Униформист - должность не сезонная
Торжественным выходом униформистов начинается каждое цирковое представление. Одеты они одинаково — в униформу.
И хотя тысячи глаз неотрывно следят за тем, что происходит на манеже, эти люди все время как бы остаются в тени, скромно и незаметно выполняя свои обязанности. Они убирают после номера аппаратуру и реквизит; устанавливают и раскладывают все необходимое для следующего номера; поправляют ковер на манеже и дорожки на барьере; ставят клетку для хищников; растягивают предохранительную сетку для воздушного полета.
Но униформисты — не просто обслуживающий персонал. Они в известном смысле являются полноправными участниками каждого номера и всего циркового спектакля в целом. От работы этих людей во многом зависят ритм и слаженность представления, а нередко и успех исполнителей. Униформисты должны хорошо знать основные особенности жанров, разбираться в своеобразии любого номера, в исполнительской манере артиста. Они первые помощники мастеров манежа.
Отрадно, что многие униформисты пробуют свои силы в том или ином жанре циркового искусства, стараются в свободное от работы время повторить наиболее понравившиеся им трюки, становясь, таким образом, своеобразными подмастерьями, из которых впоследствии нередко вырастают мастера манежа.
Опытные униформисты уже в ходе репетиций внимательно следят за музыкой, запоминая, с каким ее тактом, а подчас даже с какой нотой совпадает то или иное их действие на манеже. А потом, только слушая оркестр (но не переставая при этом следить за артистом!), они безошибочно поступают так, как «подсказывает» музыка. Звуки оркестра становятся тем «мелодичным диспетчером», который координирует действия артиста и униформы, придает им нужную синхронность.
Под музыку униформисты трудятся и в паузах. Специально подобранная, эта музыка как бы организует одновременность их движений во время, скажем, уборки арены. И вот тут особенно нужна та сработанность, та слаженность действий, которая именуется ансамблевостью. Полная синхронность жестов — к примеру, взмах граблями всех идущих униформистов — превращает порой простую, казалось бы, работу в увлекательное, красивое зрелище.
Однако создание такого коллектива униформистов — нелегкое дело. Оно осложняется условиями, в которых трудятся люди этой профессии. В подавляющем большинстве цирков коллективы униформистов работают не постоянно, а сезонно. И нередки случаи, когда наряду с многоопытными, прекрасно знающими свое дело работниками встречаются новички, имеющие самое смутное представление о своих обязанностях. Нужно ли говорить, сколько сил и времени приходится тратить режиссеру-инспектору манежа и старшему униформисту (или, как его нелепо называют порой, «заведующему цехом униформы») на то, чтобы обучить новичков основам профессии.
Не следует забывать при этом, что «вновь испеченные» униформисты далеко не сразу приобретают умение делать
все так, как надо. Нередко по неопытности, по незнанию они затрудняют работу артиста, а случается, и срывают исполнение номера. Практически коллектив униформы складывается лишь к концу сезона, то есть как раз к тому времени, когда ему вновь предстоит распадаться. Проходит несколько месяцев, и все начинается сызнова. Столь ненормальное положение уже давно тревожит режиссеров-инспекторов. Многие из них всеми правдами и неправдами стараются «не упустить» лучших униформистов, ушедших по окончании сезона, и даже помогают им найти временную работу до открытия цирка. Но эти хлопоты чаще всего оказываются напрасными: большинство униформистов уходит из цирков навсегда. Так мы теряем нужные нам кадры, зачастую подготовленные с большим трудом.
Правда, некоторые режиссеры-инспекторы манежа, приезжая из зимних в летние цирки, добивались, чтобы вместе с ними посылали группу лучших, наиболее опытных униформистов. Это, с одной стороны, облегчало работу на новом месте, а с другой — давало возможность сохранить костяк, вокруг которого складывался коллектив униформистов в следующем сезоне. Однако и это удавалось не всегда.
Вот почему, как мне кажется, заслуживает всяческого внимания опыт Саратовского цирка, где с 1963 года сохраняется в основном постоянный коллектив униформистов. Все они молоды: из десяти человек — восемь комсомольцы. Коллектив этот крепкий, дружный. За три года совместной работы люди здесь так научились распределять свои силы, что не только добиваются отличной слаженной работы, но и ставят своеобразные рекорды. Если, например, опытные униформисты Киевского цирка убирают с манежа центральную клетку за двенадцать-пятнадцать минут, то их саратовские коллеги тратят на эту же работу гораздо меньше времени.
В прошлом году, когда в сборной международной программе Саратовского цирка работал чехословацкий дрессировщик Самеш, униформисты устанавливали клетку всего за пять минут. Такая быстрота поразила опытного артиста, побывавшего во многих странах мира.
— Это замечательно! — восторгался он. — Никогда ничего подобного я не видел. Молодцы!
Высокое мнение об этих самоотверженных тружениках манежа неоднократно высказывали такие мастера, как А. Корнилов, А. Вязов, И. Тряпицын и В. Орлов.
В чем же «секрет» успеха саратовских униформистов?
Дирекция цирка еще три года назад приняла меры к тому, чтобы сохранять на время межсезонья почти весь состав униформистов. Начиная с 1963 года на летние гастроли в другие города уезжает не только режиссер-инспектор манежа, как это бывало раньше, — вместе с ним едут и униформисты. Таким образом, коллектив служителей арены вот уже более трех лет трудится вместе, не расставаясь. В результате люди, что называется, хорошо сработались, возросла их заинтересованность в общем деле, окрепло профессиональное мастерство. В этом, кстати, могли убедиться и зрители московского цирка-шапито, где трижды за последние годы работали саратовские униформисты.
Хочется хотя бы кратко сказать об участниках этого дружного коллектива. Самый старший из них, двадцатишестилетний Владимир Перфилов, окончив десятилетку, четвертый год работает в цирке. Он не только хорошо освоил обязанности униформиста, но и готовится стать воздушным гимнастом.
Трюки жонглера осваивает девятнадцатилетний Михаил Аникеев, а его ровесник Владимир Козлов в свободное время занимается гимнастикой. Оба учатся в школе рабочей молодежи. Трюками эквилибра овладевает девятнадцатилетний Юрий Илюшин. Самый юный член коллектива — восемнадцатилетний Георгий Ефимов — репетирует работу на першах.
Недавно ушел по призыву в армию униформист Владимир Филимонов. Он добросовестно трудился в коллективе и одновременно репетировал работу на рамке и на першах.
Участвуя в социалистическом соревновании, саратовские униформисты вот уже более двух лет держат Красный вымпел, они уверенно борются за звание коллектива коммунистического труда. Их успехи — это во многом результат той воспитательной работы, которую ведут режиссер-инспектор манежа Б. И. Мамлеев, руководство и общественные организации цирка.
Думается, что опыт саратовцев, изыскавших возможность сохранять постоянный коллектив униформистов, следует использовать и другим циркам. Наше искусство от этого только выиграет.
г. Саратов Л. ПРОКОПЕНКО
Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.
оставить комментарий