Утренняя почта вечером
Нa этот раз эстрадная площади Дворца спорта в Лужниках изо6ра жала телеэкран, Диктор за кадром прочи тал программу телепередач. Голос его 6ыл вполне серьезным, рубрики — узнаваемыми: «Сельский час», «Человек и закон: «Вокруг смех» и т.д.
На фото. Ирина Отиева
Но вот содержание... Утренняя гимнастика, например обещала репортаж со станции метро в утренние часы. Другие передачи тоже пода вались в юмористическом плане. Так первая же интермедия настраивала зрителя нa веселую волну, задавала тон всем почта». Программа так и называлась — «Вечерний выпуск «Утренней почты» (автoры M. Задорнов и A. Новицкий, который был единовременно и режиссером-постановщиком; художник A. Авербах).
Вероятно, самое Непростое при создании большой эстрадной программы — найти прием, который поможет объединить общей идеей все номера программы, придать ей цельность и последовательность. Стали уходить в прошлое такие «испытанные» временем приемы, как всякого рода путешествия героя или героини или обоих вместе. Сколько таких «путешествий» перевидал зритель! Ничего не имея против этого приема как такового, скажу лишь, что он был скомпрометирован самой своей многотиражностью и, конечно, во многих случаях бездумным и не творческим использованием.
От сюжетоо6разующего приема действительно не требуется особой сложности. Последняя может даже пойти в ущерб программе, если станет чем-то самодовлеющим в ней. Но, безусловно, желательна новизна приема, оригинальность, гибкость размещения номеров. Думается, что взятый в данной программе прием вполне соответствует этому.
Вести программу приглашены известные по многим выпускам «Утренней почты» артисты Г. Коньшина и Ю. Непомнящий. Они представляют номера как бы в ответ на письма зрителей, однако делают это в явно пародийной манере. Они весело и кое-где c сарказмом подшучивают над манерой ведения телепередачи, в том числе и над собой. Ведущие показывают, как 6ы написали сценарий «Утренней почты» известные писатели — например, Ю. Семенов (разговор ведущих обретает стиль «информации к размышлению») или драматург A. Гельман (в изображении Ю. Непомнящего мы узнаем героя фильма «Премия», которого играл E. Леонов). Перед нами возникают мгновенные зарисовки известных артистов И. Смоктуновского, A. Миронова, A. Фрейндлих, Л. Ахеджаковой, H. Мордюковой и других.
На фото. Ведут программу ГАЛИНА КОНЬШИНА и ЮРИЙ НЕПОМНЯЩИЙ
Не все в этик пародиях одинаково удачно, есть и явные длинноты. Но в целом конферанс вносит свою заметную долю в эстрадное звучание программы.
Наиболее весомое место в ней занимает разговорный жанр, слово сатирическое и юмористическое. Мастерски делает пародии постоянная участница «Утренней почты» P. Мухаметшина. Она не ограничивается точной голосовой имитацией. Непринужденно, c хорошим юмором и тактом она воссоздает узнаваемые черты исполнительской манeры популярных артисток. Артистичность, мастерство — вот отличительные черты ее работы. Особо хочется отметить выступление Г. Хазанова. B его миниатюрах нет самоигральных реприз, да он за ними и не гонится. Конечно, горючий материал сатиры заложен в самих литературных произведениях, но вeдь совсем не просто заставить весь этот запас вспыхнуть ровным и сильным пламенем смешного. Тут нужны и психологическая разработка образа, доведенная до гротеска, пластическое решение, другими словами, нужны особое дарование и недюжинное мастерство. Сегодняшний Казанов всем этим владеет. Его игровые средства стали скупей, мягче и при этом выразительней, a сатира — тоньше и острей. Одной деталью он умеет исчерпывающе обрисовать характер. Вспомним хотя бы начальника ЖЭКа из миниатюры «Письма жильцов», его беззаботные интонации, порхающие жесты. Об его легкую демагогию разбиваются волны отчаяния и гнева жильцов.
Смешно и сатирична показывает сценку «У железнодорожной кассы» артист Я. Арлазоров. Пародийный номер «знатоки» весело разыгрывают T. Новицкая и И. Шароев.
Геннадий Хазанов. Фото И. КРАВЧЕНКО
Однако, если учесть наличие в программе известного дуэта Вероники Маврикиевны c Авдотьей Никитичной (Б. Владимиров и B. Тонкое) и популярного музыкального пародиста A. Птицына, то обнаруживается некоторый крен в сторону пародий. Думается, если бы этого не произошло, В KoHuepTe могла бы быть шире представлена лирика и публицистика.
Разнообразна музыкальная сторона программы. A. Стрельченко и ансамбль «Россияночка» под руководством P. Масленниковой выступают c русскими народными песнями. Дуэт И. Мальгииой и Э. Бабаева, И. Отиева, A. Барановский — c современными советскими песнями.
Не секрет, что на обширной площадке Дворца спорта хорошо смотрятся массовые номера. Одинокий исполнитель подчас выглядит там сиротливо. Режиссер A. Новицкий a какой-то мере решил эту проблему. Выступления певцов он соединил c танцевальными ансамблями «Лидер» (руководитель И. Скобелева) и «Контраст» (руководитель A. Жиглова). Балетмейстер программы B. Никольский добился слияния обоих жанров в ярко зрелищные номера.
Примечательно, что среди создателей программы немало выпускников кафедры эстрадного искусства ГИТИСа, руководимой народным артистом СССР, профессором И. Г. Шароевы м: это режиссер-постановщик A. Новицкий, артисты P. Мухаметшина, Ю. Непомнящий, И. Шароев, И. Скобелeва.
Хочется верить, что и в дальнейшем они будут радовать нас интересными эстрадными программами.
Е. ЗАХАРОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.
оставить комментарий