В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В цирке Кни

Советские артисты цирка  п/р Е. Майхровского  в цирке Кни 1985 годЗаслуженный артист РСФСР ЕВГЕНИЙ ВЕРНАРДОВИЧ МАЙХРОВСКИЙ известен зрителям как клоун Май. Он был руководителем группы советских артиcтов, принимавших участие в международной программе швейцарского цирка Кни.

Наш корреспондент T. КАЛИННИКОВА встретилась c E. МАЙ­ХРОВСКИМ и попросила его рассказать o том, как прошли гаст­роли.

—   Ваше впечатление от гастролей!

На фото. Советские артисты в цирке Кни

—   Ответственно, трудно и очень интересно. Ответственно, потому что маша группа, в которую входили Ирина Дешко («Хулахуп»), воздушные гимнaсты Людмила и Петр Любиченко, акробаты-вольтижеры под руководством B. Шемшура и коверные — я и мой сын Борис Майхровский — были, по сути, первые артисты советского цирка, кто после длительного перерыва, почти двадцать лет, гастролировал y Кни.

Поэтому в нашу задачу входило прежде всего наладить хорошие контакты с руководителями фирмы «Кни», которые относились к нам доброжелательно, на вначале несколько сдер­жанно.  В первые дни гастролей нам пришлось решать немало организационных вопросов. Администратор Б. Кренгер многие наши просьбы, пожелания и требования вначале отклоняла. Ею ставилась под сомнение необходимость стирки производственных костюмов, установки телевизоров для артистов. Мы довольно долго объясняли также такой пункт контракта, как «культур­ная программа». Однако эти проблемы разрешились буквально в течение десяти дней. Во многом благодаря опыту, знаниям, личным дeловым качествам и такту нашей переводчицы K. Мор­гуновой. Не знаю, что 6ы я, впервые руководившим группой  артистов за рубежом, делал без ее помощи. Остальные труд­ности, c которыми мы столкнулись, связаны c тем, что мы работали в цирке.

- Не удивляйтесь. Артисты, кoторые бывали за рубежом, в капиталистических странах, знают: нам в основном приходится выступать во Дворцах спорта. Особенность гастролей в Швейца­рии в том, что мы работали в цирке-шапито, тоже, правда, очень вместительном — три тысячи зрителей. A раз в шапито, значит, постоянно в дороге.

Расписание жесткое. Как только заканчивается вечернее представление, начинаются сборы. Шапито разбирают, части его укладывают в рабочие вагончики, и через два — два c половиной часа асе уже на вокзале. Для удобства передвижения жилые вагончики артистов расположены на платформах. за ночь пере­езжаем в другой город. Утром за четыре часа устанавливается шапито, и цирк уже днем начинает работу.

За три месяца мы объездили все немецкие кантоны Швейцарии. Выступали в Раперсвилле, городе, где находится постоян­ная база фирмы — зимнее помещение c манежем для репети­ций, большой зоопарк, в котором содержится пять тысяч живот­ных, дельфинарий. Еще мы побывали в Ведзиконе, Кларусе, Виле, Веттингене, Цюрихе, Базеле... в oбщей сложности в семнад­цати городах. Приняли участие в ста двадцати пяти спектаклях.

—  Достаточно нaпряженный ритм. Но в жизни цирка на коле­сах своя прелесть, не правда ли!

—  Да, конечно. Здесь я, пожалуй, впервые ощутил какую-то особую атмосферу «бродячей» цирковой жизни. B ней все: и постоянные переезды в любую погоду — дождь ли, снег ни  и большое количество представлений, жизнь в вагончиках. Это c одной стороны. A c другой — прекрасная организация гастро­лей в шапито, которой можно и нужно поучиться.

Фирма «Кни» во многом образец НОТ для цирка. Вот приме­ры технической оснащенности. Для переездов предоставлялись автомобили, тракторы, электрокары, сто железнодорожных ваго­нов, платформы. Шапито обслуживает сто человек. B бытовом Отношении также все предусмотрено. B жилых вагончиках для семейных находятся газовый камин, плита, холодильник, есть вода и электричество.

—  «Интересно» — слово, которым вы определили свое впечатление от гастролей. Раскройте, пожалуйста, его содер­жание.

—  Начать, видимо, надо c самой фирмы Кни, a вернее, одной из самых известных в мире цирковых династий, которой уже около двухсот лет. Основатель ее, Фредерик Кни, родился в 1784 году. Его род продолжился в семи поколениях, двадцать восемь человек — и все артисты цирка. Сейчас семья Кни — это: старшее поколение — Фредерики Рудольф Кни, среднее — их дети Фреди, Рольф, Луи и Франка. Они ведут практически все дела фирмы. A Рольф к тому же рыжий клоун, участник буффонадного трио Гастон, Рольф, Пило. Братья постоянно ме­няются ролями. В период, когда работала наша группа, Франко был ответственным за переезды, Фреди руководил творческим процессом.  Рольф со своими партнерами-клоунами был на съем­ках, a Луи контролировал работу зоопарка и готовил новую группу хищников.

Младшие Кни — это тринадцатилетняя Жеральдина-Катери­на, дочь Фреди Кни, и двенадцатилетний Луи — сын Луи-стар­шего. Дети на правах взрослых заняты в представлении. Нашу программу начинала юная Жеральдина c группой дрессирован­ных пони. Она показывала «свободу». A Луи во время спектаклей «киндер циркус» выводил слонов.

Цирк Кни — один из крупнейших в мире. В Швейцарии он занимает доминирующее положение. Несколько мелких цир­ков и стационар «Рояль» семьи Гассер не составляют конкурен­ции. Как я уже говорил, дельфинарий и зоопарк расположены в Раперсвилле. Но филиал зоопарка постоянно разъезжает c шапито. За посещение его взимается отдельная плата. Однако билет в зоопарк дает право посмотреть репетиции. На них обычно присутствует много зрителей, в их числе художники, журналисты. C участием профессоров проводятся лекции по дрессуре.

Кни достигли высокого класса гуманной дрессировки. B их номерах можно увидеть уникальные сочетания экзотических животных: тигр и носорог, жираф и носорог. Франко Кни со слонами демонстрировал такой трюк: два слона, сидя на тумбах, соединяют горизонтально вытянутые хоботы, и по этому своеоб­разному мосту проходит артистка.

Номера Кни (преимущественно это дрессура) составляют шестьдесят процентов прoграммы, которую они меняют ежегод­но. Так что зрители Швейцарии, которую шапито объезжает в течение года, каждый раз видят совершенно новое представле­ние. Кни одновременно и выступают c животными и репетируют c ними будущую программу. К примеру, вечером c лошадьми демонстрируют «свободу», а днем репетируют «почту» — номер другого жанра, что, конечно, очень сложно и требует от дресси­ровщика и мастерства и терпения.

Советские артисты цирка на экскурсии в  Цюрихе 1985 г.На фото. На экскурсии в  Цюрихе

Процветанию фирмы Кни способствует прекрасно организо­ванная реклама. Кни проводят теле- и радиоинтервью, пресс-конференции. Они разрешают снимать репетиции, жизнь арти­стов за кулисами, их быт, незначительные фрагменты номеров — все, кроме самого представления. Думается, нашему телевиде­нию, которое показывает целые цирковые программы, здесь есть чему поучиться. Фирма снимает на видеокассеты свои спектакли для архива, но всегда в специальных объявлениях дает гарантию не тиражировать пленку.

—  Евгений Бернардович, расскажите, пожалуйста, о детском цирке, или «Киндер циркус».

—  Каждое воскресенье c одиннадцати утра в течение часа Кни проводят платные представления. Дети артистов демонстри­руют номера различных жанров: клоунада, воздушная гимнасти­ка, танцы на проволоке. Однако основное в этик спектаклях — показ детьми дрессированных животных. Надо сказать, «Киндер циркус» — превосходная школа воспитания будущей смены артистов.

— Евгений Бернардович, вы сказали, что каждая программа состоит на шестьдесят процентов из номеров фирмы, стало быть, сорок процентов — интернациональный состав спектакля!

—  Да, Кни ежегодно ангажируют несколько интересных, разножанровых номеров, как правило, лучших в любом нацио­нальном цирке.

Мне показалась интересной работа пантомимиста из Пару Сезара. Он вызывает из зрительного зала трех человек — это не подсадка. Каждому из них показывает манеру поведения, хaрактерные движения. Под его наблюдением зрители средст­вами пантомимы разыгрывают различные сценки. Выступление Сезара неизменно вызывает смех. Мне понравились также испанские канатоходцы Кирос. Национальные костюмы и музыка, сложные трюки, исполняемые без лонжи, — все это производит впечатление. Катьяна и Петер Станин из ГДР выступали c дресси­рованными хищниками — белым медведем, леопардом, панте­рой, двумя тигрольвами, двумя бурыми медведями и одним гималайским. Трюковой репертуар несложен, но группа смотре­лась хорошо. Лауреаты конкурса в Монте-Карло, сестры Алексис демонстрировали очень интересную трюковую работу парных акробатов на пьедестале.

Однако центр программы, конечно, номера самих Кни. Кроме Жеральдины-Катерины Кни, o которой я уже рассказы­вал, выступал Фреди Кни c двенадцатью дрессированными ло­шадьми — «свобода», Франко Кни выводил восемь сломов, Фре­ди Кни-старший и Фреди Кни-младший показывали прекрасную высшую школу верховой езды, Мари-Козе Кни выступала как балерина на лошади. Артистичность, отточенное мастерство, пре­красное оформление — отличительные черты номеров Кни.

И тем более приятно, что в сравнении c этими яркими номе­рами работа нашей группы получила самую высокую оценку и зрителей и прессы. Мы были первые и — что важнее — не последние. Так, вскоре после нас в Швейцарии побывали еще две группы советских артистов, a меня, как коверного, сменили поочередно A. Николаев и A. Марчевский. Свои «находки» и свое место в спектакле я передал им «по наследству».

—  «Расшифруйте», пожалуйста.

—  Я всегда считал, что клоуны «цементируют» программу.

Их репризы-пародии связывают номера в единый спектакль. Но не только они. Клоун обязан входить в номера, интуитивно определяя, когда это лучше, уместнее сделать.

Я долго наблюдал за номером балерины на лошади Мари-­Жозе Кни. В нем была пауза, когда она отдавала униформисту стеки принимала от него обруч. Так вот однажды вместо уни­формиста все это по-клоунски «элегантноe проделал я, не пре­дупредив заранее Кни. Все прошло хорошо. Потом я объяснил Кни, что выход в номера — обязанность клоуна и что поэтому дополнительной платы мне не полагается. Вскоре в начале номера я уже выезжал на манеж, примостившись на запятках великолеп­ной кареты артистки.

A через некоторое время Кни попросили меня заполнить паузу в конце представления. Когда на манеже в полной темноте устанавливали громоздкую аппаратуру, в один из проходов зри­тельного зала направлялся луч прожектора и я исполнял на трубе «Вальс свечей» из фильма «Мост Ватерлоо». A Андрей Николаев в этой же паузе потом отплясывал «Калинку».

Все это, несомненно, помогало установлению дружеских отношений c фирмой Кни.

Было много моментов, когда Кни могли убедиться не только в творческом подходе советских артистов к работе, но и в их человеческих качествах — отзывчивости, товарищеской взаимовыручке. Помню, приехали утром в один маленький городок, Ведзикон, а там за ночь выпал глубокий снег. Мы сразу же предложили помочь расчистить площадку под шапито, чтобы устано­вить его в срок. Всегда помогали иностранным коллегам готовиться к переездам. Кни это ценили, охотно откликались на наши встречные просьбы. Так, два шефских представления, которые Кни обычно проводят для инвалидов, мы попросили показать 9 Мая, в День 40-летия Великой Победы, и 1 июня, в День защиты детей.

—  И последний вопрос. Евгений Бернардович, что вам, как клоуну, дали эти гастроли, что нового вы узнали, какие выводы сделали?

—  Кни лю6езно предоставляли нам возможность просмат­ривать ролики своих цирковых программ, записи выступлений гастролировавших y них клоунов: Эмиля, Альфредо, Кароли, Ревельс, Растелли, Кавалини, Фрателлини, Бариос, Паули, Чикис, Илли-Олли и других.

На мой взгляд, в европейском цирке наметился определен­ный прогресс в жанре клоунады. Это выражается в разнообразии и сложности трюкового репертуара, высоком уровне актерского мастерства, но прежде всего — в создании оригинальных масок.

Мне посчастливилось во второй раз (первый — во время гастролей во Франции) увидеть выступление швейцарского клоу­на Димитри. Он создает образ боязливого меланхоличного ре­бенка. Он будто постоянно ждет от мира людей и вещей, его ок­ружающих, каких-то подвохов и неприятностей. Его мастерство безгранично: пожалуй, нет ни одного циркового жанра, в каком он не мог бы работать. Димитри — превосходный пантоми­мист, музыкант.

Второе отделение представления, на которое он нас c Андре­ем Николаевым пригласил, шло ровно час. И в течение всего этого времени Димитри разыгрывал музыкальную зксцентриаду. Он изображал портье, который вывозит на манеж тележку c чемо­данами, ящиками, футлярами. Среди них его внимание привле­кает одна м аленькая коробочка. Ему ужасно любопытно, что там внутри. Он собирается ее открыть, но... нет, сначала вот тот большой футляр. Димитри — как ребенок, котоpый все не решается съесть конфету, откладывая на потом и тем самым растягивая удовольствие. На этом строится вся сцена. Он раскры­вает чемоданы и коробки, извиняясь при этом перед зрителями за самовольство, там оказываются различныe музыкальные инст­рументы, которые он c присущими ему фантазией и остроу­мием обыгрывает. Смех не прекращается в течение всего часа.

Димитри по сути своей, по манере игры представитель интеллектуальной клоунады, появлением которой все мы обязаны Леониду Енгибарову. B наш цирк она пришла в 60-х годах. B запад­ной клоунаде (я имею в виду лучшее в ней) время мыслителей и философов, как Димитри или клоун-поэт, клоун-созерцатель и романтик Пик, пришлось на 80-e годы. Появление талантливых клоунов меня всегда радует. Радует, что y советских смехотвор­цев находятся последователи, что не иссякает мудрая, поднимаю­щая вечные проблемы бытия клоунада.

Не без гордости скажу, что международная программа c участием нашей группы рекламировалась так: «Цирк Кни и Московский цирк». B письме братьев Кни в Министерство культуры СССР сказано: «Швейцарский зритель очарован необычными русскими номерами, артисты работали в Швейцарии c ог­ромным успехом... Мы надеемся, что сможем поддерживать наши добрые отношения между вами и нашим цирком в после­дующие годы».
 

 Журнал Советская эстрада и цирк. Июль1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100