. Каринти «Как его фамилия?» — юмор этого актера мягок и неиссякаем, он освещен светом мыслящего актера на сцене.
По мотивам Эдуардо Де Филиппо В. Поляков написал трагикомедию «Король шляп». Это небольшое произведение скорее всего тяготеет к смешению драмы с комедией и очень напоминает по стилистике некоторые фильмы итальянского неореализма. Однако при всей своей скромности маленькая комедия В. Полякова не выбивается из ансамбля всего спектакля, постановочно она сделана как раз в стиле представления.
Красочный, ироничный спектакль вмещает самые разные частицы эстрадности в высоком смысле этого слова. Серьезный гротеск здесь соседствует с трагизмом, с шуткой, умной остротой. Пьесы чередуются с песнями Эдит Пиаф, с хореографической сценкой, которую вихрево исполняет Ф. Иванова. Хороший по мысли, по жизнерадостному заряду спектакль «Без цилиндра» — зрелище увлекательное, незаурядное.
В. ФРОЛОВ
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1967 г.
оставить комментарий