В честь Валентина Ивановича Филатова
Циркового клуба в Москве вроде бы нет, если, конечно, не считать коридора Союзгосцирка, где проходят оживленные "встречи по интересам".
Однако если спуститься из этого коридора на улицу, пересечь се по диагонали, то обнаружится клуб, и не какой-нибудь, а Центральный Дом работников искусств! Сюда идут певец и дирижер, актер и художник, балетмейстер и драматург, медведь и попугай, обезьяна и удав (последние четверо, правда, только тогда, когда в Доме властвует цирк, и в данном случае «Цирк зверей»). Именно здесь отмечалось пятидесятилетие артистической деятельности основателя, руководителя и главного исполнителя этого цирка народного артиста СССР Валентина Ивановича Филатова. Надо сказать, что юбиляр не восседал весь вечер о кресле и не выслушивал похожие друг на друга адреса от лиц и организаций. Чего не было, того нс было! Виновник торжества уютно устроился на низенькой скамеечке о левом углу сцены в окружении членов своей семьи (правда, ого супруга Юлия Васильевна из свойственной ей скромности на сцену выйти не пожелала н оставалась в переполненном зрительном зале).
И хотя у нас не принято описывать туалеты юбиляров, я асе же скажу, что на Филатове был лиловый костюм, удивительно ему идущий, и белоснежная рубашка, по которой скакали «модерновые» лошади. Истинно цирковая выправка позволяла дать юбиляру (во всяком случае, из зрительного зала) лет сорок, а когда улыбался — то и все тридцать пять. Что и говорить, не каждому дано в середине шестого десятка обладать столь отличной формой. А один из секретов сохранения молодости таков: надо лет пяти-шести выйти на манеж, стать акробатом и эквилибристом, потом быть смотрителем по уходу за животными и не чураться никакой черной работы. Затем стать ассистентом дрессировщика и входить в непосредственный контакт со львами и тиграми, со слонами и медведями. Надо всегда быть творчески заряженным, дабы суметь превратить номер в аттракцион, а аттракцион в целый цирк; надо день за днем знать клетки и зверей, знать «сегодня и ежедневно» и всю жизнь... Вот, так сказать, филатовский «фирменный» рецепт сохранения отличной формы...
По левую сторону от юбиляра сидела на сцене внучка Юленька, по правую — две дочери и зять.
— И все с высшим образованием! — подчеркнул режиссер Марк Соломонович Местечкин, представляя семью Филатовых, и тут же продолжил: — Кроме внучки и самого юбиляра.
За Валентина Ивановича «вступился» профессор Юрий Арсеньевич Дмитриев, пояснив, что цирковые университеты, которые прошел знаменитый дрессировщик, значат для профессионала больше, чем любой диплом.
Хотя, добавлю я, династию Филатовых, вступившую во второе столетие своего существования, обогатит и филологическое образование (Людмила Филатова) и режиссерское (Валерий), а также знание иностранных языков (Татьяна).
В этот вечер выступающие не поднимались на сцену, а подходили к микрофону, стоявшему возле первого ряда, что придавало вечеру обстановку удивительной «домашности» и непринужденности. Помянули добрым словом основателя филатовской династии Ивана Лазаревича, сестру юбиляра Марию Ивановну Корнилову и многих других. Первые шаги юного Вали Филатова вспомнила заслуженная артистка РСФСР Зоя Болеславовна Кох, поздравившая юбиляра от имени его коллег. Управляющий Союзгосцирка Михаил Петрович Цуканов справедливо отметил, что, несмотря на солидную дату, юбиляр находится в расцвете своего таланта и сил.
О международной популярности советского цирка вообще и Валентина Филатова в частности говорил драматург Иосиф Леонидович Прут. Один из друзей юбиляра, известный летчик-испытатель Герой Советского Союза Георгий Константинович Мосолов, сравнил мастерство дрессировщика с мастерством высшего пилотажа. Солист балета Большого театра народный артист СССР Маркс Лиспа, открывая вечер, подчеркнул то общее, что роднит артистов цирка и артистов балета. Еще один народный артист СССР, режиссер Иосиф Михайлович Туманов, вспомнил, как два десятилетия назад ехал с Филатовым на Варшавский фестиваль, послуживший стартовой площадкой для триумфального шествия советского цирка по многим странам мира. Ветеран советского конферанса Алексей Григорьевич Алексеев сравнил в цирке «век нынешний и век минувший» — естественно, в пользу первого,— а народный артист РСФСР Илья Семенович Набатов сочинил и спел в честь юбиляра поздравительный куплет. А потом выступали артисты руководимого Филатовым коллектива — акробаты Шубины, жонглер Сергей Игнатов, клоуны Виктор Гаврилов и Валерий Петров. Но главную «тематическую направленность» придали вечеру выступления Людмилы, Татьяны и Валерия Филатовых, доказавших, что филатовская эстафета сегодня в хороших руках и то же будет завтра, тем более, что юная Юленька публично пообещала не подвести дедушку... И вот что любопытно: нередко цирковые номера, «вчистую» перенесенные на сцену, выглядят грубовато. Но в этот раз даже номер с удавом вписался в программу чрезвычайно органично! Это лишний раз свидетельствует о том, что цирк, оставаясь цирком, стал в то же время интеллектуальнее и тоньше, чем был вчера.
Для выступления самого Валентина Ивановича рамок сцены, естественно, не хватило, ее заменил экран, и вот понеслась медвежья тройка по Испании и Португалии, встречая всюду и везде восторженный прием. Одним словом. Цирков много есть на свете,
Но такого цирка нет. Этот цирк по всей планете Проложил медвежий след.
Юбиляр тепло поблагодарил собравшихся, среди которых надо отметить еще заслуженного артиста РСФСР Михаила Рожкова, приветствовавшего Филатова и теплой речью и вдохновенной игрой на балалайке.
Вечер получился веселым и по-настоящему творческим,в чем за последнее время преуспел наш Центральный Дом работников искусств. ЦДРИ в содружестве с Московским цирком на Цветном бульваре предоставлял Большой зал и сцену О. Попову, Г. Ротма-ну и Г. Маковскому, И. Символокову, И. и Г. Агароновым, а также автору этих строк для проведения творческих вечеров и отчетов. Здесь же проводятся вечера отдыха цирковых артистов.
Таким образом можно утверждать, что хотя в Москве циркового клуба нет, тем не менее клуб у артистов цирка все-таки есть!
ЮРИЙ БЛАГОВ
оставить комментарий