В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Успокоенность не наступит

Владимир ДовейкоНомер под руководством Владимира Довейко красив и динамичен, как хачатуряновский «Танец с саблями», под мелодию которого начинается каскад сложнейших прыжков.

Владимир Довейко

В нем удивительно органично сочетаются ловкость и сила, пластичность и артистизм. Трюки показывает на манеже дружная де­вятка акробатов, ей, пожалуй, не сыщешь равных. Сальто Александра Саженева на двухметровых модулях и тройное сальто с пируэтом Довейко, которые они «кру­тят» с подкидкой доски, — трюки поистине рекордные. Не случайно этих замечательных артистов зри­тели всякий раз награждают гро­мом аплодисментов. Успех номера — это во многом заслуга его руководителя. Мы об­ратились к заслуженному артисту республики В. Довейко с просьбой рассказать о его воспитательной и творческой работе в коллективе.

 

Выступлениям на манеже всегда предшествуют упорные репетиции.

Быть руководителем номера не только почетно, но и ответственно. Поставить номер — это еще далеко не все. Важно, чтобы от представле­ния к представлению он совершенство­вался, изменялся к  лучшему, чтобы в него включались все новые и новые элементы.

Давно известно, что искусство и само­успокоенность несовместимы. Ведь как порой бывает: посмотришь на номер, что называется со стороны, глазами зрите­лей, — все в нем вроде бы на месте, все отработано и отшлифовано до мельчай­ших деталей. Но начинаешь критически оценивать свою работу и видишь, что многое может быть улучшено, сделано заново. Мы вот недавно посоветовались и решили: выход на арену должен быть более динамичным и эффектным. Оди­ночные прыжки заменили каскадом, в конце которого идет один из рекорд­ных трюков. Об этом, кстати, я подумы­вал и раньше. Но прежде чем что-то менять, я всегда проверяю себя, советуюсь с партнерами.

Руководителя номера никогда не должно покидать обостренное чувство ответственности за коллектив и за каждого исполнителя в отдельности. Он обязан знать сильные и слабые стороны артистов, помогать им в поисках наи­более интересных трюков. Важно опре­делить возможности партнеров и до­биваться, чтобы они как можно полнее и всестороннее раскрывались на манеже. Признаюсь, мне очень приятно, что именно в нашем коллективе ярко про­явилось дарование Олега Понукалина. Им впервые исполнена сложная комби­нация, состоящая из различных акроба­тических прыжков. Сейчас Олег готовит рекордный трюк — двойное сальто на ходулях с подкидной доски.

Иногда способности «новичка», его возможности, о которых он и сам не по­дозревает, помогает раскрыть случай. Помню, как-то летом, во время гастроль­ной поездки, отправились мы после ре­петиции на водную станцию. Смотрю, Юрий Борисов «крутит» с вышки перед­нее сальто, причем корпус его согнут под прямым углом, ноги вытянуты. Мне тогда подумалось: а что, если предло­жить ему делать нечто подобное и на манеже? К примеру, двойное сальто с согнутым корпусом, которое можно завершить эффектным полупируэтом. Попробовали, и получилось просто здо­рово. Этот случай лишний раз убедил меня в том, что руководитель номера должен постоянно помнить о своих ре­жиссерских обязанностях, всегда чув­ствовать себя «первооткрывателем» трюков.

Мои партнеры чутко реагируют на каждый совет, на каждое замечание. Конечно, не все и не всегда восприни­мается ими безоговорочно. Иной раз доходим до истины в горячих спорах. В искусстве, по-моему, без этого нельзя. А многие новшества рождаются именно в процессе коллективного творчества. Так было, к примеру, с концовкой нашего номера. Прежний ее вариант был в значительной мере традиционным: партерные прыжки по кругу завершал общий выход участников. Сейчас кон­цовка решена в ином, на мой взгляд, более выигрышном ключе. Каскад прыж­ков с разных концов манежа — и труппа подтягивается к центру.

Если хочешь, чтобы номер из вечера в вечер шел одинаково, ровно, не зави­сел от таких случайностей, как болезнь артиста, без взаимовыручки не обойтись. Весьма сложное дело, к примеру, «отбить» доску для прыжка. Вначале этим умением владели немногие в груп­пе, а сейчас — почти все. Подобно пере­довым рабочим и мастерам завода, наши акробаты, с успехом овладевают «смежными профессиями». Скажем, амплуа Игоря Альгина — верхние прыж­ки, но он может работать средним и ло­вить в плечи.

Работа циркового артиста связана с известным риском, и потому товари­щество, взаимопомощь нужны нам как воздух. Об этом руководителю номера не годится забывать. И когда кто-то из нас исполняет сложный трюк, он должен быть уверен, что в случае неудачи, про­маха пассировщики не подведут. Эта уверенность придает артисту смелость, творческую свободу. А значит, приносит успех.

Наш коллектив живет спаянно, Дружно. Но мы не замыкаемся в своем мирке. Нас волнуют творческие успехи других исполнителей, тех, с кем нам приходится выступать в программе. Мы всегда готовы помочь товарищам и во время репетиции и на представлении. Не раз наши «железные» пассировщики Владимир Пучков и Игорь Щербаков, надев костюмы униформистов, выходили на манеж, чтобы подстраховать воздуш­ных гимнастов, канатоходцев.

Еще одно, о чем не должны забывать руководители номеров. Нельзя идти в творчестве путями проторенными и легкими. Самое страшное в искус­стве — шаблон, серость. К сожалению, появляется еще много однотипных но­меров. О том, чтобы этого не было, должны в первую очередь заботиться руководители коллективов. Ведь мы больше, чем кто-либо, ответственны за то, какое впечатление производят наши выступления на зрителей.

Один пример. Из училища был вы­пущен в свое время номер Канагиных — прыгунов с подкидными досками. Отлич­ный, на мой взгляд, был номер. Почему «был»? Да потому, что кто-то, видимо, из соображений «моды», предложил Ка-нагину дополнить номер прыжками в партере. Руководитель номера не­осмотрительно последовал совету — и получилось растянуто, рядовые партерные прыжки смазали хорошую пле­чевую работу.

Штамп, бездумное копирование спо­собны погубить любое творческое начи­нание. Они гасят инициативу, по­рождают однообразие и серость. Не­сколько лет назад мы заменили тради­ционные трико короткими штанишками типа шорт. Прошло немного времени, и вслед за нами шорты надели чуть ли не все, в том числе и исполнители икарийских игр. Пришлось переходить на разноцветные эластиковые костюмы, хотя боюсь, что скоро придется «изобре­тать» что-то новое. Подражательство до­ходит до того, что даже раскраску под­кидных досок многие труппы скопирова­ли у нас. Происходит это, по-моему, от нежелания или неумения думать, искать, творить.

Немного о наших планах на будущее. Сейчас приступаем к репетициям нового варианта номера по моему сценарию, удостоенному премии в Союзгосцирке. Будем работать с перекрестными под­кидными досками. Номер станет значи­тельно сложнее и интереснее. В нем, кстати, впервые выступят два юных «но­вичка» — сын партнера И. Альгина Игорь и мой сын Володя. Сейчас ребята упорно тренируются. Новый номер мы рассчитываем под­готовить к 50-летию Великого Октября.
 

В. ДОВЕЙКО, заслуженный артист РСФСР

Журнал Советский цирк. Апрель 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100