В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В цирке Болтини

В конце 1969 года мне довелось познакомиться с голландским цирком Тони Болтини во время его гастролей в Бельгии.

Сразу хочется отметить, что сотрудники цирка и артисты, узнав, что я из Москвы и имею отношение к советскому цирковому искусству, оказали мне всяческое внимание. Чувствовалось, что советский цирк за рубежом, и прежде всего среди наших коллег, пользуется уважением, к нему проявляется огромный интерес.

За время гастролей в Брюсселе цирк дважды менял место стоянки. Дело в том, что жителям города трудно передвигаться: метро нет, трамваи ходят редко и перегружены. Так что цирк сам перебирался из района в район поближе к своим зрителям. В интернациональной программе цирка участвуют артисты из многих стран Европы, была там и марокканская труппа. Разнообразное по жанрам представление производит противоречивое впечатление.

В программе несколько номеров с дрессированными животными. Наиболее эффектна группа слонов, которых выводит Теодор Жестман; выступление заканчивается веселым джазом слонов. Живо и интересно демонстрирует морских львов артист Данион— животные охотно выполняют трюки, в частности, они делают стойки и бегают на двух ластах. Из номеров физкультурно-акробатического жанра можно отметить выступления воздушных гимнастов Мразек. Оригинален их аппарат — шест, подвешенный за середину на штамберте. Он то вращается в горизонтальной плоскости, то принимает вертикальное положение и тогда служит как бы бамбуком. Это позволяет артистам необычно строить номер.

Конную дрессуру, группу из шести лошадей (из них три пони), демонстрирует артист оелееен. Лошади послушны, очень дружно поднимаются на «оф», на задних ногах стоят уверенно и долго. Сложные трюки показывают канатоходцы «6-Берондини». Интересен номер «Высшая школа верховой езды» в исполнении Антуанетты Болтини и двух ее партнеров. Лошади несколько тяжеловаты по экстерьеру, но достаточно эффектны; артисты выступают в гусарских, эпохи Наполеона, костюмах. Четкая работа в номере велосипедистов «З-Рикорас»; заключительный трюк: кульбит с велосипедом через стол. Заключительный номер программы — собачий футбол (артисты Дубские). Номер подается а быстром темпе, артисты дополняют его каскадами, создавая общую суматоху и подогревая успех у зрителей.

Как видите, программа достаточно разнообразна. Но было в ней и такое, что для советского зрителя непривычно, и вызывало у меня, мягко говоря, внутренний протест. Дрессировщик львов Жорж Офман сумел подчинить себе хищников. Но у него явная тенденция попугать зрителей, так сказать, «испытать судьбу». Он кладет себе на горло кусок мяса, который должен взять лев. Зрители замирают: а вдруг хищник невзначай перегрызет горло хозяину.

Мы привыкли, что в наших цирковых программах выступают веселые, жизнерадостные клоуны-коверные. В голландском цирке всего два раза появлялся нелепо одетый карлик. И если кто-то из публики смеялся, то смех вызывали не примитивные трюки исполнителя, а его жалкий, несуразный, уродливый вид. Это выглядело, как унижение человеческого достоинства.

Такое пренебрежение к личности артиста, к его номеру проявлялось не раз.  После аттракциона с хищниками под куполом выступала воздушная гимнастка мисс Вива, как значилось в афише. Она проделывала опасные трюки: обрыв с подколенок на пятки, вис на одной пятке. Все это на большой высоте, без всякой страховки. А внизу в это время убирали клетку. Откровенно говоря, номер не воспринимался по-настоящему: отвлекали движения униформистов, уносящих железные решетки. И не покидала тревожная мысль — не сорвалась бы гимнастка на железные прутья.

И уж совсем поразил такой факт: во время паузы между номерами и в антракте среди зрителей появились артисты с кружками, собиравшие пожертвования. Охватило мучительное чувство неловкости за людей, которые только что радовали нас своим искусством, а теперь протягивали руку за подаянием...

Да, поистине трудна и бесперспективна жизнь артистов цирка в капиталистических странах. Когда артист покидает манеж — его ждет обычно нужда, ему приходится рассчитывать лишь на помощь благотворительных организаций. С одной из них я познакомился в Брюсселе. Это маленький комиссионный магазинчик. В него меценаты сдают свои старые, ненужные вещи, а деньги, вырученные от продажи, распределяются среди престарелых артистов.

Я разговаривал с участниками программы. Им трудно поверить, что советские артисты цирка после двадцати лет работы получают пенсию независимо от возраста. Об этом, как и многом другом, что стало для нас привычным, исполнители на Западе могут только мечтать.

А. КУПРЕЯНОВ (ФЛОРЕНО)
Брюссель

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100