В цирке Кни
Заслуженный артист РСФСР ЕВГЕНИЙ ВЕРНАРДОВИЧ МАЙХРОВСКИЙ известен зрителям как клоун Май. Он был руководителем группы советских артиcтов, принимавших участие в международной программе швейцарского цирка Кни.
Наш корреспондент T. КАЛИННИКОВА встретилась c E. МАЙХРОВСКИМ и попросила его рассказать o том, как прошли гастроли.
— Ваше впечатление от гастролей!
На фото. Советские артисты в цирке Кни
— Ответственно, трудно и очень интересно. Ответственно, потому что маша группа, в которую входили Ирина Дешко («Хулахуп»), воздушные гимнaсты Людмила и Петр Любиченко, акробаты-вольтижеры под руководством B. Шемшура и коверные — я и мой сын Борис Майхровский — были, по сути, первые артисты советского цирка, кто после длительного перерыва, почти двадцать лет, гастролировал y Кни.
Поэтому в нашу задачу входило прежде всего наладить хорошие контакты с руководителями фирмы «Кни», которые относились к нам доброжелательно, на вначале несколько сдержанно. В первые дни гастролей нам пришлось решать немало организационных вопросов. Администратор Б. Кренгер многие наши просьбы, пожелания и требования вначале отклоняла. Ею ставилась под сомнение необходимость стирки производственных костюмов, установки телевизоров для артистов. Мы довольно долго объясняли также такой пункт контракта, как «культурная программа». Однако эти проблемы разрешились буквально в течение десяти дней. Во многом благодаря опыту, знаниям, личным дeловым качествам и такту нашей переводчицы K. Моргуновой. Не знаю, что 6ы я, впервые руководившим группой артистов за рубежом, делал без ее помощи. Остальные трудности, c которыми мы столкнулись, связаны c тем, что мы работали в цирке.
- Не удивляйтесь. Артисты, кoторые бывали за рубежом, в капиталистических странах, знают: нам в основном приходится выступать во Дворцах спорта. Особенность гастролей в Швейцарии в том, что мы работали в цирке-шапито, тоже, правда, очень вместительном — три тысячи зрителей. A раз в шапито, значит, постоянно в дороге.
Расписание жесткое. Как только заканчивается вечернее представление, начинаются сборы. Шапито разбирают, части его укладывают в рабочие вагончики, и через два — два c половиной часа асе уже на вокзале. Для удобства передвижения жилые вагончики артистов расположены на платформах. за ночь переезжаем в другой город. Утром за четыре часа устанавливается шапито, и цирк уже днем начинает работу.
За три месяца мы объездили все немецкие кантоны Швейцарии. Выступали в Раперсвилле, городе, где находится постоянная база фирмы — зимнее помещение c манежем для репетиций, большой зоопарк, в котором содержится пять тысяч животных, дельфинарий. Еще мы побывали в Ведзиконе, Кларусе, Виле, Веттингене, Цюрихе, Базеле... в oбщей сложности в семнадцати городах. Приняли участие в ста двадцати пяти спектаклях.
— Достаточно нaпряженный ритм. Но в жизни цирка на колесах своя прелесть, не правда ли!
— Да, конечно. Здесь я, пожалуй, впервые ощутил какую-то особую атмосферу «бродячей» цирковой жизни. B ней все: и постоянные переезды в любую погоду — дождь ли, снег ни и большое количество представлений, жизнь в вагончиках. Это c одной стороны. A c другой — прекрасная организация гастролей в шапито, которой можно и нужно поучиться.
Фирма «Кни» во многом образец НОТ для цирка. Вот примеры технической оснащенности. Для переездов предоставлялись автомобили, тракторы, электрокары, сто железнодорожных вагонов, платформы. Шапито обслуживает сто человек. B бытовом Отношении также все предусмотрено. B жилых вагончиках для семейных находятся газовый камин, плита, холодильник, есть вода и электричество.
— «Интересно» — слово, которым вы определили свое впечатление от гастролей. Раскройте, пожалуйста, его содержание.
— Начать, видимо, надо c самой фирмы Кни, a вернее, одной из самых известных в мире цирковых династий, которой уже около двухсот лет. Основатель ее, Фредерик Кни, родился в 1784 году. Его род продолжился в семи поколениях, двадцать восемь человек — и все артисты цирка. Сейчас семья Кни — это: старшее поколение — Фредерики Рудольф Кни, среднее — их дети Фреди, Рольф, Луи и Франка. Они ведут практически все дела фирмы. A Рольф к тому же рыжий клоун, участник буффонадного трио Гастон, Рольф, Пило. Братья постоянно меняются ролями. В период, когда работала наша группа, Франко был ответственным за переезды, Фреди руководил творческим процессом. Рольф со своими партнерами-клоунами был на съемках, a Луи контролировал работу зоопарка и готовил новую группу хищников.
Младшие Кни — это тринадцатилетняя Жеральдина-Катерина, дочь Фреди Кни, и двенадцатилетний Луи — сын Луи-старшего. Дети на правах взрослых заняты в представлении. Нашу программу начинала юная Жеральдина c группой дрессированных пони. Она показывала «свободу». A Луи во время спектаклей «киндер циркус» выводил слонов.
Цирк Кни — один из крупнейших в мире. В Швейцарии он занимает доминирующее положение. Несколько мелких цирков и стационар «Рояль» семьи Гассер не составляют конкуренции. Как я уже говорил, дельфинарий и зоопарк расположены в Раперсвилле. Но филиал зоопарка постоянно разъезжает c шапито. За посещение его взимается отдельная плата. Однако билет в зоопарк дает право посмотреть репетиции. На них обычно присутствует много зрителей, в их числе художники, журналисты. C участием профессоров проводятся лекции по дрессуре.
Кни достигли высокого класса гуманной дрессировки. B их номерах можно увидеть уникальные сочетания экзотических животных: тигр и носорог, жираф и носорог. Франко Кни со слонами демонстрировал такой трюк: два слона, сидя на тумбах, соединяют горизонтально вытянутые хоботы, и по этому своеобразному мосту проходит артистка.
Номера Кни (преимущественно это дрессура) составляют шестьдесят процентов прoграммы, которую они меняют ежегодно. Так что зрители Швейцарии, которую шапито объезжает в течение года, каждый раз видят совершенно новое представление. Кни одновременно и выступают c животными и репетируют c ними будущую программу. К примеру, вечером c лошадьми демонстрируют «свободу», а днем репетируют «почту» — номер другого жанра, что, конечно, очень сложно и требует от дрессировщика и мастерства и терпения.
На фото. На экскурсии в Цюрихе
Процветанию фирмы Кни способствует прекрасно организованная реклама. Кни проводят теле- и радиоинтервью, пресс-конференции. Они разрешают снимать репетиции, жизнь артистов за кулисами, их быт, незначительные фрагменты номеров — все, кроме самого представления. Думается, нашему телевидению, которое показывает целые цирковые программы, здесь есть чему поучиться. Фирма снимает на видеокассеты свои спектакли для архива, но всегда в специальных объявлениях дает гарантию не тиражировать пленку.
— Евгений Бернардович, расскажите, пожалуйста, о детском цирке, или «Киндер циркус».
— Каждое воскресенье c одиннадцати утра в течение часа Кни проводят платные представления. Дети артистов демонстрируют номера различных жанров: клоунада, воздушная гимнастика, танцы на проволоке. Однако основное в этик спектаклях — показ детьми дрессированных животных. Надо сказать, «Киндер циркус» — превосходная школа воспитания будущей смены артистов.
— Евгений Бернардович, вы сказали, что каждая программа состоит на шестьдесят процентов из номеров фирмы, стало быть, сорок процентов — интернациональный состав спектакля!
— Да, Кни ежегодно ангажируют несколько интересных, разножанровых номеров, как правило, лучших в любом национальном цирке.
Мне показалась интересной работа пантомимиста из Пару Сезара. Он вызывает из зрительного зала трех человек — это не подсадка. Каждому из них показывает манеру поведения, хaрактерные движения. Под его наблюдением зрители средствами пантомимы разыгрывают различные сценки. Выступление Сезара неизменно вызывает смех. Мне понравились также испанские канатоходцы Кирос. Национальные костюмы и музыка, сложные трюки, исполняемые без лонжи, — все это производит впечатление. Катьяна и Петер Станин из ГДР выступали c дрессированными хищниками — белым медведем, леопардом, пантерой, двумя тигрольвами, двумя бурыми медведями и одним гималайским. Трюковой репертуар несложен, но группа смотрелась хорошо. Лауреаты конкурса в Монте-Карло, сестры Алексис демонстрировали очень интересную трюковую работу парных акробатов на пьедестале.
Однако центр программы, конечно, номера самих Кни. Кроме Жеральдины-Катерины Кни, o которой я уже рассказывал, выступал Фреди Кни c двенадцатью дрессированными лошадьми — «свобода», Франко Кни выводил восемь сломов, Фреди Кни-старший и Фреди Кни-младший показывали прекрасную высшую школу верховой езды, Мари-Козе Кни выступала как балерина на лошади. Артистичность, отточенное мастерство, прекрасное оформление — отличительные черты номеров Кни.
И тем более приятно, что в сравнении c этими яркими номерами работа нашей группы получила самую высокую оценку и зрителей и прессы. Мы были первые и — что важнее — не последние. Так, вскоре после нас в Швейцарии побывали еще две группы советских артистов, a меня, как коверного, сменили поочередно A. Николаев и A. Марчевский. Свои «находки» и свое место в спектакле я передал им «по наследству».
— «Расшифруйте», пожалуйста.
— Я всегда считал, что клоуны «цементируют» программу.
Их репризы-пародии связывают номера в единый спектакль. Но не только они. Клоун обязан входить в номера, интуитивно определяя, когда это лучше, уместнее сделать.
Я долго наблюдал за номером балерины на лошади Мари-Жозе Кни. В нем была пауза, когда она отдавала униформисту стеки принимала от него обруч. Так вот однажды вместо униформиста все это по-клоунски «элегантноe проделал я, не предупредив заранее Кни. Все прошло хорошо. Потом я объяснил Кни, что выход в номера — обязанность клоуна и что поэтому дополнительной платы мне не полагается. Вскоре в начале номера я уже выезжал на манеж, примостившись на запятках великолепной кареты артистки.
A через некоторое время Кни попросили меня заполнить паузу в конце представления. Когда на манеже в полной темноте устанавливали громоздкую аппаратуру, в один из проходов зрительного зала направлялся луч прожектора и я исполнял на трубе «Вальс свечей» из фильма «Мост Ватерлоо». A Андрей Николаев в этой же паузе потом отплясывал «Калинку».
Все это, несомненно, помогало установлению дружеских отношений c фирмой Кни.
Было много моментов, когда Кни могли убедиться не только в творческом подходе советских артистов к работе, но и в их человеческих качествах — отзывчивости, товарищеской взаимовыручке. Помню, приехали утром в один маленький городок, Ведзикон, а там за ночь выпал глубокий снег. Мы сразу же предложили помочь расчистить площадку под шапито, чтобы установить его в срок. Всегда помогали иностранным коллегам готовиться к переездам. Кни это ценили, охотно откликались на наши встречные просьбы. Так, два шефских представления, которые Кни обычно проводят для инвалидов, мы попросили показать 9 Мая, в День 40-летия Великой Победы, и 1 июня, в День защиты детей.
— И последний вопрос. Евгений Бернардович, что вам, как клоуну, дали эти гастроли, что нового вы узнали, какие выводы сделали?
— Кни лю6езно предоставляли нам возможность просматривать ролики своих цирковых программ, записи выступлений гастролировавших y них клоунов: Эмиля, Альфредо, Кароли, Ревельс, Растелли, Кавалини, Фрателлини, Бариос, Паули, Чикис, Илли-Олли и других.
На мой взгляд, в европейском цирке наметился определенный прогресс в жанре клоунады. Это выражается в разнообразии и сложности трюкового репертуара, высоком уровне актерского мастерства, но прежде всего — в создании оригинальных масок.
Мне посчастливилось во второй раз (первый — во время гастролей во Франции) увидеть выступление швейцарского клоуна Димитри. Он создает образ боязливого меланхоличного ребенка. Он будто постоянно ждет от мира людей и вещей, его окружающих, каких-то подвохов и неприятностей. Его мастерство безгранично: пожалуй, нет ни одного циркового жанра, в каком он не мог бы работать. Димитри — превосходный пантомимист, музыкант.
Второе отделение представления, на которое он нас c Андреем Николаевым пригласил, шло ровно час. И в течение всего этого времени Димитри разыгрывал музыкальную зксцентриаду. Он изображал портье, который вывозит на манеж тележку c чемоданами, ящиками, футлярами. Среди них его внимание привлекает одна м аленькая коробочка. Ему ужасно любопытно, что там внутри. Он собирается ее открыть, но... нет, сначала вот тот большой футляр. Димитри — как ребенок, котоpый все не решается съесть конфету, откладывая на потом и тем самым растягивая удовольствие. На этом строится вся сцена. Он раскрывает чемоданы и коробки, извиняясь при этом перед зрителями за самовольство, там оказываются различныe музыкальные инструменты, которые он c присущими ему фантазией и остроумием обыгрывает. Смех не прекращается в течение всего часа.
Димитри по сути своей, по манере игры представитель интеллектуальной клоунады, появлением которой все мы обязаны Леониду Енгибарову. B наш цирк она пришла в 60-х годах. B западной клоунаде (я имею в виду лучшее в ней) время мыслителей и философов, как Димитри или клоун-поэт, клоун-созерцатель и романтик Пик, пришлось на 80-e годы. Появление талантливых клоунов меня всегда радует. Радует, что y советских смехотворцев находятся последователи, что не иссякает мудрая, поднимающая вечные проблемы бытия клоунада.
Не без гордости скажу, что международная программа c участием нашей группы рекламировалась так: «Цирк Кни и Московский цирк». B письме братьев Кни в Министерство культуры СССР сказано: «Швейцарский зритель очарован необычными русскими номерами, артисты работали в Швейцарии c огромным успехом... Мы надеемся, что сможем поддерживать наши добрые отношения между вами и нашим цирком в последующие годы».
Журнал Советская эстрада и цирк. Июль1986 г.
оставить комментарий