Униформист - должность не сезонная - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Униформист - должность не сезонная

Торжественным выходом униформистов начинается каждое цирковое представление. Одеты они одинаково — в униформу.

И хотя тысячи глаз неотрывно следят за тем, что происходит на манеже, эти люди все время как бы остаются в тени, скромно и незаметно выполняя свои обязанности. Они убирают после номера аппаратуру и реквизит; устанавливают и раскладывают все необходимое для следующего номера; поправляют ковер на манеже и дорожки на барьере; ставят клетку для хищников; растягивают пре­дохранительную сетку для воздушного полета.

Но униформисты — не просто обслуживающий персонал. Они в известном смысле являются полноправными участни­ками каждого номера и всего циркового спектакля в целом. От работы этих людей во многом зависят ритм и слажен­ность представления, а нередко и успех исполнителей. Униформисты должны хорошо знать основные особенности жан­ров, разбираться в своеобразии любого номера, в исполни­тельской манере артиста. Они первые помощники мастеров манежа.

Отрадно, что многие униформисты пробуют свои силы в том или ином жанре циркового искусства, стараются в сво­бодное от работы время повторить наиболее понравившиеся им трюки, становясь, таким образом, своеобразными под­мастерьями, из которых впоследствии нередко вырастают мастера манежа.

Опытные униформисты уже в ходе репетиций вниматель­но следят за музыкой, запоминая, с каким ее тактом, а под­час даже с какой нотой совпадает то или иное их действие на манеже. А потом, только слушая оркестр (но не переста­вая при этом следить за артистом!), они безошибочно посту­пают так, как «подсказывает» музыка. Звуки оркестра ста­новятся тем «мелодичным диспетчером», который координи­рует действия артиста и униформы, придает им нужную синхронность.

Под музыку униформисты трудятся и в паузах. Спе­циально подобранная, эта музыка как бы организует одно­временность их движений во время, скажем, уборки арены. И вот тут особенно нужна та сработанность, та слаженность действий, которая именуется ансамблевостью. Полная син­хронность жестов — к примеру, взмах граблями всех иду­щих униформистов — превращает порой простую, казалось бы, работу в увлекательное, красивое зрелище.

Однако создание такого коллектива униформистов — не­легкое дело. Оно осложняется условиями, в которых тру­дятся люди этой профессии. В подавляющем большинстве цирков коллективы униформистов работают не постоянно, а сезонно. И нередки случаи, когда наряду с многоопытными, прекрасно знающими свое дело работниками встречаются новички, имеющие самое смутное представление о своих обязанностях. Нужно ли говорить, сколько сил и времени приходится тратить режиссеру-инспектору манежа и стар­шему униформисту (или, как его нелепо называют порой, «заведующему цехом униформы») на то, чтобы обучить но­вичков основам профессии.

Не следует забывать при этом, что «вновь испеченные» униформисты далеко не сразу приобретают умение делать

все так, как надо. Нередко по неопытности, по незнанию они затрудняют работу артиста, а случается, и срывают испол­нение номера. Практически коллектив униформы склады­вается лишь к концу сезона, то есть как раз к тому времени, когда ему вновь предстоит распадаться. Проходит несколько месяцев, и все начинается сызнова. Столь ненормальное положение уже давно тревожит ре­жиссеров-инспекторов. Многие из них всеми правдами и неправдами стараются «не упустить» лучших униформистов, ушедших по окончании сезона, и даже помогают им найти временную работу до открытия цирка. Но эти хлопоты чаще всего оказываются напрасными: большинство униформистов уходит из цирков навсегда. Так мы теряем нужные нам кадры, зачастую подготовленные с большим трудом.

Правда, некоторые режиссеры-инспекторы манежа, при­езжая из зимних в летние цирки, добивались, чтобы вместе с ними посылали группу лучших, наиболее опытных уни­формистов. Это, с одной стороны, облегчало работу на новом месте, а с другой — давало возможность сохранить костяк, вокруг которого складывался коллектив униформистов в следующем сезоне. Однако и это удавалось не всегда.

Вот почему, как мне кажется, заслуживает всяческого внимания опыт Саратовского цирка, где с 1963 года сохра­няется в основном постоянный коллектив униформистов. Все они молоды: из десяти человек — восемь комсомольцы. Коллектив этот крепкий, дружный. За три года совместной работы люди здесь так научились распределять свои силы, что не только добиваются отличной слаженной работы, но и ставят своеобразные рекорды. Если, например, опытные уни­формисты Киевского цирка убирают с манежа центральную клетку за двенадцать-пятнадцать минут, то их саратовские коллеги тратят на эту же работу гораздо меньше времени.

В прошлом году, когда в сборной международной про­грамме Саратовского цирка работал чехословацкий дресси­ровщик Самеш, униформисты устанавливали клетку всего за пять минут. Такая быстрота поразила опытного артиста, побывавшего во многих странах мира.

— Это замечательно! — восторгался он. — Никогда ничего подобного я не видел. Молодцы!

Высокое мнение об этих самоотверженных тружениках манежа неоднократно высказывали такие мастера, как А. Корнилов, А. Вязов, И. Тряпицын и В. Орлов.

В чем же «секрет» успеха саратовских униформистов?

Дирекция цирка еще три года назад приняла меры к то­му, чтобы сохранять на время межсезонья почти весь состав униформистов. Начиная с 1963 года на летние гастроли в другие города уезжает не только режиссер-инспектор мане­жа, как это бывало раньше, — вместе с ним едут и унифор­мисты. Таким образом, коллектив служителей арены вот уже более трех лет трудится вместе, не расставаясь. В ре­зультате люди, что называется, хорошо сработались, воз­росла их заинтересованность в общем деле, окрепло профес­сиональное мастерство. В этом, кстати, могли убедиться и зрители московского цирка-шапито, где трижды за послед­ние годы работали саратовские униформисты.

Хочется хотя бы кратко сказать об участниках этого дружного коллектива. Самый старший из них, двадцати­шестилетний Владимир Перфилов, окончив десятилетку, четвертый год работает в цирке. Он не только хорошо освоил обязанности униформиста, но и готовится стать воздушным гимнастом.

Трюки жонглера осваивает девятнадцатилетний Михаил Аникеев, а его ровесник Владимир Козлов в свободное вре­мя занимается гимнастикой. Оба учатся в школе рабочей молодежи. Трюками эквилибра овладевает девятнадцатилет­ний Юрий Илюшин. Самый юный член коллектива — восем­надцатилетний Георгий Ефимов — репетирует работу на першах.

Недавно ушел по призыву в армию униформист Влади­мир Филимонов. Он добросовестно трудился в коллективе и одновременно репетировал работу на рамке и на першах.

Участвуя в социалистическом соревновании, саратовские униформисты вот уже более двух лет держат Красный вым­пел, они уверенно борются за звание коллектива коммунис­тического труда. Их успехи — это во многом результат той воспитательной работы, которую ведут режиссер-инспектор манежа Б. И. Мамлеев, руководство и общественные орга­низации цирка.

Думается, что опыт саратовцев, изыскавших возможность сохранять постоянный коллектив униформистов, следует использовать и другим циркам. Наше искусство от этого только выиграет.

г. Саратов Л. ПРОКОПЕНКО

Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.

оставить комментарий
 

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования