В цирке «Аэрос» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В цирке «Аэрос»

Цирк «Аэрос» я застал в городе Галле, крупном промышленном центре, располагающем химическими и машиностроительными заводами. Именно здесь он раскинул на семь дней шапито, под которым могут разместиться четыре тысячи зрителей.

Напомню, что в ГДР сейчас три больших цирка: «Аэрос», «Буш», «Беролина». И каждый из них стоит в городе от трех до семи дней. Исключение составляют Лейпциг и Дрезден — здесь цирки работают до двух недель. В Берлине же они стоят по месяцу. В условиях постоянных гастролей артисты живут в специально оборудованных вагонах. В вагонах же находятся медицинский и ветеринарный пункты, детский сад, четырехклассная школа, кухня-столовая, кабинет директора.

Кроме того, в ГДР существует частный (немцы называют его приватным) цирк Адельхайды Хайн. Он вмещает до тысячи пятисот зрителей и кочует по небольшим городам и поселкам, останавливаясь в каждом от одного дня до трех.

Стационарных цирков в ГДР нет, и это определяет принципиальную разницу в деятельности цирков у нас в стране и в ГДР. Работая в городе несколько месяцев, наши цирки, естественно, заинтересованы в смене программ, приглашении новых номеров, участии талантливых клоунов. Если же цирк, как в ГДР, гастролирует в городе всего одну неделю или даже месяц, это воспринимается как событие, и редкие родители не ведут своих детей на представление. Поэтому цирки, как правило, действуют на протяжении всего сезона с одной программой и почти всегда бывают полны.

В сентябре 1979 года в Москве проходила научная конференция, посвященная современному цирку, на которой выявились две точки зрения. Генеральный директор болгарских цирков Г. Бинев утверждал, что на манеже, наряду с чисто цирковыми выступлениями, не только возможны, но бывают желательны артисты эстрады — это, говорил он, разнообразит представления.

В свою очередь, генеральный директор цирков ГДР О. Нецкер доказывал, что на манеже должны быть представлены только специфически цирковые номера, иначе цирк потеряет своеобразие и в результате перестанет быть интересен зрителям.

Подтверждением его слое служит программа цирка «Аэрос». Она представлена дрессированными медведями, собаками, шимпанзе, двумя большими группами лошадей, смешанной группой хищников. Обычно здесь выступают также дрессированные слоны, но во время моего пребывания слоны гастролировали в Голландии. Кроме того, в программе присутствуют большие акробатические группы и исполнители икарийских игр. Что касается клоунов Арно и Гитти, то они разыгрывают традиционные антре, точнее говоря, отрывки из них.

Не будем называть акробатические номера, честно говоря, в лучших образцах у нас они представлены сильнее. И клоуны, подвизающиеся в «Аэрос», не могут быть определены как первоклассные артисты.

Но вот дрессировщики!..

Однако прежде чем говорить о них, напишем несколько слов о советских исполнителях, также в цирке «Аэрос» гастролирующих. Нельзя же обойти вниманием соотечественников. Артисты Дьяковские демонстрировали номер «Игра с дьяболо». Сейчас, кажется, только они в нашем цирке представляют этот жанр. Замечу, что исполнитель — сын О. Цупак, участницы знаменитого дуэта Эсве (Сычевых), замечательных, вероятно, лучших в мире мастеров этой игры. Пока еще молодые исполнители не постигли уровня своих предшественников, хотя техника у них достаточно высока. Мне кажется, Дьяковским нужен хороший режиссер, который поможет найти взаимоотношения артистов в номере, а также интересно оформить сам номер. Тогда он сможет украсить любую программу.

Артисты Шанины соединили прыжки на батуте с плечевой акробатикой и полетом в партере. Сейчас связи различных жанров в моде, они расширяют возможности актеров, позволяют делать выступления еще более интересными. Номер у Шаниных хорош по трюкам, велика и дистанция перелетов. Хотелось бы, чтобы трюки больше обыгрывались, и тогда этот номер стоило бы рекомендовать даже и в Москву.

Э. Левкопуло и В. Хромов — эквилибристы в кольце, находящемся под куполом. Он нижний, выступает в роли резонера, она по замыслу режиссера — героиня. Но кажется, у артистки есть характерность и юмор. Почему не использовать эти качества? Номер от этого только выиграет.

Однако вернемся к наиболее интересным номерам с дрессированными животными.

В. Хёдрих демонстрирует десять отлично подготовленных лошадей. Но ничего принципиально нового он не показывает, кроме одного трюка: на манеж кладут три больших круга, лошади бегут вдоль барьера и в определенный момент, вступив в эти круги, по приказанию дрессировщика, замирают. Это здорово! Как здорово и то, что десять лошадей по мановению руки артиста встают на дыбы (на оф), как и то, что лошадь, стоя на задних ногах, делает множество пируэтов. Шамбарьер и стек артист держит в руках, но ни разу ими не коснулся животных. Он использует названные предметы, незаметно показывая, куда лошадям следует идти, где поворачиваться. Номер вполне квалифицирован, но, пожалуй, суховат, я бы сказал, излишне академичен.

С двумя номерами выступают М. и X. Меттин. Первый — с пуделями — очень динамичен. Собаки с таким азартом совершают прыжки, что номер напоминает веселую игру, увлекающую и людей и животных. И дело не только в самих трюках, хорошо известных, а и в той реакции удивления и восторга, которая отличает артистов, она-то и вызывает повышенный интерес в зрительном зале.

Второй номер у Меттин — конный, в нем соединены большие лошади и пони. Когда животные, так сказать, плечо к плечу совершают сложные перестроения, кружатся, бегут рядом, когда пони понукает большую лошадь — все это смешно и трогательно. Дрессировщики держатся на манеже свободно, с артистической непринужденностью, в полной мере элегантно. Вот уж у кого, представляется, лошади все делают сами. Этот номер удивительной легкости, изящества, а это значит высшего класса мастерства. Я имел удовольствие видеть артистов в 1979 году в Сочи и тогда восторгался ими, но сейчас они работают еще лучше. И очень эффектно, когда в заключение по арене бегут и кружатся а вальсе три тяжелых пощади, каких прежде называли битюгами. Сейчас их, кажется, нигде, кроме цирка, горожанин не может увидеть.

Ф. Капри выступает со львами, тиграми, черными пантерами, леопардами и рысью. Больше и лучше всего у него работают леопарды: они перелетают с тумбы на тумбу, строят вместе с тиграми и пантерами удивительные пирамиды. Одного из леопардов Капри, как горжетку, носит на плечах, еще один взбирается по винтовой лестнице под самый верх клетки, увенчанной сетью.

Но что любопытно — Капри в большой степени действует в манере старых укротителей. Это не значит, что он щелкает бичом, стреляет холостыми патронами из револьвера или пускает в ход трезубец. Как раз этого нет. Нарочитое устрашение зверей, а вместе с ними и зрителей отсутствует. Дело в другом. После одного из эпизодов артист сбрасывает с себя куртку, и тогда зрители оказываются пораженными его великолепной мускулатурой культуриста. Затем он берет факел и медленно проводит горящей его стороной сначала по рукам, а затем по торсу. Но этого мало — горящий факел берется в рот, и там он гаснет. Не знаю, как кому, но мне эти приемы, заимствованные из репертуара факиров, с утверждением сверхчеловека, грубые и жестокие, показались вовсе не обязательными в номере современного дрессировщика хищных зверей. Но продолжая свою линию, Капри ставит тигра между двумя досками-мишенями и мечет в эти мишени горящие раскаленные дротики. Трюк, мною ранее невиданный, вероятно, очень трудный, но, право, какой-то неэстетичный. Ужасно при этом становится жалко тигра.

При всем этом нельзя отрицать высокой квалификации Капри. Так, в конце он демонстрирует еще один номер, до сих пор определяемый как цирковая сенсация, — тигр на лошади. И проводит его уверенно.

Таковы наиболее своеобразные номера дрессировки в цирке «Аэрос».

Заканчивая рецензию, хочу отметить, что программа, о которой я рассказал, такая, какую больше ни в одном зрелищном предприятии, кроме цирка, невозможно увидеть.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования