В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Успех Владимира Шубарина

С удовольствием прочитал статью Я. Варшавского «Успех-67», напечатанную в № 8 журнала «Советская эстрада и цирк» за 1967 год. Всех тех, о ком говорит критик в своей статье, я люблю, с радостью смотрю их выступле­ния из зрительного зала и, конечно, с такой же радостью провел бы придуман­ный Варшавским концерт, включив туда со своей стороны артистов, о которых скажу ниже. Прежде всего я занял бы в нем заме­чательного артиста Владимира Шубарина.

Рекомендую посмотреть его програм­му «Танцы в современных ритмах». Шубарин — исполнитель первостатей­ный, обладающий блестящей техникой. Он современен в подлинном смысле это­го слова во всех своих танцах — будь то сценка «Красный дьяволенок», пародия на матчиш или «твист».

Если Владимир Шубарин по каким-либо причинам не сможет принять уча­стия в концерте, то мы можем включить в программу танцевальную сценку «Я шагаю по Москве», которую исполня­ют Галина Шейн и Владимир Выборное. Это веселый, задорный танец, не претен­дующий на глубину, но в нем есть весна и мечты, юность и любовь. И как прият­но увидеть все это в эстрадном концерте, когда исполнители молоды, красивы и хорошо танцуют. Обратимся затем к представителям цирковых жанров на эстраде. Выступление Зинаиды Евтиховой и Николая Фа­теева можно назвать акробатической поэмой. Хотел было пересказать их но­мер, разъяснить содержание, но вовремя остановился: словами не передать, как работают эти великолепные акробаты. Включим их в программу, и вы поймете, что такое высшее достижение эстрадной акробатики.

За последнее время на нашей эстраде появилось подлинное созвездие панто­мимистов. И за это мы должны быть благодарны режиссеру-постановщику, в прошлом интересному артисту эстрады и цирка, Сергею Андреевичу Каштеляну. Это он подготовил номера Бориса Амарантова, Галины Дмитриевой и многие другие. Я имел однажды удовольствие вести в Доме ученых концерт, который состоял из пантомимических номеров, поставленных С. Каштеляном. Концерт прошел с большим успехом, хотя извест­но, что публика Дома ученых обычно не очень шумно выражает свой восторг. Я хотел было предложить кого-либо из музыкальных эксцентриков, но с грустью убедился, что на весь Москонцерт есть лишь  один  артист  этого жанра — увы, немолодой! — Корнелий Кладиков. Куда делись другие музыкальные эк­сцентрики — неизвестно. То ли вывелись сами, то ли рухнули под напором пиани­стов, скрипачей и виолончелистов. Возь­мем все-таки Корнелия Кладикова. Бог с ним совсем, что он не молод...

Вы только не думайте, что я против скрипки, виолончели или рояля. Отнюдь. Ведь выступали же в свое время в эст­радных концертах и молодой Давид Ойстрах, и Эмиль Гилельс, и Яков Фли-ер. Но они готовили специальный репер­туар для эстрадных концертов — бро­ский, короткий, эффектный. Года два назад я ставил цыганскую программу, и в ней выступала скрипачка Юлия Фирсова. Не лауреат, не заслуженная артистка, а просто хорошая скрипачка с хорошей внешностью и эстрадными ре­пертуаром. И она имела большой успех. Я мог бы продолжить список арти­стов, которых следовало бы включить в наш концерт — на эстраде много моло­дых и немолодых талантливых исполни­телей. Но вот тут-то последует «но». Тут я коснусь причин, по которым многие из упомянутых артистов (за небольшим ис­ключением) не примут участия в нашем представлении.

Дело в том, что большинство одарен­ных исполнителей выступают, как пра­вило, с сольными концертами. Это дик­туется и возможностью шире показать свои способности, и любовью зрителей к тем или иным артистам, и — не будем этого скрывать — соображениями мер­кантильного порядка. А легкость, с кото­рой в настоящее время исполнителям дается право на сольные концерты и от­деления, необыкновенна и часто необъ­яснима. Причем иногда подобная практика ведет к неожиданностям. В том же концерте в Доме ученых, о котором я писал выше, пантомимист Борис Ама­рантов вдруг разразился длинной речью. на что ему, как известно, ни богом, ни жанром, право не дано. Он описал, как готовил свою программу. Конечно, нам нужны собственные Марсели Марсо. Но здесь Марсель Марсо не разговаривает, а трудится молча в поте лица своего, не заботясь о так называемом метраже. Слушая монолог Бориса Амарантова, я подумал, что, может быть, зрителю не так уж интересно знать, как работает над своими номерами этот очень еще мо­лодой артист.

Наша беда в том, что за последнее время мы не видим больших эстрадных зрелищ типа «Когда мы отдыхаем», «Вот идет пароход», «День его рождения». В них «мирно сосуществовали» и сорев­новались в своем мастерстве лучшие, наиболее знаменитые артисты нашей эстрады — Николай Смирнов-Соколь­ский, Лев Миров и Марк Новицкий, Ма­рия Миронова и Александр Менакер, Илья Набатов, Михаил Гаркави и мно­гие другие. Мне кажется, что распро­страненная сейчас система так называе­мых «молодежных» концертов ни в коей мере не оправдывает себя. Ведь только в соревновании с более опытным масте­ром может расти и совершенствоваться начинающий артист. Только в общих концертах можно перенимать и мастерство и приемы.

Пора подумать и о возвращении художника на эстраду, ибо нет ничего унылее зрелищ в тех «больших сараях», какими являются и эстрадный театр «Эрмитаж», и театр сада имени Баумана. и театр в Сокольниках, и маленький те­атрик в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького. Убогая одежда сцены, скучные костюмы арти­стов лишают эстрадное зрелище празд­ничности, накладывают на него отпеча­ток какого-то уныния, тоски. Неужели Москва, центр нашей культуры, недо­стойна того, чтобы в ней был настоящий летний эстрадный театр с современной техникой, с хорошими микрофонами и светом, который был бы непременным участником и важным компонентом каждого эстрадного зрелища?! Ведь сей­час техника наших зеленых театров находится на уровне каменного века. И не надо на это закрывать глаза.

С глубокой горечью пишу я эти стро­ки, но верю, твердо верю, что такое положение изменится. И как я завидую хозяйству наших цирков! Как завидую тому, что во многих городах нашей ро­дины построены и воздвигаются новые цирки с удобными гостиницами для ар­тистов. Ведь гостиница для артиста име­ет значение немаловажное, очень часто на законную просьбу о предоставлении хорошего номера неумные деятели неко­торых филармоний отвечают: «Подума­ешь, не может переночевать одну ночь в плохом номере». У артиста эстрады та­ких ночей зачастую двести, а то и три­ста в год. Но почти каждый вечер он должен, веселый и отдохнувший, предстать перед зрителями, чтобы в меру своих способностей отдавать им свое ма­стерство, свое веселое и трудное искус­ство.

Но тут я уже, кажется, вторгся в другую, хотя тоже очень важную об­ласть, играющую большую роль в нашем любимом деле.

Ф. ЛИПСКЕРОВ

Журнал Советский цирк. Май 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100